Отчет С. Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю?


Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю?
После проведения аудита, для дальнейшего продолжения практики, была проведена повторная встреча инициативной группы с директором школы. Во время совместной профессиональной беседы были намечены пути изменения практики обучения. А для этого был проведен анализ сильных и слабых сторон школы.
На основании SWOT - анализа выявили, что сильной стороной нашей школы являются учителя с большим опытам и высоким уровнем компетентности, которые могут передавать свои знания менее опытным педагогам. Они обладают широким диапазоном педагогических стратегий и методик, и достаточным объемом знаний эффективного и целесообразного их использования. Тем не менее, следует отметить, что в школе имеется небольшой процент адаптивных учителей, которые в силу своей неопытности и низкого теоретического уровня, еще не включились в процесс преобразований в школе.
В нашей школе активно внедряются в практику основные идеи Программы. Творческие отчеты на методических совещаниях и педагогических советах доказывают, что учителя активно используют стратегии и методики, содействующие совместному обучению, информационно-коммуникативные технологии, как эффективные средства преподавания с целью поддержки деятельности учащихся. Это также видно по посещенным урокам: презентации, видеоуроки, он-лайн тесты, поиск нужной информации в Интернете прямо на уроке, просмотр отрывков документальных и художественных фильмов, широкое применение функций интерактивной доски (их в школе 5).
Созданы и работают сетевые сообщества учителей – словесников и естественно-научного цикла. 12% учителей успешно проводят внешние курсы по наставничеству и коучингу, являясь руководителями МШМО (межшкольного МО) и внештатными лекторами Алматинского областного института повышения квалификации. Учителя частично располагают возможностью совместного процесса разработки, реализации, управления и планирования учебной среды с коллегами. Но при этом по данным моих исследований 16-18% учителей отметили, что знакомы с вышеперечисленными стратегиями только теоретически, а 11 % вообще не имеют желания и потребности заниматься исследовательской деятельностью в области обучения и воспитания. Им необходимо критическое оценивание своей практики для принятия решений на основе собственного опыта. Тщательное изучение не только отношения учителей к нововведениям, но мнения учащихся и их родителей позволили определить проблемное поле для постановки определенной цели программы развития школы. Необходимо решить вопросы построения повышения квалификации учителей на тесном взаимодействии друг с другом, организовать активный совместный поиск не только информации, но и оптимальных условий организации учебного процесса, направленные на повышение качества образования
В анкетах «Умение анализировать педагогическую деятельность», проведеных среди учителей только 34% учителей отметили, что на практике умеют применять рефлексию профессиональной деятельности, и только 36% осуществляют рефлексию и учитывают ее результаты в профессиональном саморазвитии. И это является слабой стороной нашей школы. Учителям необходимо критическое оценивание своей практики для принятия решений на основе собственного опыта.
К сожалению, не все учителя нашей школы обладают глубоким пониманием сущности процесса обучения, мотивации отдельных учеников, их эмоционального состояния и жизни вне класса. Зачастую только классные руководители знают о психологическом климате семьи, в котором живет ребенок. Но и то нельзя с полной уверенностью сказать, что они в курсе, чем дети заняты во внеурочное время, вечерами. Особенно это касается учеников подросткового и старшего возраста. Учителя – предметники, конечно, беседуют с родителями по поводу успеваемости отдельных учащихся для выяснения причин нежелания учиться. Но это только единичные случаи. Учителям необходимо задумываться о причинах низкой мотивации некоторых учеников и способах улучшения эмоционального климата на своих уроках.
В ходе исследовательской деятельности был обозначен основополагающий вопрос программы: как вовлечь учителей в процесс саморефлексии для улучшения качества преподавания в классах с низким качеством знаний?
Для того, чтобы более чётко представить дальнейшую работу, мы выявили фокус программы: какие действия можно предпринять для профессионального саморазвития учителей?
Инструментом программного плана развития школы явилась среда обучения учащихся в 8 – 9 классах.Так как именно в этих классах по сравнению с другими классами наблюдается низкий уровень качества знаний.
