Социальное проектирование в начальной школе. Тезисы к выступлению на семинаре.


Социальное проектирование в начальной школе
Тезисы к выступлению на семинаре
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Требования к проектам, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.
Проектный метод направлен на: развитие критического мышления; умение работать с информацией; работать в коллективе; владеть культурой коммуникации.
Типы проектов
1. Исследовательские.
2. Информационные.
3. Творческие.
4. Игровые.
5. Практические.
По количеству участников проектов:
Личностные; парные; групповые.
По продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.
Стадии работы над проектом — это «пять П»
Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е., папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Этапы проекта.
Постановка проблемы.
Проблема может идти от ребенка (например, после анкетирования в классе, можно узнать о проблемах, которые волнуют учеников). Так же проблема может быть озвучена учителем, но для того, чтобы она стала личностно значимой для ученика, он должен предложить пути ее разрешения и заинтересоваться воплощением в жизнь своих идей. В случае принятия ситуации, решение проблемы исходит от самого ребенка. При постановке проблемы ребенок должен ответить на вопрос: «Почему для меня это важно?»
Тема проекта.
Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта в первую очередь должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта.
Цель проекта.
После того, как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта. Цель проекта – модель желаемого конечного результата. Учащийся отвечает на вопрос: «Зачем мы (я) делаем этот проект?»
Задачи проекта.
Ученик отвечает на вопрос: «Что для этого мы делаем?»
Задачи, связанные с теорией: изучить, найти, собрать информацию и т. д.
Задачи, связанные с моделированием или исследованием: смоделировать изучаемый объект, провести исследование-эксперимент;
Задачи, связанные с презентацией: проведение грамотной защиты проекта.
Гипотеза.
Гипотезу выдвигают исходя из цели.
План работы (методы и способы).
Дети должны ответить на вопрос: «Как мы это можем делать?»
Прежде, чем начать практическую разработку проекта, мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
- подумать самостоятельно;
- посмотреть книги;
- спросить у взрослых;
- обратиться к компьютеру;
- понаблюдать;
- проконсультироваться со специалистом;
- провести эксперимент;
- другие.
Продукт проекта.
Учащиеся отвечают на вопрос: «Что получится?» (как решение проблемы). Продукт проекта – это материализованный итог всей вашей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.
Выводы (итог) проекта.
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой, получился ли продукт значимым. Можно озвучить планы на будущее.
Важно отметить, что этапы защиты проекта полностью совпадают с этапами разработки, отличаясь лишь сжатостью, точностью и лаконичностью.
Примеры детских проектов
Творческий проект «Моя семья».
Цели проекта ( поставленные перед ребенком): осознать роль семьи в жизни человека; изучить историю своей семьи (родословную), род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения; понять свою роль в этой семье; подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе, создать небольшой семейный альбом.
Педагогические цели: развивать творческие и коммуникативные способности ребенка; прививать навыки сотрудничества с другими людьми; активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; прививать первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.
Как мы видим, проект построен на тематике эмоционально – близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе, которого малыш учиться задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографии, из которых складывается альбом. Индивидуальные проекты, получаются очень разнообразные, так как кто – то более глубоко представляет родословную, кто-то семейные увлечения, кто – то отдых и путешествия. Поскольку альбом формируется с помощью родителей, он с их помощью может быть представлен в электронном виде. Комментарии в виде рассказа ребенок делает самостоятельно.
Результатом проекта является понимание ребенком роли семьи в жизни человека; практическим воплощением результата становится фотоальбом и рассказ о своей семье.
Проект «Распорядок дня».
Цели проекта: проанализировать свой день, распределить все важные и обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом; представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге.
Педагогические цели: развивать такие качества личности ребенка, как аккуратность, ответственность, обязательность, умение распоряжаться своим временем, планировать свой день, находить разумный баланс времени между работой и отдыхом.
Дети проявляют творчество в оформлении расписания. Это могут быть собственные рисунки, по часам иллюстрирующие активность в течение дня: подъем, завтрак, поход в школу, урок, отдых и т.д. То же самое в другом проекте может быть проиллюстрировано с помощью аппликации, в третьем – это цифровые фотографии (хронометраж дня школьника), выведение с помощью компьютера на бумагу и сопровождающиеся не только временем выполнения того или иного пункта распорядка дня, но и оригинальными надписями. Многие дети подбирают соответствующие иллюстрации того или иного дела, дополняют короткими стихами и т.д.
Результатом проекта является понимание ребенком важности правильной организации распорядка дня; практическим воплощением результата становится распорядок для конкретного школьника, самостоятельно составленный и творчески оформленный им на бумаге.
Примерная тематика проектов
Моя родословная.
Профессии наших родителей.
Мой город.
Наш дом. Наш двор.
Праздники моей семьи.
Генеалогическое дерево моей семьи.
Война и наша семья.
Награда в нашем доме.
Лента времени моей семьи.
10.Календарь семейных профессий.
11. Семейные традиции.
12.Семейные реликвии.
13.Рассказ моей бабушки. (Письмо внуку).
14.Как мне выбирали имя.
15.Спортивная жизнь семьи.