Конспект урока математики в 5 классе на тему Сложение и вычитание десятичных дробей











Плана-конспект урока математики 5 класс.
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».













Выполнила:
Колтакова Елена Владимировна
Учитель: математики
МАОУ СОШ №22 г. Тюмени.
















Тюмень, 2017
Цель урока: изучить новое правило сложения и вычитание десятичных дробей.
Задачи:
Обучающая - сформулировать правило сложения и вычитание десятичных дробей; сформировать умение складывать и вычитать десятичные дроби; применять данное правило в стандартных заданиях;

Развивающая – умение выявить проблему, причину затруднения, найти пути решения;

Воспитательная - эффективно сотрудничать в группе и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный
Формы работы учащихся: парная, коллективная, индивидуальная
Оборудование: учебник математики 5 класса Виленкин Н.Я, Жохов В.И, Чеснаков А.С, Шварцбурд С.И., интерактивная доска, презентация, доска, мел,







































Планируемые результаты, структура и ход урока

Личностные
результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты

-формировать способность устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; формировать умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, критериев, установленных учителем.
-уметь формулировать, и применять определение при сложении и вычитании десятичных дробей.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения.
Познавательные: уметь ориентироваться в своих знаниях; добывать новые знания, уметь использовать модели для решения задач.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться о правилах поведения и общения на уроке, следовать им, совместно планировать и выполнять задания.






Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
УДД

1.Организационный момент и мотивация.
Активация учащихся. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
Приветствует учащихся. Ребята, нам сегодня нужно определить, сколько мы свами израсходуем краски, на окраску пола и двери нашего класса? И какова разниц между потраченной краской на пол и дверь? Если известно, что на пол потратили 10,5 кг, а на дверь 3,2 кг. На экране выведен слайд 1 с задачей,
(смотри приложение).





Приветствуют учителя, занимают свои рабочие места. Ребята начинают предлагать решение к задаче. И говорят, что нужно, в первом действии сложить, а во втором вычесть.
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Регулятивные: целеполагание.

2.Актуализация знаний.
Актуализация опорных знаний и способов действий
Как это можно сделать? Поработайте в парах и попробуйте ответить на этот вопрос.
Ребята используют ранее изученный материал, могут предложить перевести десятичные дроби в смешанные числа.
Познавательные: обобщение понятий. Коммуникативные: Оформление мыслей в устной форме.

3.Создание проблемной ситуации.
Создать затруднение в деятельности учащегося
Учитель предлагает посчитать эту же задачу только с другими данными. Учитель выводит 2 слайд с изменённой задачей (см. приложение)
С какими трудностями вы столкнулись?
При переводе в смешанные числа, получили дроби с разными знаменателями, а мы не умеем их считать.
Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия; Умение высказать предположение. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме; Формулировать собственное мнение, аргументировать его. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая критерии

4.Формулировка проблемы, постановка учебной задачи.
Формулировка цели и темы урока
А, можно найти общую массу краски и разницу, не переводя десятичные дроби в смешанные числа?
Чему вы должны научиться на уроке?
Это и будет тема нашего урока "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Запишите в тетради число, "классная работа", тема урока (выводит тему урока на доске)
Да\Нет



Складывать и вычитать десятичные дроби




Записывают в тетрадь
Регулятивные: умение принимать решение в проблемной ситуации; умение формулировать цель деятельности. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме; формулировать собственное мнение, аргументировать его;

5.Открытие новых знаний.
Формировать умение работать с текстом. Познакомить с правилом сложения и вычитания десятичных дробей
Обратимся к учебнику. Нужно прочитать и записать в тетрадь правило сложения и вычитания десятичных дробей. После этого учитель выводит правило на слайде 3 (см. приложение)
Читают текст в учебнике, записывают правило в тетрадь.



Дети сверяют правило со своим в тетради.
Познавательные: Умение находить в тексте требуемую информацию; давать определение понятиям.

6.Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях
Применение алгоритма на практике.
Теперь выполним наше задание, применяя правило сложения и вычитания десятичных дробей.
Работа в тетрадях.
Регулятивные: умение планировать пути достижения целей; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения;



Проверка результатов (выводит на доске)
Проверяют свои решения с решением на доске.


7.Самостоятельное выполнение заданий под контролем учителя.
Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях.
Предлагает учащимся задания на слайде 4 и 5(см. приложение).
Проводится работа в парах. Работа консультантов.
Учитель наблюдает за работой учащихся.
Ребята выполняют задания в рабочей тетради. Обсуждают решение, кому нужно обращаются за помощью к консультантам, или учителю.
Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы. Коммуникативные: умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. Познавательные: умение анализировать объекты с целью выделения признаков, подведение под понятие.

8.Рефлексия.
Фиксация нового содержания и направления будущей деятельности.
Трудными ли были задания? В чем испытывали трудности? Как ты их преодолел?
Отвечают на вопрос учителя.
Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Познавательные: умение формулировать свои затруднения, умение с полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: умение осознавать успешность своей деятельности.

9.Постановка домашнего задания.
Обсуждение и запись домашнего задания
Запишите домашнее задание№1255-1256 (выполнить сложение и вычитание в данных заданиях), №1257(решить задачу).
Записывают


Литература.



1) Учебник математики-5 класс Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чеснаков А.С., Шварцбурд С.И.
2) Лекции «Проектирование системы уроков математики в соответствии с ФГОС основного образования», «Разработка урока открытия по математике с позиций системно-деятельностного подхода», «Метапредметное содержание и технология проблемного обучения» Власова Ирина Николаевна













































Приложение. Слайд 1. Задача.
Сколько всего нужно краски, чтобы окрасить пол и дверь нашего класса? И какова разница между потраченной краской на пол и дверь? Если известно, что на пол потратили 10,5 кг, а на дверь 3,2 кг.

Слайд 2. Задача.
Посчитайте эту же задачу, только с другими данными, если 10,45 кг, потратили на пол, а 3,7 кг на дверь.

Слайд 3. Правило сложения и вычитания десятичных дробей.
Чтобы сложить(вычесть) десятичные дроби, нужно:
1) уравнять количество знаков после запятой;
2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой; 3) выполнить сложение(вычитание), не обращая внимания на запятую; 4) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Слайд 4. Выполнить сложение:
а) 0,769+42,389;
б) 5,8+22,191;
в) 95,381+3,219;
г) 8,9021+0,68;
д) 2,7+1,35+0,8.
е)13,75+8,2 +0,115.
Слайд 5. Выполнить вычитание:
а) 9,4-7,3;
б) 16,78-5,48;
в) 7,79-3,79;
г) 11,1-2,8;
д) 88,252-4,69; е) 6,6-5,99.
15