Мы предположили, что если учитель будет в построении урока опираться на эффективные методы Исследований действий, качество преподавания улучшится в этих классах. Исходя из этого нами была поставлена цель: использование учителями Исследования действий для анализа собственного опыта и улучшения качества знаний в 8-9 классах.
Для того чтобы преодолеть возникающие препятствия мы должны предложить коллегам такие виды деятельности, которые им будут не только интересны, но и полезны. Мы должны предложить легко транслируемые, эффективные подходы, инструменты, которые помогут сделать урок интересным, познавательным, современным. В этом, конечно же, мне поможет моя команда – инициативная группа. В свою команду я хотела привлечь учителей, не только прошедших уровневые курсы, но и учителей, которые имеют активную жизненную позицию, хотят перемен в учебном процессе, готовы учиться. Для этого я побеседовала с учителями, прошедшими уровневые курсы; они высказались о готовности оказать мне поддержку. Затем я написала объявление для других учителей с приглашением в свою команду. В объявлении отразила тему своего первоначального ПРШ. В назначенное время пришло на первое заседание в неформальной обстановке 6 человек: 2 учителя, прошедших курсы 1 уровня, 1 сертифицированный учитель 2 уровеня, 1 учитель 3 уровня и 2 учителя, которые заинтересованы в улучшении качества своей работы именно в 8-9 классах. Это меня воодушевило. Ведь это люди, которые болеют душой за школу, за результаты своей профессиональной деятельности, работают в школе не ради заработка, а по призванию. Они все имеют лидерские качества, к их мнению прислушиваются в коллективе. К тому же уже имеют опыт проведения исследований на уровне класса и школы.
Реализации Плана развития будут содействовать следующие мероприятия: на встрече с инициативной группой мы распределим между собой обязанности в реализации намеченных мероприятий. Каждый из коллег возьмёт на себя те функции и обязанности, которые будут соответствовать его наклонностям, профессиональным интересам, опыту.
На первом коучинге, который планирую провести сама, я хочу познакомить учителей с видами, типами, формами рефлексии, научить их применять рефлексию на практике. На коучинг я приглашу учителей и начального, и среднего, и старшего звеньев. Потому что тема моего коучинга актуальна для всех педагогов. Коучинг будет называться «Педагогическая рефлексия. Виды. Формы. Способы». В ходе коучинга учителя должны понять важность рефлексии в процессе преподавания для улучшения собственной практики. Я порекомендую учителям вести рефлексивные дневники. Каждое событие изобразить сначала рисунком своего настроения, а потом - записью в дневнике о полученном опыте и обо всем, что приходит на ум в процессе рефлексии (это учит анализировать ситуацию и свое эмоциональное состояние). Достигла ли своей цели, я узнаю через обратную связь, выслушав мнения учителей, применив метод «Рефлексивного экрана».
На следующем коучинге мы планируем познакомить учителей с теоретическими основами «Исследований действий», показав видеоматериал лекции профессора Коллин Мак Лафлин и предоставив им текстовый материал и презентацию об Исследований действий. Это необходимо для изменения действий, понимания, мыслей, условий действия, в итоге – взаимоотношений учителей и учащихся. Коучинг будет проводить мой коуч, учитель 2 уровня. Обратную связь мы планируем организовать в виде опросника. В опросниках будут содержаться открытые вопросы для получения более подробной обратной связи.
Для того чтобы начать Исследование действий учителям, необходимо уметь выявлять проблему в классе. Потому следующий коучинг будет называться «Выявление проблем и определение темы Исследования действий». Я хочу также научить учителей правильной постановке вопросов, применяя метод «Вафельного мороженого». Добилась ли я цели, я узнаю при помощи «Рефлексивного сочинения». Чтобы учителя смогли применить полученные знания, мы с инициативной группой спланируем совместно урок и покажем, как можно провести Исследование действий на практике. Это будет проходить циклически. Поэтому планируется проведение таких уроков и после окончания моей практики в школе.
Чтобы понять эффективность действий по реализации нашего Плана развития школы, планирую проведение промежуточного мониторинга на основе бесед с учащимися, посещений уроков, анализа обратной связи с коучингов, отзывов о них.
