Конспект урока математики по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (5 класс)


Конспект урока математики
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Класс: 5 «В»
Учитель: Радкевич Елена Александровна
Дата проведения: 23.01.2015
Тип: Урок изучения нового материала.
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Класс: 5 «В».
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с дополнительными заданиями, маркеры, маркерная доска, доска, мел, учебник.Основные цели:
Сформировать способность к сложению и вычитанию десятичных дробей, точно и последовательно выстраивать рассуждения, оценивать собственную деятельность на уроке.
Повторить и закрепить запись, сравнение и чтение десятичных дробей.
Ход урока:
1 Этап Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
включить учащихся в УД;
определить содержательные рамки урока: продолжение работы с десятичными дробями.
– Здравствуйте, ребята!
– Какую серьёзную тему мы изучаем в этой четверти? …десятичные дроби
– Чему мы уже научились? …читать, записывать, переводить, сравнивать, округлять и изображать на числовой прямой.
2 Этап Актуализация знаний
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: запись чисел в виде десятичной дроби, сравнение выражений;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, классификация;
зафиксировать индивидуальное затруднение.
Задание 1:
Запишите число 12 в виде десятичной дроби тремя способами.
Задание 2:
Назовите число, представленное в виде суммы разрядных слагаемых: 2 + 0,5 + 0,06 + 0,0004
Задание3:
Не выполняя вычислений, сравните выражения:
2,003+1,02 и 2,31+1,21
Задание 4:
Можно ли утверждать, что выражения имеют одинаковые значения?
1)41100+57100и4,01+5,07;
2)7910-3710и7,9 – 3,7;
3)115+212и1,2+2,5.
– Как вы думаете, чему мы еще должны научиться? Куда мы будем двигаться дальше в изучении десятичных дробей? …выполнять действия
– С каких действий начнём? …сложения и вычитания
– Откройте тетради и запишите тему урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Задание 5:
Выполните действия:
1) 13,6 + 5,14
2) 4,002 – 1,5
– Можем ли мы выполнить это задание?
– Как это можно сделать? …представить дроби виде обыкновенных дробей?
Выполните задание и запишите ответ в виде десятичной дроби. На выполнение задания 3 мин.
3 Этап Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цель:
организовать коммуникативные взаимодействия, в ходе которых выявляется и фиксируется задание ,вызвавшее затруднение в УД.
Анализ результатов.
– Кто выполнил оба задания, одно задание, не справился с заданиями?
– Почему? …не хватило времени
– Почему? …долго переводить из десятичной дроби в обыкновенную и обратно
– Подходит нам такой метод? …нет
– Какой известный метод позволяет быстрее производить вычисления над большими числами? …в столбик
– Можно применить его к десятичным дробям? …да, т.к. их записи похожи
– Сформулируйте гипотезу о новом методе сложения и вычитания десятичных дробей
Гипотеза: Десятичные дроби, как и натуральные числа можно складывать и вычитать «в столбик».
4 Этап Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
зафиксировать новый способ действия в знаковой форме и с помощью алгоритма.
Групповая работа: В группах по 4 человека ребятам необходимо проверить гипотезу и попробовать сформулировать алгоритм. На альбомном листе запишите свои вычисления в столбик. Один человек от группы производит защиту своей гипотезы.
1,2+0,3607
38,5 – 3,85
– Как определить какая группа права? Как доказать? Проверить через обыкновенные дроби.
Группа, которая выполнила вычисления, верно, описывает свой алгоритм.
+0,36071,56071,2000 2) - 3,85 34,65 38,50Вместе формулируем алгоритм:
1)Уравнять в дробях количество знаков после запятой;
2)Записать их «в столбик» так, чтобы запятая оказалась под запятой;
3)Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
4)Поставить запятую под запятой.
– Молодцы, вы сами сформулировали алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей и можете убедиться в этом, открыв учебник на странице 190.
Каждый ученик получает алгоритм.
– Что будем делать дальше? …учиться использовать алгоритм. 
5 Этап Первичное закрепление во внешней речи
Цель:
Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
– Выполним №1213 (а, г, е, ж, м) вместе.
Ученик у доски проговаривает каждый пункт алгоритма.
6 Этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
Проверить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
– Проверить как вы усвоили алгоритм нам поможет самостоятельная работа №1219 (б, д, з, и, к) с самопроверкой по образцу.
б) – 12,7 д) + 7,50 з) – 91,900 и) +    6,300 к) – 2,1045
    3,5 0,75    0,919 49,756 0,8700
  9,2 8,25  90,981 56,056 1,2345
– Отметьте правильные ответы и исправьте карандашом ошибки, рядом с каждой ошибкой поставьте её номер.
7 Этап Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: решением задач и уравнений
– Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке? …решение задач и уравнений.
№1238 - уравнение
Х+5,95=761,5
Х=761,5-5,95
Х=755,55
№1216 - задача
Решение:
1) 8,36+4,14=12,5 (кг) – красной краски
2) 12,5+8,36=20,86 (кг) – зелёной и красной краски вместе
3) 20,86-6,32=14,54 (кг) жёлтой краски
Ответ: 14,54 кг.
* Дополнительное задание: Восстановите пропущенные цифры:
   6*7,5*           *,**1            3,**5           3,7*02
      3*,*6          0,125           *,62*           *,*3**
   729,47         0,876           7,004          1,8194
Образец для самопроверки:                         
   697,51          1,001           3,375            3,7502
    31,96          0,125           3,629            1,9308
   729,47          0,876           7,004            1,8194
8 этап Рефлексия деятельности на уроке.
Цель:
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
оценить собственную деятельность на уроке;
поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей УД;Обсудить и записать ДЗ.
– Что нового узнали на уроке?
– Какую цель ставили в начале урока?
– Цель достигнута?
– Что помогло справиться с затруднением?
– Какие знания пригодились при выполнении заданий?
– Кто в классе внес больший вклад в открытии нового знания?
Оцените свою работу.
Для этого:
Выпишите номера истинных для вас высказываний:
Я понял, как складывать и вычитать десятичные дроби».
«Я могу найти сумму и разность десятичных дробей, используя алгоритм».
«В самостоятельной работе у меня не было ошибок».
«В самостоятельной работе у меня были ошибки:…» - «На каком шаге алгоритма я допустил ошибку?»
Домашнее задание: выучить алгоритм, №1255,1256,1257.