Презентация к лекции «Общие вопросы специальной педагогики и психологии»


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПСИХОЛОГИИ ЛЕКЦИЯ №1 Лисова Н.А.,кафедра специальной психологии КГПУ им. В.П. Астафьева Психологические заповеди педагога Откажись от стереотипов и принимай человека таким, какой он естьВерь, что в каждом человеке заложен источник позитивного развитияУчись отделять поступки человека от его целостной личностиНе оценивай, не суди, избегай прямых советов и нравоученийСтарайся понять другого человека, развивай в себе активное эмпатическое слушаниеБудь самим собой, не стесняйся выражать свои чувства, но делай это в неоскорбительной для других формеОвладевай знаниями, умениями, которые помогут тебе быть уверенным в своей профессиональной компетентности: «Делай как должно. И пусть будет что будет».Не допускай унижения своего личного и профессионального достоинстваРазвивай в себе навыки сотрудничества, диалогического общения с другими людьми, независимо от их возраста, опыта, социального положения и профессионального статуса План лекции: Становление специальной психологии и педагогикиПонятие нормы развитияКлассификация видов отклонений развитияОсобенности психического развития аномальных детейПрактические задачи специальной психологии Во всем мире увеличивается количество детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении. Это требует пристального внимания к проблеме сохранения здоровья и обеспечения условий нормального развития детей, к разработке мер профилактики отклонений в психическом развитии. На 100 школьников (от 7 до 15 лет) приходится 4-5 человек, имеющих нарушения интеллекта. На 800 человек - 1 ребенок с синдромом Дауна. С возрастом увеличивается число людей, страдающих нарушениями слуха (после 50 лет).В нашей стране 4,5 % всей детской популяции (1,7 млн. детей) - дети с ОВЗ и нуждающиеся в специальном образовании.В это число входит более 35 тыс. детей дошкольного возраста, и 63,6 % таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми. ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА К ЛЮДЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ Специальная психология изучает психофизиологические особенности аномальных детей, закономерности их воспитания, обучения, подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии. Специальная педагогика - это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. Объектом исследования курса «Основы специальной педагогики и психологии» как отрасли научного познания являются дети (лица) с особыми образовательными потребностями.Цели и задачи обучения и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями определяются общими принципами психологии и педагогики: подготовка к активной общественно-полезной жизни, формирование гражданских качеств. ЗАДАЧИ: выявление закономерностей психического развития аномального ребенка;изучение особенностей развития познавательной деятельности людей с различными нарушениями; изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями;разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений;изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения;психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов психологического воздействия на психическое развитие детей с различными типами нарушений. ПОНЯТИЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ Статистическая норма – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании группы людей того же возраста, пола, культуры и т. д. (рост, вес, IQ…). Функциональная норма – индивидуальная норма развития, достижение баланса возможностями, желаниями, умениями и требованиями социума. Идеальная норма – оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Ребенок считается «нормальным» когда: уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;ребенок развивается в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей ребенок развивается в соответствии с требованиями общества Условия нормального развития ребенка. по А. Р. Лурия 1) нормальная работа головного мозга и его коры 2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе. АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Аномальное развитие – развитие на дефектной основе. Дефект (лат. defectus - недостаток) -физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. СТРУКТУРА ДЕФЕКТА (Л.С. Выготский): Первичный дефект – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни. Вторичный дефект – нарушения, возникающие опосредованно в процессе социального развития. Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Влияние дефекта всегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой - служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. “—” дефекта “+” компенсации ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ Причина нарушения – воздействие на организм внешнего и (или) внутреннего фактора, определяющее специфику поражения или нарушения психомоторных функций ФАКТОРЫ: Факторы риска – условия, которые предшествуют негативному результату и повышают вероятность наступления этого результата. Факторы жизнеспособности – условия, которые повышают способность человека избегать негативных последствий, несмотря на объективную подверженность возникновению нарушения. По характеру воздействия патогенных факторов: Эндогенные (внутренние) причины Экзогенные (внешние) причины По времени воздействия патогенные факторы делятся на: пренатальные (до начала родовой деятельности);натальные (в период родовой деятельности);постнатальные (после родов, особенно в период с раннего детства до трех лет). В пренатальный период: Факторы риска:Радиоактивное и другие виды излученийФизические повреждения, травмыИнтоксикации (лекарства, алкоголь)КурениеСоматические заболевания ( паразитарные и вирусные инфекции, гормональные заболевания). Хромосомные аберрации (аномалии) – изменение структуры или числа хромосом:Синдром ДаунаСиндром Шерешевского – ТернераСиндром Клайнфельтера Генные аберрации:Болезнь Тея – Сакса (нарушение липидного метаболизма из-за единичного рецессивного гена).