Программа по патриотическому воспитанию Я -гражданин, хоть и маленький.

Программа
«Я – гражданин, хоть и маленький».


Пояснительная записка.

Планирование воспитательной работы является существенным звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания.
Я разработала свою программу воспитательной работы по патриотическому воспитанию, которая способствует формированию учащихся активной любви к Родине, необходимых гражданских качеств, чувства патриотизма.
Патриот по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
« Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно – богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», - писал В. А. Сухомлинский.
Чувство патриотизма – устойчивое переживание человеком своего положительного отношения к Родине. Для того чтобы оно возникло, человек должен овладеть понятием «Родина», получить знания об истории и культуре своей страны и крае: о подвигах героев, достижениях учёных, деятелей культуры, которые прославили родной край, Отечество. Формирование таких знаний, представлений является одной из основных задач программы.
Известно, что формирование понятий и представлений возможно уже в шесть – семь лет. Поэтому неслучайно, что программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Этот возраст, по мнению ряда исследователей (Л. И. Божович, В.С. Мухина и др.), характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей чувства патриотизма, любви и преданности к своей Родине. Программа «Я – гражданин, хоть и маленький» реализуется с учётом этих возрастных особенностей.










Цель: формирование учащихся чувства патриотизма, гордости, ответственности и уважения к Защитникам Отечества.


Задачи: 1)углубить знания учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения, истории, традициях, культуре народов России;

2) способствовать более содержательному знакомству с историей своей семьи, пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны;

3) воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу и краю как к малой Родине;

4) воспитывать учащихся гражданами своей Родины, России;

5) воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;

6)воспитывать любовь и уважение к Родине, коллективизм, гуманизм, умение сплотиться, уважение к старшему поколению.

Патриотическое воспитание основывается на следующих принципах:

- соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям детей;

- единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий;

- воспитание в процессе общественной деятельности, связанной с трудом;

- изучение опыта защиты Отечества.

Важное место занимает воспитание в ребёнке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины. И здесь большую роль оказывают проведение классных часов, экскурсий, праздников, которые способствуют:
-углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения;
-более содержательному знакомству с историей своей семьи;
-углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России;
-воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
- пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.


Предложенная тематика занятий направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа, народным промыслам. Занятия, посвящённые природе родного края, позволяют расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогут задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать: озеленение кабинета, высадка зелёных насаждений в парке или на пришкольном участке, уборка мусора с лесной полянки после своего отдыха на ней
Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы русских народных праздников, можно познакомить их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Применяя на занятиях устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, позволяют познакомить детей со славными подвигами богатырей святорусских – защитников земли Русской.
Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. С детских лет нужно учить ребёнка уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства.

Любовь к родному городу (посёлку, селу), гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения её к истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота соей Родины, сформировать чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.
Известно, что формирование представлений и понятий возможно уже в шесть – восемь лет. Поэтому неслучайно, что программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Этот возраст, по мнению ряда исследователей ( Л. И. Божович, В. С. Мухина и др.), характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине. Программа « Я гражданин, хоть и маленький» реализуется с учётом этих возрастных особенностей.





Программа рассчитана на четыре года (1 – 4 классы).

Основной задачей в первом классе поставила вызвать заинтересованность у детей к родной стране, дать первоначальные представления о родном крае, о Родине, познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».

Во втором классе содержание неразрывно связано с первым классом. На занятиях дети знакомятся с историей возникновения флага, герба и гимна Российской Федерации, осваивают сущность и значение государственных символов; знакомятся с героическим прошлым нашей Родины, биографиями русских богатырей и полководцев ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, А. В. Суворов др.), у них формируются представления о таких понятиях как «героизм», «мужество», «верность» и «преданность Отечеству».

В третьем классе дети знакомятся со знаменательными датами России, получают знания об истории и культуре своей страны и крае, о подвигах героев, достижениях учёных, деятелей культуры, которые прославили родной край, Отечество.

В четвёртом классе учащиеся не только знакомятся с героическими подвигами соотечественников, но и своими силами проводят праздничные концерты.

Все занятия проходят в нетрадиционных формах: игра – путешествие «Что такое символы», заочная экскурсия «Россия – моя большая Родина», волшебная лаборатория» На космическом корабле», «видео лекция «Нурлат – город славный», познавательная игра «Оружие и доспехи 17 века» и др.
















В процессе реализации программы используются:

- метод разъяснения (патриотический и гражданский долг на примере героических подвигов соотечественников);
- наглядные методы;
-практические методы ( составление карт « Путешествие по России», изготовление творческих альбомов «Достопримечательности родного края», родного края», «Оружие и доспехи русских воинов» и др.);
-метод личного примера педагога.

Итог реализации программы «Я – гражданин» - выпуск творческого журнала, который включает рисунки учащихся по теме «Моя Родина – Россия», стихотворения детей о малой родине, написанные ими сказки, русские народные пословицы о родной стороне и храбрости воинов, практические задания (головоломки, кроссворды, загадки, шарады, по темам программы).

В ходе реализации программы у детей формируются не только родино- ведческие понятия и представления, но и такие качества, как коллективизм, гуманизм, умение сплотиться, уважение к старшему поколению.






















Использованная литература.

1.Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселёва Т. В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.:ВАКО,2008.

2.Журнал. Начальная школа. 2008г., №8

3.Журнал. Начальная школа. 2002 г.,№8.

