Роль ремарки в русской драматургии( исследовательская работа Тургановой Анастасии, обучающейся 10 кл.)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИРИКЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Роль ремарки в русской драматургии.
Исследовательская работа.
Выполнила ученица 10 класса
Турганова Анастасия.
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Воротилина Т.И.
Содержание:
Часть I.
Актуальность.
Ввеедение.
Понятие-ремарка.
История ремарки.
Функция ремарки.
Часть II.
Роль ремарок в пьессе Н.В.Гоголя «Ревизор».
Роль ремарок в пьессе Островского «Гроза».
Актуальность
В настоящем исследовании под ремаркой мы понимаем форму авторского комментирующего высказывания в драматургическом тексте, отделенного от речи персонажей и представляющего собой систему описаний пространственно-временного и предметного плана пьесы, характеристик героя, его реакций и поведения в ситуации межличностного общения.
Актуальность исследования предопределена рядом
факторов:
- совершенствованием возможностей драматургического анализа;
- востребованностью исследований жанровой стрктуры художественных произведений не только словесностью, но и другими областями гуманитарного знания и практики;
- отсутствием более полного представления о возможностях поэтики русской драматургической ремарки, как непосредственной формы выражения авторского начала.
Введение
Объект исследования - понятие «ремарка», становление и развитие функций и форм ремарочных описаний в текстах русской драматургии XVIII - XIX веков.
Предмет исследования - авторские ремарки в произведениях русской драматургии XVIII-XIX веков.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ:
1. Изучить литературоведческие материалы, дающие определение ремарки, её типам и функциям в драматургическом произведении.
2. Исследовать текст комедии «Ревизор» на предмет использования ремарок, связанных с физиогномикой.
3. Исследовать текст пьессы «Гроза» на предмет использование в ней ремарок, связанных с физиогномикой.
4. Сделать выводы о роли ремарок в создании художественных образов героев и развития драматургического конфликта.
Понятие - ремарка
Так сложилось, что русские драматурги изучаемого периода не пользовались собственно понятием «ремарка», для соответствующего обозначения они употребляли слова «сноска» или «выноска». Само понятие происходит от французского слова "remarque" - замечание, примечание. Традиционно под этим термином сейчас понимаются пояснения, которыми обычно драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе.
Ремарки существуют почти в каждой пьесе. Они могут иметь много функций: могут описывать действия героев, их чувства, перед началом сцены или действия и внешний вид. Также это может быть характеристика персонажа или режиссерский комментарий к пьесе. В драматургии второй половины XIX века роль ремарок возросла в связи с усилившимся интересом к быту и нюансам психологии.
Функция ремарки
Основная функция ремарок — выражение интенций автора. Одновременно это средство передачи авторского голоса служит способом непосредственного воздействия на режиссера, актеров и читателя драмы. Таким образом, ремарки всегда прагматически обусловлены и определяют адекватность интерпретации драматического произведения.
Для ремарок характерна стандартизированность построения и высокая степень повторяемости в них определенных речевых средств (см., например, использование глаголов речи или глаголов движения входит, уходит). Они моделируют художественное время и пространство произведения, указывают:
— на место или время действия: Варвара (у калитки) А.Н. Островский «Гроза»);— на действия героев: Хлестаков. (Входит в боковую комнату, за ним городничий.) (Н.В. Гоголь «Ревизор»);
— на особенности поведения или психологического состояния персонажей в момент действия (интроспективные ремарки);
— на интонации голоса героя (тихо, громко, с дрожью в голосе и др.);
— на адресата реплики: Бобчинский (Добчинскому) (Н.В.Гоголь «Ревизор»);
— на реплики в сторону, связанные с принятием им решения: Городничий (в сторону) (Н.В.Гоголь «Ревизор»).
Тенденции преобразования ремарок получили дальнейшее развитие в русской драматургии XIX—XX вв. В русской реалистической драме XIX в. нормы построения и функционирования ремарок в целом строго соблюдаются, в то же время последовательно усиливаются их связи с основным текстом, их значимость для развертывания ведущих мотивов произведения и раскрытия его идейно-эстетического содержания. Ремарки окончательно приобретают системный характер, на них распространяются общие законы построения художественного текста.