Фенилкетонурия (форма умственной отсталости, вызываемая генетически обусловленным дефицитом). Во время родов: Асфиксия (кислородная недостаточность, степень повреждения мозга зависит от продолжительности)Родовая травма (внутренние кровотечения, смещение позвонков и т.д.) В постнатальный период: Заболевания в раннем возрасте (нейроинфекции, детские инфекционные заболевания)Черепно-мозговые травмы (25 – 45% всех случаев повреждений в детском возрасте)Эмоциональная и социальная депривация Уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет) психомоторный (4 – 7 лет)аффективный (7 – 12 лет) эмоционально-идеаторный (12 – 16 лет) Функциональные блоки мозга В психологии традиционно выделяются три основных класса психических процессов - когнитивные, эмоциональные и регуляторно-волевые Отклонения в познавательнойэмоциональнойрегуляторной сфере Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. Разработка содержания этого понятия в отечественной детской психиатрии связана с именами Г. Е. Сухаревой, М. Ш. Вроно, Г. К. Ушакова, В. В. Ковалева, А. Е. Личко. Классификация видов отклонений развития (Т.А. Власова, М.С. Певзнер 1) дети с отклонениями в развитии, вызванными с органическими нарушениями ЦНС;2) дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС;3) дети с астеническими, реактивными состояниями и конфликтными переживаниями;4) дети с психопатоподобными формами поведения;5) умственно отсталые дети;6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия и др.) Классификация видов психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому 1. Психическое недоразвитие2. Задержанное развитие 3. Поврежденное психическое развитие 4. Дефицитарное развитие 5. Искаженное развитие6. Дисгармоническое развитие Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза Недоразвитие – общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения головного мозга. Пример: олигофрения Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза Задержанное развитие – замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга. Пример: ЗПР Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза Поврежденное психическое развитие – нарушение психического развития в раннем возрасте, возникающее вследствие травм, нейроинфекций и других патогенных факторов.Пример: деменция Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза Дефицитарное психическое развитие – нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем (зрительной, слуховой, мышечно-кинестетической). Пример: детский церебральный паралич (ДЦП) Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза Искаженное психическое развитие – различные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Пример: ранний детский аутизм (РДА) Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза Дисгармоническое психическое развитие – нарушение формирования эмоционально-волевой сферы, часто связанное с неблагоприятными условиями воспитания.Пример: психопатии Параметры дизонтогенеза 1. Функциональная локализация нарушений;2. Время поражения;3. Соотношение первичного и вторичного дефектов;4. Характер нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Общие закономерности аномального развития цикличность психического развития;неравномерность психического развития;развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;пластичность нервной системы;соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития. Развитие аномального ребенка подчиняется тем же законам, которые характеризуют развитие здорового ребенка.У детей, не имеющих текущего патологического процесса, есть потенциальные возможности компенсации и развития за счет формирования ВПФ. Эти компенсаторные возможности в условиях коррекции воспитания и обучения сглаживают и в определенной мере устраняют неправильность психического развития у детей. Специфические закономерности аномального развития Первичное нарушение оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. У аномальных детей наблюдается недостаточное развитие психических процессов. Специфические закономерности аномального развития Чем тяжелее первичный дефект, тем более выраженными будут вторичные нарушения Чем раньше получен первичный дефект, тем тяжелее вторичные нарушения Специфические закономерности аномального развития Аномальные дети испытывают трудности во взаимодействии с людьми и окружающей средой. У аномальных детей снижена активность и реактивность. Практические задачи специальной психологии и педагогики выявление детей с нарушениями в развитии;их дифференциальная диагностика;разработка соответствующих психодиагностических и коррекционно-развивающих методик. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Литература по курсу: Коррекционная педагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 1999.Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. – М., 1985.Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2000.Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М., 2002.Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2000.Специальная педагогика: учеб. пособие для пед.вузов / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; ред. Н.М. Назарова. – 9-е изд. – М.: Академия, 2009. – 400 с.Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.Цыренов В.Ц. Основы специальной педагогики и психологии: Учебное пособие для студентов университета. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2011. – 168 с.