Презентация по русской литературе на тему В удивительном мире русской литературы 19 века


В удивительном мире русской литературы 19 века Урок обобщения и контроля Цели урока: Систематизировать и проверить знания обучающихся по разделу «Произведения русских писателей 19 века.Приобщать к русской классической литературе.Формировать навыки самоконтроля. 1 отборочный тур «Знаете ли вы писателей 19 века и их произведения?» Задание 1. «Кто это?» Назовите имена и фамилии писателей и поэтов 19 века. Запишите их. «Кто это?» Запиши Ф.И.О. писателя или поэта 19 века. 1 2 «Кто это?» Запиши Ф.И.О. писателя или поэта 19 века. 3 4 «Кто это?» Запиши Ф.И.О. писателя или поэта 19 века. 5 6 «Кто это?» Запиши Ф.И.О. писателя или поэта 19 века. 7 8 «Кто это?» Проверь себя. 1. А. С. Пушкин2. М. Ю. Лермонтов3. Н. В. Гоголь4. И. С. Тургенев5. Н. А. Некрасов6. М. Е. Салтыков –Щедрин7. Л. Н. Толстой8. А. П. Чехов 1 отборочный тур « Знаете ли вы писателей и поэтов 19 века и их произведения?» Задание 2. «Кто автор этого произведения?» Укажите автора каждого произведения с помощью стрелок. (Работа с карточками). «Кто автор этого произведения?» Проверь себя. А. С. Пушкин - «Капитанская дочка» М. Ю. Лермонтов - «Герой нашего времени» Н. В. Гоголь - «Мертвые души»И. С. Тургенев – «Бежин луг»А. Н. Некрасов – «Русские женщины» М. Е. Салтыков-Щедрин – «Дикий помещик» Л. Н. Толстой - «Детство» А. П.Чехов – « Хамелеон»  Дополнительное задание Назовите авторов произведений:«Отцы и дети»«Война и мир»«Вишнёвый сад» Игра «Угадай слово» Назовите фамилию автора, который родился в 19 веке, был знаком с А. П. Чеховым, встречался с Л. Н. Толстым, прожил до середины 20 века, писал рассказы и стихи. Игра «Угадай слово» Назовите фамилию автора, который родился в 19 веке, был знаком с А. П. Чеховым, встречался с Л. Н. Толстым, прожил до середины 20 века, писал рассказы и стихи. Б У Н И Н Иван Алексеевич Бунин « Я поэт и больше поэт, чем писатель, я главным образом поэт». А. Блок о И.А. Бунине: « Так знать и любить природу, как умеет Бунин,- мало кто умеет» Стихотворение И. Бунина «Вечер» О счастье мы всегда лишь вспоминаем.А счастье всюду. Может быть, оноВот этот сад осенний за сараемИ воздух, льющийся в окно.В бездонном небе лёгким белым краемВстаёт, сияет облако. ДавноСлежу за ним… Мы мало видим, знаем,А счастье только знающим дано.Окно открыто. Пискнула и селаНа подоконник птичка. И от книгУсталый взгляд я отвожу на миг.День вечереет, небо опустело.Гул молотилки слышен на гумне…Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне. 2 отборочный тур. Задание 1. Кроссворд. « Узнай литературного героя». 5 1 4 2 3 Г Е Р О Й « Узнай литературного героя» «Острижен по последней моде; Как dandy лондонский одет – И наконец увидел свет»? « Узнай литературного героя» 2. «Первому, старшему изо всех, …, вы бы дали лет четырнадцать. Это был мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал , по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы» « Узнай литературного героя» 3. «…делал змея из географической карты.» « Узнай литературного героя» 4. «Он был среднего роста: стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климата…» « Узнай литературного героя» 5. «Впереди перед другими понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы». Проверь себя. Кроссворд. А 1 4 н О П д н 2 3 е р е Ф Г ч и г е р О й И д и Р н я н И ё н в 2 отборочный тур. « Узнай литературного героя». Задание 2. Кому из литературных героев принадлежат эти вещи? 1 2 3 4 5 Проверь себя. «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке». Проверь себя. «Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Проверь себя. «… вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! выпала люлька с табаком…» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях и на суше, и в походах, и дома». Проверь себя. « И был тот помещик глупый. Читал газету «Весть», тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Проверь себя. «А купец Воротилов … под самый Трезоркин праздник купил совсем новую, на диво выкованную цепь и сюрпризом приклеил её к Трезоркину ошейнику. Лай, Трезорка, лай!» Дополнительное задание Объясните понятие «литературный герой».Какое значение ещё имеет слово «герой»?