Конспект к уроку русского языка во 2 классе на тему: Тренировка в решении орфографических задач


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37» г. Оренбурга
Открытый урок по русскому языку
во 2 классе на тему:
«Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач; закрепление освоенных способов действия».
Учитель: Сысоева Е. В.
2012 г.
Оборудование:
1.Презентация (ИКТ технология)
2. Вееры.
3. Классная доска.
4. Раздаточный материал.
Задачи урока:
1. Отрабатывать применение правила написания букв безударных гласных.
2. Развивать орфографическую зоркость и словарный запас.
3. Воспитывать внимание к слову.
Универсальные учебные действия:
Личностные: развивать интерес к учебно-познавательному процессу, формировать знания о истории своей страны, о её героях.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (целеполагание).
Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию.
Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем, умение работать в группах.
Ход урока
I.Мобилизующее начало.-Запишите число.
- Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в путешествие по родной стране с лётчиками, пехотинцами и артиллеристами. За правильные ответы каждая группа получает звёздочки.
- Как называется наша страна? (Россия)
- Мы побываем в некоторых городах-героях России.
- Как вы думаете, почему мы решили побывать в городах-героях?
- Сейчас нам необходимо определить маршрут путешествия.
- Положите перед собой карту.
- На каком материке находится Россия? (Евразия)
- Евразия – самый больший материк в мире.
- На какие две части он разделён? (Азия и Европа).
- В какой части живём мы? ( В Европе).
II .Словарная работа. Постановка учебной задачи.
- Прежде чем отправиться в путешествие давайте прочитаем данные слова. Р.дина, Р.ссия , гор.д М.сква, с.лдат, г.рой, гр.ница, п.здравляю, з.щитник.
- Прочитайте и скажите, какие из них лишние? (Граница, з.щитник – записаны на доске). Почему? ( Так как остальные словарные слова).
- Докажите, что граница и защитник лишние слова. (Граница- это решаемая задача)
- А как понять решаемая задача? (т.е. можно поставить под ударение с помощью проверочных слов).
- Итак, какой вопрос мы поставим перед собой, над которым будем работать?
( В каких словах можно решить орфографические задачи?)
- А в слове защитник можем поставить данную орфограмму под ударение?
- Поставьте второй вопрос. (Какие способы действия можно найти для нерешаемых задач?).
- Что называют словарные слова? ( Слова - предметы)
- На какие две группы можно их разделить?
- В каких словах-названиях мы уже умеем решать орфографические задачи? (В словах-предметах, словах- признаках, словах-действиях).
- Это третий вопрос «Способы подбора в словах-названиях».
Работа у доски и по карточкам (транскрипция: Россия, город, солдат).- Запишите только словарные слова, вставляя орфограммы зелёным цветом.
- Покажите с помощью вееров, какие орфограммы вставили.
- Подберите к слову Родина родственные слова (Родить, родник, родной ).
- Давайте их запишем, выделяя корень.
- Что называют эти слова?
- Какой синоним можно подобрать к слову Родина? (Отечество, Отчизна)
III. Работа с толковым словарём.
- Найдите в словаре значение слова герой. ( Храбрый, доблестный, самоотверженный человек, который совершает подвиг – с.12)
IV. Остановка «Волгоград».
- Итак, отправляемся мы из своего родного Оренбурга на самолёте ТУ- 154.
- Мы прибыли в город-герой Волгоград. Отметьте красной точкой пункт остановки.
Ученик: Этому городу более 400 лет. Раньше город назывался Царицын, Сталинград, а с 1961 года носит название Волгоград. С 1965 года город-герой. В городе во время Великой Отечественной войны проходила одна из битв, которую назвали Сталинградской. В честь победы в Сталинградской битве на Мамаевом кургане почти 40 лет назад был создан памятник-ансамбль, погибшим воинам. Во время ожесточённой битвы за этот город стойко держались солдаты под командованием командира И. Батюка, которые дали клятву «Стоять насмерть».
