Личностно-ориентированная модель обучения в образовательном процессе ДОУ


Наблюдая поведение и реакции детей одного возраста, находящихся на одном и том же этапе развития, я увидела, что каждый из них – индивидуальность. Однако, индивидуальные различия заключаются не только в том, что у каждого ребенка проявляются свои, присущие ему душевные качества. Дело в том, что у одних детей доминируют одни качества, а у других – другие.
Исходя из своих наблюдений, личностно-ориентированное образование детей строю на следующих принципах:
любой ребёнок принимается таким, каков он есть;
развитие индивидуальности воспитанника произвожу в соответствии с его способностями, особенностями характера, половой принадлежности и т.п.);
предоставляю свободу выбора предметов и видов деятельности каждому ребёнку, способствую развитию инициативности;
включать в образовательный процесс задания продуктивного, творческого характера, повышаю самооценку детей;
принимаю любой ответ, направляя ребёнка в правильное русло, использую предвосхищающую оценку для малоактивных и тревожных детей: «У тебя всё получится»).
формирую ценностное отношение воспитанника к своему здоровью, (использую здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе);
широко использую различные варианты индивидуальной, парной или групповой работы;
создаю условия для формирования у каждого ребёнка адекватной самооценки, уверенности в своих силах;
провожу с детьми рефлексии занятия (в конце занятия побуждаю детей высказывать свое личное мнение по таким вопросам, как: “Что на занятии вам запомнилось больше всего и почему? Что было особенно трудно? Что вы хотели бы узнать по этой теме еще? Что можно было бы сделать на этом занятии по-другому, чтобы оно стало еще лучше?”), тем самым проявляю уважение к индивидуальным интересам детей, помогаю им научиться рефлексировать свою деятельность.
В результате использования элементов личностно-ориентированного обучения, развитие детей происходит на качественно ином уровне. Дети становятся более успешными и уверенными в себе и своих силах, чувствующие себя комфортно в коллективе.
Конечно, делаются лишь первые шаги по формированию у детей важных личностных качеств. Цели личностно-ориентированного образования являются долгосрочными и рассчитаны не на один год обучения ребенка.