Кого можно назвать и литературным героем, и настоящим героем? Игра «Угадай слово» Поэма Некрасова «Русские женщины» посвящена жёнам декабристов. Об одной из них, княгине Трубецкой, мы читали. А кому посвящена вторая часть поэмы Некрасова?. Назовите фамилию этой княгини. Игра «Угадай слово» В О Л К О Н С К А Я 3 отборочный тур «Узнайте иллюстрации» К какому произведению относятся эти иллюстрации и репродукции картин? К какому произведению эта иллюстрация ? К какому произведению эта иллюстрация или репродукция картины? К какому произведению эта иллюстрация или репродукция картины? К какому произведению эта иллюстрация или репродукция картины?» К какому произведению эта иллюстрация или репродукция картины? К какому произведению эта иллюстрация или репродукция картины? К какому произведению эта иллюстрация или репродукция картины? К какому произведению эта иллюстрация или репродукция картины? Проверь себя. Н.А.Некрасов. «На Волге»М.Ю.Лермонтов. «Бородино» М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». И.С.Тургенев «Муму» А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»И. С. Тургенев «Бежин луг»Л.Н.Толстой «Война и мир» Дополнительное задание. Читая рассказы А. П. Чехова и сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, мы смеялись.А каким бывает смех?Продолжите предложение: Добрый смех – это… Злой смех – это … Игра «Угадай слово» Назовитеавтора иллюстрациик рассказуА. П. Чехова«Хамелеон» Игра «Угадай слово» К У К Р Ы Н И К С Ы Так назвали свой необычный творческий коллектив, сложившийся ещё в годы обучения в художественном вузеМихаил Васильевич КуприяновПорфирий Никитич Крылов,Николай Александрович Соколов Портрет Кукрыниксов Карикатура Кукрыниксов Финальная игра «Угадай слово» Как можно назвать выдающегося, общепризнанного писателя или поэта, являющегося образцом в литературе? Финальная игра «Угадай слово» К Л А С С И К Значение слова можно найти в Толковом словаре. Запомни! Писатели и поэты 19 века КЛАССИКИ Литература 19 века КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Задание на дом: Написать мини-сочинение «Хочу сказать «спасибо» …» (Какому писателю или поэту 19 века и за что?) Оформить работу творчески. Из биографии писателей XIX в. 30 При его имени «тотчас осеняет мысль о национальном русском поэте». Это солнце русской классической литературы. Родился в родовитой, но небогатой дворянской семье. Один из предков, составляющих гордость семьи, - Ибрагим Ганнибал, «арап Петра Великого», Особую роль в его жизни сыграла знаменитая няня Арина Родионовна» С двенадцатилетнего возраста учился в Царскосельском лицее, где и проявил впервые свой поэтический талант. С раннего возраста он познал горечь расставанья, потеряв в младенчестве мать, не мог общаться с отцом. Его воспитывала любящая бабушка в своем имении Тарханы. Ребенком он проявил многочисленные таланты: музыкальный, изобразительный, поэтический. Большой патриот, мечтающий о свободе и счастье своего народа. Храбрый воин, виртуозно владеющий оружием, и лихой наездник. Жизнь его была мгновенна, ослепительна и коротка, как молния. Поэтическое наследие поражает глубиной философских размышлений и трагическим мироощущением. Вырос в богатой помещичьей семье, где всем «заведовала» матушка Варвара Петровна, капризная и жестокая крепостница. Из детства вынес он горячую ненависть к крепостному праву и всякому насилию над человеком, потому что неоднократно был свидетелем моральных и физических издевательств над бесправными людьми, да и сам часто был «сечен нещадно». Свое творчество посвятил борьбе за свободу человеческой личности, отмену крепостного права. Родился в семье бедного армейского офицера. Получил главное наследство отца - солдатский сундучок с книгами. Жил «из милости» в семье тверского помещика и учился с его детьми, превосходя их в эрудиции и таланте. Пробовал себя в драматургии, но прославился благодаря «непопулярному жанру» басни. Автор более двухсот басен. Имя его при жизни становится известным. Произведения этого писателя проникнуты искрометным юмором, истинной народностью. Родился на Украине в Полтавской губернии, прошел суровую школу жизни, покорил Петербург повестями, «переданными со слов Рудого Паньки». Одобрение А.С. Пушкина окончательно убедило его в том, что его призвание - литература. Заядлый театрал и замечательный актер, он проявил свой талант и в драматургии.