Конспект урока русского языка по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (1 rкласс)






Конспект урока русского языка по теме:

«Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»



(УМК «Школа России», 1 класс)

Авторы учебника:
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
(М.:Просвещение)



Составила:
Петрокеева Л.В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №61 г. Воронеж




2017г.
Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.
Предметные задачи урока:
дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Метапредметные задачи урока:
Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.
Оборудование: учебник «Русский язык. 1 класс», компьютер, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, чистые листочки, толковый словарь русского языка.

Ход урока
1. Организационный момент. Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Прозвенел уже звонок,
Как же мы начнём урок?
-На уроке мы сидим –
Не шумим и не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если спросят, отвечаем.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.
- Начинаем урок русского языка.
Девиз урока:
«ТЕБЕ СКАЖУТ – ТЫ ЗАБУДЕШЬ,
ТЕБЕ ПОКАЖУТ – ТЫ ЗАПОМНИШЬ,
ТЫ СДЕЛАЕШЬ – ТЫ ПОЙМЁШЬ».
- Ребята, оказывается, один из сказочных героев решил остаться на один урок. А чтобы узнать, кто пришёл на урок вместе с вами, вы должны отгадать загадку: У отца есть мальчик странный, Необычный, деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует свой длинный... Кто же это?..
(СЛАЙД 2) – Молодцы, ребята! Но ведь Буратино, наверно, не случайно пришёл к нам на урок. Буратино привык везде совать свой нос, и он хочет посмотреть, как вы работаете на уроке, каких успехов достигли, и хочет, чтобы вы, ребята, помогли ему ответить на некоторые  вопросы, потому что без вашей помощи ему не справиться. Вы согласны ему помочь? Для того, чтобы найти золотой ключик, Буратино нужно преодолеть некоторые препятствия, а мы ему в этом поможем.
- Вот первое препятствие.
1. ПОВТОРИМ
Над какой большой темой мы работаем на протяжении нескольких дней?
(слова)
-Что называется словом?
(сочетание букв , имеющих значение)
-Что могут называть слова?
(предметы и явления, признаки предметов, действия предметов)
- На какие вопросы отвечают слова , называющие предметы..,признаки предметов..,действия предметов?
Работа с загадками с договариванием:
- Отгадайте загадки
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему:«... (Привет!)»
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик,... (Здравствуй!)»
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «... (До свиданья!)»
Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: «... (Извини!)»
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «... (Спасибо!)»
Говорит лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, лиса, не жалуйся,
А скажи:«... (Пожалуйста!)»
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «... (Добрый день!)»
На закате мотылёк
Залетел на огонёк.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «... (Добрый вечер!)»
- Как называются слова-отгадки? («Вежливые» слова.) Какие ещё «вежливые» слова вы знаете? Для чего в речи нужно употреблять «вежливые» слова?
-Посмотрите, как много мы уже знаем про слова! Молодцы!- Сегодня ещё кое-что про них узнаем
2. Минутка каллиграфии. (Слайд 3)
1).Для следующего задания, нам нужно разбудить свои пальчики.
Мы для пальчиков гимнастику начнем,
Упражнения для пальцев проведем,
Укрепляем мышцы пальцев, мышцы рук,
Чтобы каждый пальчик стал нам верный друг.

2).-Открываем рабочие тетради и давайте вместе проговорим себе напутствие перед работой.
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу,
Я, друзья, от Вас не скрою,
Ручку я вот так держу,
Сяду ровно, не согнусь,
Потому что не ленюсь!

- Отступите 2 линейки запишите число 23 марта. С какой буквы начинается имя нашего сказочного героя? Давайте напишем заглавную букву Б.
3. Актуализация знаний
а) - Ребята, чтобы найти золотой ключик, Буратино обратился к волшебному зеркальцу, чтобы оно показало, где находится пропажа.
Но вот что показало зеркальце нашему Буратино. (СЛАЙД 4)
- Как вы считаете, зеркало обмануло Буратино? (Нет)
-Предметы на картинке как называются? (Ключи)
Почему Буратино и волшебное зеркало не поняли друг друга? (Буратино не объяснил, какой ключ ему нужен)
Оказывается, что бывают разные ключи. (СЛАЙД 5) Ключ родник, ключ музыкальный, ключ гаечный, ключ дверной.
Смотрите, слово одно «ключ», а значений у него много.
- А где можно найти лексическое значение этого слова?
- Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова «ключ»
Буратино говорит вам спасибо!

