Формирование базовых ценностей в свете ФГОС


МБОУ ГИМНАЗИЯ №7 ИМ. ВОРОНЦОВА В. М.
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
Обобщение опыта в рамках фестиваля педагогического мастерства
«От призвания к признанию»

«Формирование базовых ценностей в свете ФГОС»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Тулинова Инна Николаевна
Основание и обоснование выбора пути нравственного развития учащихся класса.
Сегодня, как никогда, актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения. Постановка этой проблемы связано с резким падением духовного здоровья российского общества. Российская молодежь на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса. Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Именно в связи с вышеизложенным приоритетным направлением в своей воспитательной работе считаю формирование ценностей духовного порядка и ценностного отношения учащихся к миру.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника. Первый — Закон "Об образовании". В ст. 14, п. 1—2 сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования:
- самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
- интеграция личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общества и нацеленного на совершенствование этого общества;- формирование духовно-нравственной личности.
Второй источник — отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте. Национальный воспитательный идеал имеет конкретно-исторический характер и соответствует условиям определенной эпохи.
Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Личность делает возможными социальный и экономический прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции, социальную солидарность.
«Формирование образа жизни, достойной Человека».
В своей воспитательной деятельности основываюсь на концепцию Надежды Егоровны Щурковой - «Формирование образа жизни, достойной Человека».
Как справедливо отмечает Н.Е. Щуркова, образ жизни — это новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способного обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни.
Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:
- освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире;
- усвоения как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;
- присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.
Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: классных часов, праздников, викторин, выставок, игр и т.д. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогом и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.
Эффективной формой социализации школьников является их добровольное участие в деятельности различных детско-юношеских общественных объединений. Такое участие позволяет обучающимся осваивать различные социальные роли, получать опыт общественно значимого нравственного поступка.
Характеристика классного коллектива.
В классе обучаются 25 детей. 13 из них воспитываются в неполных семьях, вследствие чего у учащихся были совершенно разрушены семейные ценности, устои, традиции. Все это негативно сказывалось на их личностном развитии и затрудняло духовно-нравственное воспитание со стороны классного руководителя. Также в  классе  есть учащиеся «группы риска». Эти учащиеся легко поддавались воздействию со стороны, были склонны при определённых обстоятельствах нарушать моральные запреты и совершать плохие поступки.
В связи с этим возникла необходимость мониторинга системы ценностей учащихся.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ М. РОКИЧА.
Данная методика изучения ценностных ориентации М. Рокича является в настоящее время наиболее распространенной. Она основана на прямом ранжировании списка ценностей. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Подобные результаты подтолкнули к необходимости постановки цели и задач, которые бы помогли систематизировать работу в этой области. Цель и задачи были взяты из Концепции Н. Е. Щурковой «Формирование образа жизни, достойной Человека».
Цель - воспитание личности, способной строить свою жизнь на духовно – нравственных основах, способной нести ответственность за собственные поступки.
Задачи:
формировать ценностные отношения к нормам культурной жизни;
формировать представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
формировать ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни;
формировать образ жизни, достойный Человека;
формировать жизненную позицию, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Ожидаемые результаты:
- приобретение учащимися знаний о поведении в обществе через опыт реального взаимодействия со сверстниками, учителями, другими людьми;
- формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
самоопределение и саморазвитие личности;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты.
Претворение в жизнь ожидаемых результатов позволит учащимся вступить на новый уровень осмысления себя как социальной единицы в последующей «взрослой» жизни позволит найти ответы на вопросы: как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить среди людей и строить с ними свои отношения?
Существуют основополагающие принципы концепции Н. Е. Щурковой:
1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;
3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.
Итак, концепция «Формирование у школьников образа жизни, достойной Человека» — это не инструкция к обязательному исполнению, не административное предписание. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики. Она показала нам этот мир и даже пригласила войти в него. И мы уже поняли, быть может, даже приняли: каждый выбирает для себя и по себе.
Для создания эффективных условий духовно-нравственного воспитания, использую методики, подсказанные Н.Е.Щурковой:
- Стараюсь увидеть хорошее в учащихся, так чтобы можно было сказать им очень скоро: "Я вами уже очень довольна".
- Непременно нахожу время для того, чтобы собрать педагогические впечатления о работе на занятиях. Обобщаю их, сообщаю в виде обобщенной оценки.
- Когда возникнет (а возникнет непременно) ситуа​ция необходимости помощи, говорю вслух: "Нуж​на помощь!" и наблюдаю реакцию детей.
- Проверяю выполняются ли элементарные нормы этикета, например, такие: приходить на занятия за пять минут до начала; приветствовать всех и каждого при появлении ; при обращении к человеку называть его; оказывать помощь любому, кто в ней нуждается; оставлять после себя место чистым; вслушиваться в речь и вглядываться в лица в обще​нии; не высказывать собственных суждений категорич​но.
- Использую форму благодарности каждого всем по окончании группового дела: "спа​сибо", кивок головы, прикосновение ладошки к ла​дошкам, развернутая благодарность и прочее.