История ремарки
В истории драматургии ремарка не имела одного и того же значения и не была однородной. В античной драме служила для обозначения передвижений актеров и указывала входы и выходы. Более разработанной ремарка оказалась в средневековом европейском театре. В реалистическом театре ремарка становится характеристикой действующих лиц (в «Ревизоре» Гоголя) или детальным описанием места событий. Часто показывает действия, не выраженные в прямой речи, но характеризующие состояние персонажа. Постепенное усиление значения ремарки, увеличение комментирующих возможностей прослеживается на протяжении XVIII века. С XIX века идет усложнение функций ремарок в европейской драматургии.
Роль ремарок в пьессе Н.В.Гоголя "Ревизор"
Природу некоторых ремарок можно рассмотреть с точки зрения физиогномики, метода определения типа личности человека, его душевных качеств и состояния здоровья, исходя из анализа мимики и жестов. Проведем исследование на основе пьессы Н.В. Гоголя «Ревизор».
Особую роль в пьессе занимают ремарки, с помощью которых можно проанализировать характер героя, оценить его личностные качества или чувства, испытываемые им в определенный момент. В «Замечаниях для господ актеров» автор дает характеристику героев — открыто выражая свое отношение («Он умнее своего барина... и молча плут») или скрывая его в портретных описаниях («...очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек»). Для гоголевских ремарок характерна ирония.
Чиновки провинциального города при знакомстве с Хлестаковым испытывали страх, т.е. ожидание близкого страдания, или большую, всеобъемлющую тревогу, представляющую собой острое опасение или боязнь (Городничий (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить): А ва-ва-ва… ва…) Автор указывает на физические признаки страха - дрожь и мышечная слабость. Эти данные дают основание сделать вывод о душевном состоянии персонажа, городничий боиться разоблачения, испытывая при этом глубокое потрясение - испуг, страх. В подобном состоянии находился и другой персонаж - Лука Лукич (от испуга выронил сигару, плюнул и, махнув рукою, про себя.): Черт побери все! Сгубила проклятая робость!). Прослеживаются сходные физические признаки, к сходному душевному состоянию добавляется робость - скованность в движениях, которая вызванна внутреними, психологическими убеждениями.
Страх руководит поступками героев. Одни от страха просто замирают на месте, другие же испытывают робость, нерешительность.
Понять харарктер главного героя, Хлестакова, вокруг которого разворачиваются действия, помогают также ремарки. При общении с женой и дочерью городничего он галантен, так как желает нравится женщинам, оказывает разного рода знаки внимания, угодничает, т.е. прислуживается (Хлестаков (раскланиваясь): Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть.), льстит с корыстной целью (Хлестаков (рисуясь): Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне еще приятнее.). Все перечисленные состояния выражаются преувеличенными и фальшивыми физиогномическими знаками (напимер, раскланивается). Обнаруживается из наблюдаемых признаков ослабление ума и воли, что в свою очередь указывает на неспособность удержать себя в рамках нравственного достоинства.
Особое место в пьессе занимает «немая сцена», которой завершается произведение. Все чиновники испытывают глубочайшее потрясение, пронизывающее их насквозь, которое различным образом выражается в их фигурах и лицах. Лука Лукич пребывает в абсолютной растерянности (Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом), так как он не знает, что его ждет впереди. Бобчинский Добчинский испытывают ужас - высшая степень страха, что выражается физиологическими признакими: сильно раскрытые глаза и открытые уста (Бобчинский и Добчинский с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами.).
На основании собранных фактов можно сделать вывод о том, что угодничающие Хлестакову лишены воли, ума и высших морольных чувств.