- Ребята, перед вами на столе лежат листочки. Сейчас выполним очень интересное задание. Я назову слово, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову.
- Итак, слово «Иголка».
- А теперь, откройте глаза и нарисуйте предмет, который представили. Только друг к другу не подглядывать.
- Покажите карточку, на которой нарисовали «иголку».
(Спрашиваю нескольких учащихся, что они нарисовали на своих рисунках).
- Молодцы, ребята! Сейчас давайте посмотрим на экран. А что это за иголки нарисованы на рисунках. (Каждый рисунок объясняется). (Слайд 6)
- Так что же опять мы видим? Слово одно «иголка», а значений у него посмотрите сколько!
-Прочтите лексическое значение слова «иголка».
- Как называются слова, которые имеют много значений?
(Многозначными).
- Запишите эти два слова: «иголка» и «ключ» у себя в тетради. (Слайд 7)
иголка ключ

- Молодцы! Хорошо справились с этим заданием.
-А где можно найти значение этих слов? (в толковом словаре)

4. Словарная работа. (СЛАЙД 8, 9)
- Кто в сказке учил Буратино? Она приготовила для вас загадки.
Палочка волшебная Есть у меня, друзья, Палочкою этой Могу построить я Башню, дом и самолет И большущий пароход! (Карандаш)
-Как вы думаете, слово карандаш сколько имеет значений? (Одно)
-Значит оно какое? (однозначное) (Слайд 10, 11)
В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки, Что угодно для души. (Пенал)
Как вы думаете, слово пенал сколько имеет значений?
- Правильно, значит, это слово тоже называется однозначным.
Слово карандаш имеет тюркские корни "кара" - черный, "даш" - камень.-Записываем слово «карандаш»
Сколько слогов? Какой слог ударный? Где опасные места?
- что нужно сделать, чтобы понять, какую безударную гласную надо написать в слове пенал?
- Послушайте внимательно мой рассказ и догадайтесь, какую гласную надо написать и или е.
Сначала в пенале лежали только перь. Пенал буквально "вместилище для перьев". Потом туда стали класть и другие предметы для письма и рисования. Слово пенал образовано от латинского слова «пенна» , что означает «перо».
-Какую же гласную будем писать?
-Почему так решили? Вставляем пропущенную гласную.
Сколько в слове слогов, какой слог ударный, в каком слоге безударная гласная?
- Запишите в тетрадь слова карандаш и пенал. Поставьте ударение в этих словах и подчеркните выделенные гласные. Запомните, как пишутся эти слова. (Слайд 12)
-А где можно найти значение этих слов? (в толковом словаре)
- Итак, ребята!
Значит: (Слайд 13, 14)
Слова, которые имеют много значений называются многозначными.

Слова, которые имеют одно значение, называются однозначными.

- Где мы можем проверить правильность своих рассуждений? ( по учебнику)
Откройте стр.27-найдите на этой стр. правило. Давайте его прочитаем

Буратино доволен, видно вы ему правильно всё подсказали. (Слайд 15)
- Ребята, как вы считаете, вы хорошо справились с чистописанием. Красиво, аккуратно написали слова?

ФИЗМИНУТКА для глаз (Слайд 16)
5. Ребята, помимо многозначных и однозначных слов мы познакомимся ещё с одной группой слов, а вот с какой, вы мне скажите сами.
Назовите героев, которые пришли к нам сегодня на урок и которые всё делали наоборот, и поиграем с ними в игру.
Если Мальвина скажет: «трудиться, работать», то Буратино – «отдыхать, лениться». Продолжите.
строить –
хвалить –
хороший –
умный –
плач –
Проверьте себя. (Слайд 17)



трудиться
работать
строить
хвалить
хороший
умный
плач
 
лениться
отдыхать
ломать
ругать
плохой
глупый
смех
 


А Мальвина учила Буратино быть каким:
Прилежный – старательный
Ласковый – нежным
Чуткий – отзывчивый
Шалить – баловаться
Как же называются такие слова?
Давайте запишем два слова – прилежный – старательный (Слайд 18, 19)
- Итак, значит, какая у нас тема урока, как вы думаете? ()
- Посмотрите на экран. (Слайд 20)
(Тема урока: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова».)
- А как вы думаете, какие задачи урока мы с вами ставим?
Задачи урока:
1. Познакомиться с однозначными и многозначными словами, с близкими и противоположными по значению словами.
2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи.