4.Дневник классного руководителя/Сост. А. В. Кочергина, Л. И. Гайдина, О. Е. Жиренко. – 6-е издание. – М.: 5 за знания, 2008.

5. Журнал. Начальная школа. 2007г., №4

6.Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников.Методическое пособие./авт.-сост. А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, А. П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007.

7.Классные часы в 1 – 4 классах/ авт.-сост.И. В. Персидская и др. - Волгоград: Учитель,2006.

8.Журнал. Начальная школа.. 2007г., №2





















Прогнозируемый результат.



- Повышение активной жизненной позиции ученика;


- Осознание учащимися своих возможностей;

- Овладение учащимися своих возможностей;

- Осознание учащимися значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.































План работы
центра патриотического воспитания
« Я – гражданин, хоть и маленький».


1 класс.


п/п

Наименование занятий
Сроки
проведения
Направленность в системе патриот-го воспитания

1.
История моего имени и фамилии
сентябрь
Гражданско-патриотическое

2.
Герб, флаг, гимн России
октябрь
Гражданско -
патриотическое, историко-краеведческое

3.
«Вот она, какая моя Родина большая».
ноябрь
Гражданско – патриотическое, историко-краеведческое

4.
«Я – Россиянин»
декабрь
Гражданско - патриотическое

5.
«Права ребёнка в новом веке»
январь
Гражданско-патриотическое

6.
«Рыцарский турнир»
февраль
Гражданско - патриотическое

7.
«Красота русской природы»
март
Историко - краеведческое

8.
«Я гражданин – хоть и маленький»
апрель
Гражданско-патриотическое

9.
Литературно-музыкальная композиция «Миру - да, нет войне»
май
Гражданско-патриотическое,
Героико-патриотическое

10.
Творческая гостиная «Давайте жить дружно»
май
Духовно- нравственное









План работы
центра патриотического воспитания
« Я – гражданин, хоть и маленький».


2 класс.


п/п

Наименование занятий
Сроки
проведения
Направленность в системе патриот-го воспитания

1.
« На что мы имеем право»
сентябрь
Гражданско-патриотическое

2.
Цена ломтика
октябрь
Гражданско -
патриотическое, духовно-нравственное

3.
День народного единства
ноябрь
Гражданско – патриотическое, историко-краеведческое

4.
День Конституции
декабрь
Гражданско - патриотическое

5.
Ответственность
январь
Гражданско-патриотическое

6.
«Настоящий мальчишка- какой он?»
«Богатыри земли русской»
февраль
Гражданско – патриотическое,
героико-патриотическое

7.
« По труду – почёт»
март
Духовно-нравственное

8.
«Что такое хорошо и что такое плохо»
апрель
Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное

9.
Литературно – музыкальная композиция «Миру да, нет войне »
май
Гражданско-патриотическое,
героико-патриотическое

10.
«Мои мечты, мои желания»
май
Духовно- нравственное





План работы
центра патриотического воспитания
« Я – гражданин, хоть и маленький».


3 класс.


п/п

Наименование занятий
Сроки
проведения
Направленность в системе патриот-го воспитания

1.
Декларация прав ребёнка.
сентябрь
Гражданско-патриотическое

2.
«Любить свой город – значит, быть ему полезным»
октябрь
Гражданско -
патриотическое, духовно-нравственное

3.
Цена ломтика
ноябрь
Духовно-нравственное

4.
Деловая игра «Главные вопросы»
декабрь
Гражданско - патриотическое

5.
Игра – путешествие «Лидер»
январь
Гражданско-патриотическое, духовно - нравственное

6.
«Добры молодцы»
февраль
Гражданско – патриотическое,
героико-патриотическое

7.
«Моя Родина – Россия»
март
Духовно-нравственное

8.
День космонавтики
апрель
Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное

9.
Литературно-музыкальная композиция «Этих дней не смолкнет слава».
май
Гражданско-патриотическое,
героико-патриотическое

10.
Видео лекция «Нурлат – город славный»
май
Духовно- нравственное





План работы
центра патриотического воспитания
« Я – гражданин, хоть и маленький».

4 класс.


п/п

Наименование занятий
Сроки
проведения
Направленность в системе патриот-го воспитания

1.
На чём основано взаимопонимание
сентябрь
Духовно-нравственное

2.
«Символы нашего края»
октябрь
Гражданско -
патриотическое, историко-краев-кое

3.
Конкурс инсценированной песни «Споёмте, друзья»
ноябрь
Военно-патриотическое, героико-патриотическое

4.
Защитники Родины. Каким ему быть?»
декабрь
Военно- патриотическое, духовно-нравственное

5.
Викторина «Герои войны».
Фольклорный праздник «Рождество»
январь
Историко-краеведческое, военно- патр-кое, духовно- нравст-е

6.
Спортивный праздник «А ну–ка, мальчики!»
февраль
Гражданско – патр-е,
героико- патр-кое

7.
Фольклорный праздник «Масленица» Праздничный вечер, посвящённый Дню Матери»
март
Духовно-нравственное

8.
Читательская конференция «Возьми себе в пример героя» (по лит. произвед. о войне)
апрель
Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное

9.
Концерт для ветеранов войны «Мир твоему дому, солдат»
май
Гражданско-патриотическое,
героико-патр-кое

10.
Творческая гостиница «Семейные таланты»
май
Духовно- нравственное



15