Кроме серии коучингов, я буду вести работу с менти и коучем. Менторство я планирую вести с учителем русского языка и литературы в казахских классах, не проходившим уровневые курсы, имеющим достаточный педагогический опыт, но работающим по-старому, применяя традиционные формы и методы на уроках. Составлю план менторинга пошаговому обучению и применению новых подходов и методов преподавания. Используя различные приёмы, инструменты, формы, методы мы будем формировать умение учителя в развитии познавательного интереса на уроке, применять дифференцированный подход с учетом индивидуальных возможностей учеников, преобразовывать педагогическую деятельность на основе стратегий, инструментов развития критического мышления для развития познавательных интересов. Совместно планируя уроки, мы попытаемся предоставить необходимые условия для создания коллаборативной среды: атмосферы сотворчества, сотрудничества. Возможно, ей понадобится поддержка, с целью повышения профессионального мастерства, при создании среднесрочного планирования. В ходе нашей совместной работы учитель будет совершенствовать своё умение ведения консультации с учащимися, рефлексивному анализу своего урока, потому что рефлексия даёт возможность педагогу, оценив произошедшее, выявить плюсы и минусы урока, увидеть, насколько плодотворным было обучение, понять, как ученики включились в процесс обучения и выстроить дальнейшую линию обучения. Результаты менторинга будут видны из посещенных уроков и самоанализа менти.
Профессиональные сообщества учителей играют все более важную роль в жизни современного общества. Современные организации понимают важность профессиональных сообществ учителей школ в процессе обмена знаниями и инновациями. В сфере образования доказано, что организационная изоляция препятствует развитию. Именно поэтому все более важным становится сотрудничество между школами, их объединение в профессиональные сообщества учителей школ в интересах всего обучающегося социума, а не только тех, кто учится в конкретной школе.
Мной запланировано создание сетевого сообщества учителей русского языка и литературы в казахских классах. Тема плана развития ССШ «Внедрение в учебный процесс формативного оценивания» Планируется проведение коучингов, он-лайн обсуждений, создание видеоуроков, публикаций материалов уроков с применением формативного оценивания, проведение он-лайн уроков, ярмарки инновационных педагогических идей.
Так как до сих пор не продуманы и не внедрены механизмы развития лидерства среди родителей и родители по-прежнему являются пассивными участниками учебного процесса, необходимо включение родительской общественности во внутришкольный процесс развития и эвалюации. Поэтому планируется также создание сетевого сообщества родителей. Для этого я выступлю на общешкольном родительском собрании с такой инициативой. Проведу коучинг для родителей по развитию лидерства.
В конце практики я проведу повторный аудит для определения компетенций учителей по саморефлексии . Использую для этого анкеты, опросники и оценочные листы для самооценивания и взаимооценивания. А для определения качества введенных изменений в учебный процесс, среди учащихся 8-9 классов  применю подход «Голос ученика».
Все проведенные нами мероприятия с фото- и видео-материалами будут выложены на сайт школы. Родители и учащиеся будут иметь возможность высказать свое мнение и задать вопросы о преобразованиях в школе на этом сайте.
Я думаю, что запланированные мероприятия не могут решить все выявленные мною проблемы школы, но чётко определённая цель и вытекающие из неё задачи помогут выстроить основную линию исследования через различные формы и методы, которые станут стартовой площадкой для дальнейшей работы, своеобразным переходным периодом во время осмысления и продвижения к дальнейшей деятельности.
В ходе предполагаемой деятельности мы ожидаем выйти на следующий результат: учителя будут иметь представление о педагогической рефлексии и уметь анализировать, размышлять и разрешать школьные проблемы; интегрируют Исследование действий в процесс обучения; обогатят практический опыт обучения учащихся; улучшатся взаимоотношения учителя и ученика и, как следствие, повысится мотивация и вовлеченность учащихся в учебный процесс. Повысится качество знаний.