Ребята, Буратино нашёл стихотворение из вашего учебника на с.27 из №17 и хочет послушать как вы его прочитаете:
- Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
- А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят.

Буратино не может понять, что значит рожь золотая, руки золотые. Ключик золотой он понимает (Слайд 21)

- Ребята! Подумайте, что обозначает слово золотой. (Слайд 22-25)
1) сделанный из золота, драгоценного металла жёлтого цвета (например: золотой ключик).
2) цвета золота, блестяще-желтого цвета.
3) прекрасный, замечательный, умелый.
- Какие из этих значений вы выберете, чтобы объяснить выражения золотая рожь, золотые руки.
- Ребята! Так сколько значений имеет слово «золотая» (много).
Значит какое это слово? (Многозначное)
- А по одному слову можно понять, что это многозначное слово? (Нет).
(Это можно понять только по тексту (о чём говорится в тексте) или по картинке).
Физминутка (Слайд 26)
Буратино рано встал.
Потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. Крепче Буратино стой, Вот он – ключик золотой

6. Работа в парах. Давайте поможет Буратино найти однозначные и многозначные слова. (Слайд 27)
-Сейчас возьмите, пожалуйста, карточки, на которых написаны слова. Вам нужно будет распределить их на две группы: однозначные и многозначные слова:
линейка
тетрадь
ручка
лист

(Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением).
- Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы?
- Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает
- А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные?
- Читает
Посмотрите на доску как правильно распределить слова! ( Слайд 28)
Продолжение работы по карточкам с записью однозначных и многозначных слов в тетради.
- Ребята! А теперь еще раз внимательно прочитайте слова из первой группы (однозначные). Это: линейка и тетрадь. Обратите внимание на то, как пишутся слова линейка и тетрадь.
- Внимательно посмотрите и запишите себе в тетрадь.
В следующей линейке запишите слова из второй группы.

Составьте с одним из них предложение. (Я купил тетрадь.) (Слайд 29)

Тоже самое выполните со словами второй группы.
- Внимательно посмотрите, как пишутся слова ручка и лист.

Составьте с одним из них предложение. (В пенале лежит ручка.) (Слайд 29)

7.Игра «Засели домик» (Слайд 30-37)

А сейчас Буратино предлагает нам поиграть. ( упр.16 с. 26)
Нужно угадать, в каком домике живут предметы. В одноэтажном слова которые являются однозначными, в многоэтажном – многозначными. Вы хлопаете в ладошки 1 раз, если слово однозначное, если многозначное –2 раза. А на доске можно увидеть, кто в каком домике живет.
-Как называются слова, которые имеют одно значение, а два или больше значения?
8. Давайте поиграем. Сейчас я буду называть слова, к которым вы должны подобрать противоположные по значению слова.
Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово Высоко, А ты ответишь (низко). Скажу я слово Далеко, А ты ответишь (близко). Скажу я слово потолок, А ты ответишь (пол). Скажу я слово потерял, И скажешь ты: (нашёл). Скажу тебе я слово Трус, Ответишь ты: (храбрец). Теперь начало я скажу. Ну, отвечай (конец)!
Прочитайте слова парами:
высоко – низко
далеко – близко
потолок – пол
потерял – нашёл
трус – храбрец
начало – конец           
Научное название таких слов – антонимы. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
А теперь близкие по значению слова:
Автомобиль-машина
Врач-доктор
Дети-ребята
Грустный - печальный
Смелый – храбрый.
Научное название таких слов – синонимы.
СИНОНИМЫ – это слова близкие по значению. (Слайд 38)
Где можно познакомиться с этими словами? (в словарях)
9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

Итог урока.
Буратино нашёл свой ключик от волшебной дверцы, вы ему в этом помогли.
Он вместе с вами познакомился, что слова бывают однозначными и многозначными, близкими и противоположными по значению.
Чтобы знания были впрок, Давайте кратко повторим урок!
- Какие слова мы называем однозначными? - Какие слова мы называем многозначными?
- С какими словами мы ещё познакомились?
- Где мы можем узнать значение слова?

10. Рефлексия
15