«Помни присягу св.тую св.ю,
Будь неприступен и стоек в б.ю,
Трусы п.гибнут, орлы поб.дят,
Будем орлами, ни шагу назад».
- Почему наши солдаты сравнивали себя с орлами ?- Давайте запишем проверочные слова к проверяемым.
( Святую-свято, свою-свой, в бою-бой, победят- победа)
- Наш земляк герой Советского Союза А. И. Родимцев тоже участвовал в боях Сталинградской битвы. (слайд)
V. Физкультминутка для глаз.
VI. Остановка « Москва».
- Продолжаем наше путешествие и делаем остановку в городе-герое Москва.
Ученик: Москва – столица нашей Родины. Это один из крупнейших городов мира. Москву в старину называли матерью всех городов. Говорили: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал». Во время Великой Отечественной войны немецкие войска подступили к городу, но были остановлены советскими воинами. На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. За шесть дней беспрерывных сражений они подбили 80 танков и уничтожили сотни гитлеровцев. Для защитников были важны слова политрука Василия Клочкова: « Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».
- Запишите это предложение, решая орфографические задачи: « Вел.ка Р.ссия, а .тступать некуда – п.зади М.сква».
- Перед вами лежит рисунок самолёта. Закрасьте верный ответ.
- Как правильно пишется В.О. В.?
VII. Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4-5 раз),
Прыгать и скакать (4 раза).
VI. Остановка « Санкт-Петербург».
- Пока мы отдыхали самолёт доставил нас в город-герой Санкт-Петербург. До 1991 года город назывался Ленинград. Его основал Пётр I более 300 лет назад. В годы В. О. В. несмотря на голод и холод, город выдержал 900 дней блокаду и отразил все атаки врага. В 1945 году присвоено звание города-героя. Сейчас это один из красивейших городов мира (показ слайдов).
- А сейчас прочитайте текст «Ёлки в блокадном Ленинграде», в первом абзаце найдите и подчеркните слова-действия.
Зимой 1941 года Ленинград был окружён фашистами. Не было хлеба, не было дров. Люди умирали от голода. Но город не сдавался. Он боролся днём и ночью.
Штаб обороны города решил организовать новогодние ёлки в детских садах, театрах.
Из глубокого тыла накануне Нового года по Ладожскому озеру доставили муку для праздничного угощения и даже мандарины.
VII. Работа по группам.
- Внимание! Чтобы вернуться на Родину, нужно выполнить задания.
(Раздаю задания для групп).
Выберите синонимы к слову смелость. Соедините стрелками.
доброта
отвага
смелость грубость
бесстрашие
храбрость
Составьте предложения. Дайте название тексту.
1. в, войну, много, осиротело детей.
2. погибли, у, отцы, них, на, фронте, а, матери, бомбёжек, фашистских, от, погибли.3. увозили, детей-сирот, в, глубокий тыл.
4. были, детские, переполнены, дома.
Соберите пословицы, соединяя их стрелками.
Кто храбро сражается в бою, да к сердцу близко.
Москва от глаз далека, чем Родина наша.
Нет ничего краше, тот честно защищает Родину.
Если дружба велика, ни жизни не жалей.
Для Родины своей ни сил, будет Родина крепка.

Вычеркните «лишнее слово». Объясните свой выбор. Выделите общую часть.
Победить
Побеждённый
Побеждать
Победят
Последний флажок читает учитель:
Мы мечтаем, учимся, строим
На просторах Российской земли
Потому что бойцы-герои
От огня планету спасли.
VII. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- Скажите, добились ли мы цели, отвечая на первый вопрос?
- Зачем нужны проверочные слова?
- Вспомните, как звучал второй вопрос? (Какие способы действия можно найти для нерешаемых задач?). Как мы это делали? (Выделяли корень, чтобы понять, в какой части находится орфограмма).
- Давайте ещё раз повторим, что могут называть слова? (Предметы, действия, признаки).
- А сейчас, каждая группа посчитайте количество звёздочек.
( I место по знаниям - , II место - , III место - )- Спасибо за урок! Все постарались, показали свои знания.
- А гостям спасибо за внимание.