Широко использую в работе игровые методики Н.Е.Щурковой («Корзина грецких орехов», «Разброс мнений», «Волшебный стул», «Презентация мира», «Проблема на ладошке», «Наши жизненные приоритеты», «Цена и ценность», «В кругу симпатий», «Путешествие в своё прошлое», «Турнир знатоков этикета», «Три желания», «Дорога жизни» и др.). Игровые методики Н.Е.Щурковой – это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана. Содержанием игр выступают: ценностные отношения детей к миру (они проживаются), умения детей взаимодействовать с миром (они вырабатываются), знания детей о мире (они формируются). Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Итак, игра - основной прием реализации данной воспитательной концепции. Именно игра, оставаясь всегда актуальным приемом воспитательной деятельности, позволяет моделировать различные жизненные ситуации и находить решения и выходы из затруднительных положений. Данное свойство игры способствует успешной социализации учащихся, что является одним из важнейших требований ФГОС.
Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра - явление сложное и многогранное.
Можно выделить следующие её функции:1. обучающая функция - развитие общих учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.;2. развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение; 3. коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения;4. релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде;5. психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;6. функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, более полно раскрыть свой потенциал.
Практическая часть.
Тема: «Что такое цена и что есть ценность в нашей жизни».
Цель: воспитание личности, способной построить свою жизнь на основе
сформированных ценностей.
Задачи:
1. создать условия для самореализации учащихся в определенной ситуации;
2. способствовать укреплению общей культуры коллектива;
3.формировать у обучающихся адекватный ценностный уровень знаний о мире.
Приемы: эвристическая беседа, проблемная ситуация, притча, игра.
Ход занятия.
1. Притча о ценности каждого мгновенья в жизни.
Притча рассказывает о теории 1000 шариков. Один человек посчитал, сколько в среднем живут люди. Оказалось – 75 лет. Некоторые больше, некоторые меньше, но в среднем 75. Затем 75 умножил на 52 (это количество воскресений в году). Получается 3 900. Когда человек задумался об этом, ему было 55 лет. Это значило, что ему оставалось прожить примерно 1000 воскресений. Он заехал в магазин игрушек и купил 1000 разноцветных шариков, насыпал их в прозрачную банку. После этого каждое воскресенье вынимал и выбрасывал по одному шарику. Количество шариков все уменьшалось, и тогда этот человек стал обращать внимание на истинные ценности. Нет более сильного средства, как смотреть на все уменьшающееся количество отпущенных дней… Одним воскресным утром он вытащил последний шарик, и каждый последующий день стал подарком. И только тогда он стал обращать внимание на то, как светит солнце с утра, как поют птицы, какое это счастье, видеть вновь свою семью, друзей, делать для них добрые дела. Вот истинные ценности!
2. Проблемный вопрос: Что для вас истинная ценность. Давайте вместе подумаем. Можно ли купить или продать то, что вы считаете ценностью?
3. Игра «Цена и ценности».
Данная игра относится к ряду групповых дел. Она инициирует размышление о принципиальном отличии того, что имеет цену, от того, что принято называть ценностью. Разведение понятий в игре способствует осмыслению соответствующих явлений в жизни участника игры.
Фабула игры: идут торги между владельцем и покупателем, покупатель готов дать самую высокую цену за то, что в руках у владельца. Он говорит: «Продай мне, я дам тебе хорошую цену». В ответ он услышит либо: «Продаю», либо «Нет, я не могу продать даже за самую высокую цену».
Что же в руках у владельца? Кошка, живущая у него десять лет; стихи, написанные для любимого человека; старая семейная фотография; килограмм шоколадных конфет; сотовый телефон; шарф, связанный любимой бабушкой; а может, в руках у него вечные, непреходящие ценности: любовь к Отчизне и гражданская солидарность, милосердие и сострадание, толерантность, уважение, совесть.Группа, наблюдавшая торги, вдруг замечает, что одно продается легко и спокойно, а другое владелец не может продать, как бы его не упрашивали. Ведущий при этом должен подыграть, репликами усиливая азарт: «Повышайте цену!» … или «Просите лучше – зачем ему старая кошка?!»
Лучше, если «товар» предварительно обозначен на карточках и роздан владельцам в руки так, чтобы до момента торга наблюдатели не знали о предмете торга. Его содержание открывается только в момент реакции владельца, когда он отвечает покупателю.
Итоги игры.
4. Рефлексия.
Педагог незаметно вводит понятия «цены» и «ценности», отмечая их сущностные признаки: цена – все то, что имеет денежную стоимость, ценность – все то, что имеет значимость в жизни человека.На данном этапе участникам игры предлагается ответить на вопрос: «Я понял(а), что …».
Таким образом, каждый участник игры выражает свое собственное мнение.
Анализ воспитательной деятельности (полученные результаты).
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ М. РОКИЧА.
С уверенностью можно сказать о том, что учащиеся получили определенные навыки в ходе работы по формированию базовых национальных ценностей.
Показателями успешности воспитательной работы на основе концепции Н. Е. Щурковой, базируясь при этом на требования ФГОС и Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являются: участие в различных видах деятельности, несущих в своем содержании ценностное отношение к окружающей действительности (например, шефство над участником ВОВ Трусовой Н. Н., участие в районных и городских акциях, различных гимназических мероприятиях).Результатом являются сформированные у учащихся умения:
— декларировать ценность (например, сказать «Какое счастье — видеть своих одноклассников/встречать родителей после работы»);
— защищать ценность от посягательства на неё (например, произнести: «Не надо кричать на человека! Ему же больно от грубых слов!»);— совершать действия, выражающие ценностные отношения (например, прийти на помощь или попросить помочь человеку);
— организовать дело как практическое воплощение реального отношения к ценности (например, предложить: «Наведем порядок в нашем классном кабинете, чтобы было, где работать Человеку!»).