Поэтому тема Плана развития школы, предложенная мной «Вовлечение учителей в процесс саморефлексии через Исследование действий» актуальна для нашей школы. Он соответствует потребностям школы. Так как цели, результаты и критерии запланированных мероприятий соответствуют общешкольным целям и критериям. Поставленные мною цели доступны, потому что учителя уже осваивают и применяют новые методы и приемы на своих уроках. И есть учителя, которые применяют исследовательские методы в своей деятельности. Хоть и эпизодически, но проводят Исследование урока, осуществляют рефлексию и учитывают ее результаты в профессиональном саморазвитии.А над реализацией этих целей будет работать команда заинтересованных людей, которые знают, в каком направлении двигаться и что для этого делать. План соответствует действительности, ведь темы, цели и критерии успеха основаны на результатах анкетирования, а в них отражено реальное положение вещей. План развития ограничен определенным периодом времени (будет реализовываться в течение 6 недель). И цели вполне достижимы, так как поставлены с учетом реальных возможностей реальных людей. Установленные мною сроки вполне реальны: мероприятия распределены по неделям пошагово. Запланировано 3 коучинга на 6 недель, отведено время на их подготовку и анализ. План составлен так, что времени хватит и на промежуточный мониторинг. А значит, результаты соответствуют SMART – целям.
Список литературы
Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень.Третье издание.Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015
План развития школыТема: Вовлечение учителей в процесс саморефлексии через Исследование действий.
Проблема: слабые навыки саморефлексии учителей.
Цель: использование учителями Исследования действий для анализа собственного опыта и улучшения качества преподавания
Цель Действие Руководитель Сроки Ресурсы Критерии успеха Мониторинг исполнения
Использование учителями Исследования действий для анализа собственного опыта и улучшения практики

Встреча с администрацией школы и командой лидеров
 Аудит
Выбор и беседа с ментиУчитель 1 уровня 1 неделя Учителя-лидеры, администрация, классные руководители
ментиУчителя команды лидеров начнут работу по внесению изменений с целью улучшения процесса преподавания и повышения качества учения. Swot -анализ
Протокол
Фото и видеоматериал
Коучинг 1. «Педагогическая рефлексия. Виды, типы и способы»
Составление плана работы с ментиУчитель 1 уровня 2 неделя 
  Учителя-предметники, раздаточный материал, презентация
Коучменти70 % учителей ознакомятся с рефлексивным подходом к школьной практике Информацион-ный лист коучингаОбратная связь
Фото материалМониторинг
Коучинг 2. «Теоретические основы Исследования действий»
Посещение уроков менти, рекомендации
Создание профессионального сообщества учителей русского языка и литературы. Составление плана СС. Работа по отдельному плану
Промежуточный контроль результатов Учитель 2 уровня
Учителя 1 и 2 уровня
Инициативная группа 3 неделя 
  Учителя
Раздаточный материал, видеоматериал, слайды
КоучОпросники, беседы с учащимися 80 % учителей ознакомятся с подходом Исследование действий
Учителя совместно обсуждают проблемы по предмету, планируют и реализуют план действий сообща.
Информацион-ный лист коучингаОбратная связь
Мониторинг
Фото и видеоматериал
Лист анализа урока
«Голос ученика»
видеосъемка
Коучинг 3. «Выявление проблем и определение темы Исследования действий»
Показательный урок по применению Исследований действий
Выступление на родительском собрании. Коучинг для родителей
Публикация мероприятий на школьном сайте Учитель 1 уровня
Учитель 3 уровня
Учитель 1 уровня
4 неделя учителя
коуч раздаточный материал
фото и видеоматериалы 80% педагогов знают, как выявлять проблемы в классе и определять тему Исследования действий
Родители и ученики могут задать вопросы и высказаться по поводу вводимых преобразований в школе Информацион-ный лист коучингаФото и видеоматериал
Мониторинг
Рефлексия.
Менторинг  с  учителем по решению конкретной проблемы Учитель 1 уровня 5 неделя ментор-учитель
учитель-ментиРешение конкретной проблемы учителя
Рефлексия
Фото и видеоматериал
Определение компетенций учителей (само- и взаимооценка)   по саморефлексии.  
Итоговый сбор информации.       
Рефлексия                        Учитель 1 уровня
Инициативная группа 6 неделя учителя Определен уровень применения учителями саморефлексии Сводная таблица эвалюации педагогической деятельности учителей школы
«Голос ученика»
видеосъемка