Роль ремарок в пьессе А.Н. Островского «Гроза»
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» относится к драматическому жанру. Принадлежность к этому жанру определяет всю композицию произведения. В этой драме затрагиваются многие важные аспекты жизни мещанства и купечества в конце 50-х годов XIX века, и автор не может не выразить своего мнения. Пьесы Островского предназначались и для чтения, поэтому его ремарки состоят из коротких вставок, но несут большой внутренний потенциал. Ремарки в «Грозе» описывают пейзаж, обстановку, героев и их поведение. На протяжении пьесы характеры героев не меняются, а раскрываются, но прямых описаний персонажа (как, например, у Гоголя в «Ревизоре») нет. Проанализировав интроспективные ремарки с помощью основ физиогномики, можно также сделать вывод о личностных особенностях и качествах персонажей.
Для детального просмотра, подходят ремарки, описывающие поведение Варвары, сестры Тихона Кабанова, которая втайне от родственников встречалсь с Кудряшом и не хотела, чтобы от этом узнала Кабанова, деспотичная мать, поэтому находилась в постоянном напряжении. Осторожность с осмотрительностью стали частью ее личности (Варвара (оглядываясь): Говори! Я хуже тебя.). Однако она не боялась своей матери, в отличие от других членов семьи и не испытывала никаких опасений. Это в свою очередь является причиной отсутсвия физических и моральных признаков страха, о которых говорилось ранее.
Следующей причиной применения ремарок, характеризующих персонажа, является описание образа деспотичной Кабановой.
Слабое развитие в человеке идеальных, положительных качеств приводит к образованию нравственного недостатка, так возникает горость, жестокость, грубость и т.д. Каждое свойство имеет свои физиогномические знаки, которые часто являются противоположными. Гордость - это переоценка своих личностных качеств без учета того, дойстойны они или нет. В данном случае Кабанова демонстрирует нравственное достоинство, обращаясь с людьми иных мнений и взглядов на жизненный уклад с презрением, а со своими домочадцами общается строго, упрекая по различным весомым и маловажным поводам (Кабанова (строго): Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит.) и обращается с просьбами в приказном тоне (Кабанова (жестом показывая в землю): В ноги, в ноги!). Подчинение ее приказам при сильно выраженной властолюбии и надменном отношении к окружающим вызывает у героини ликование - молчаливый смех души(С улыбкой.): Оно все лучше, как приказано-то.).Строгость - это состояние близкое к правосудию, характирезующееся «строгим лицом», «строгой позой», но отличается от правосудия тем, что в нем уже чувствуется примесь неудовольствия (Кабанова (строго): Ну, ну, говори, коли уж начала.) Так же Островский использует интроспективные ремарки и ремарки, описывающие действия персонажа, связанные с физиогномикой для точного описания личностных качеств Катерины. Повышенная стыдливость выражается практически на всем протяжении пьесы (Катерина потупляет глаза.) : Да мало ли…). Главные движения и жесты, вытекающие из стыда, состоят в следующем:
1) в желании спрятать лицо (Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю.);
2)в желании спрятаться, провалиться сквозь замлю (Катерина с криком прячется.);
3) глаза стыдливого человека устремляются в сторону или беспокойно движутся, избегая постронних взглядов;
4) умолкание, невозможность открыть уста (Катерина (после непродолжительного молчания, потупившись) : Ну, так что ж?) Однако чувство отверженности от мира, самоосуждение, укоры совести, которые испытывает Катерина, указывают на нравственную чистоту человека, и являются начальным этапом реабилитации и раскаяния.
Вывод
Таким образом, развитие понятия «ремарка» шло на протяжении большого количества времени, и в современнном театре оно достигло пика эволюции и стало более определенным и точным, прочно утвердились ее функции, после изучения которых, становится невозможным отрицание важности роли, выполняемой ремаркой в драматургических произведениях, которая раскрывает авторскую позицию и авторское мнение, служит для характеристики героев, описаня природы и является одной из незаменимых частей пьесы.
Физиогномика помогает осознать смысл, заложенный в ремарки авторами, и раскрыть образы персонажей. В пьессе Н.В. Гоголя «Ревизор» ремарки выполняют важные функции, благодаря которым возможен более объемный просмотр харатеров героев, причин определнного поведения. Подобную функцию содержат в себе ремарки пьессы «Гроза» другого известного драматурга А.Н. Островского. Они также помогают понять внутренний мир героев, причины их поступков.