«ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ, КАК КОМПЛЕКСНОЕ РЕШЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ».

ГБОУ «ШКОЛА № 1352» г. МОСКВА
2016г
ПРЕДМЕТ: «МУЗЫКА».
 
 
Преподаватель
Шевченко И.В.
 
 
«ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ, КАК КОМПЛЕКСНОЕ РЕШЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ».
 
 
Хоровое пение -  является предметом искусства и активным методом музыкального образования. Хоровое пение формирует у детей навыки коллективизма, гармонизирует личность участников, приносит состояние внутренней удовлетворенности, так как хоровое пение – коллективное творчество, доступное всем детям, не требует наличия выдающихся  вокальных данных. Хоровые занятия затрагивают важные жизненные сферы – здоровье, память, речь, мышление, духовность, самореализацию, артистизм, успеваемость в точных науках и в языках, коммуникабельность, толерантность, милосердие, повышение самооценки и т.д.
Главные задачи и цели хорового пения – развитие этических норм поведения школьников, возрождение национальных традиций и духовности, оздоровление нации.
В настоящее время наблюдается повсеместное возрождение хоровой культуры – в общеобразовательных школах, в детских садах, в высших учебных заведениях, в домах творчества и на предприятиях, во всевозможных центрах социального обслуживания.
Особое место занимают школьные хоры, так как именно в них происходит культурное становление личности,воспитывается уважение и любовь к традициям и истории, закладывается фундамент для строения прочных основ здорового физического и психологического развития индивидума .
Современная форма жизни нашего общества, приводит к замедлению физического и психического развития детей, к снижению творческого потенциала, к демотивации образовательной деятельности, поэтому главной задачей современного преподавателя, является сохранение здоровья школьников. Колоссальные нагрузки, обусловленные учебным процессом, часто несут в себе негативное влияние на психоэмоциональное состояние учеников, что влечет за собой подрыв их физического  здоровья.
Хоровые занятия – являются тем особым образовательным пространством, где формируются незакомплексованные, культурно-образованные, психически уравновешенные, дисциплинированные и социально адаптированные личности.
При систематическом посещении хоровых занятий у детей повышаются защитные свойства организма средствами дыхательной гимнастики и вокальных упражнений. Упражнения по дыхательной гимнастике восстанавливают голос певцам и благоприятно воздействуют на организм в целом: улучшают кровообращение, память, работу легких, сердца и головного мозга.
Артикуляционная гимнастика – корректирует неправильное произношение звуков, исправляет дикционные недостатки, формирует правильную работу артикуляционного аппарата. Дикция зависит от органов артикуляции – губ, языка, мягкого неба, глотки и нижней челюсти. Для расвития работы артикуляционного аппарата используют специяльные развивающие упражнения и скороговорки.
Упражнения по ритмике в народных хорах – несут в себе эмоциональную разрядку, снимают усталость, а танцевальные движения поднимают жизненный тонус и заставляют работать все виды мышц в организме, что, естественным образом, улучшает физическое состояние учеников. Разучивание различных народных движений и шагов развивают в ребенке координацию.
Сам процесс исполнения песен, не важно сольно или хором, является лучшим средством для снятия няпряжения, а так же укреплением спинных мышц, так как певческая установка требует хорошей осанки. При пении улучшается работа легких, сердца, гортани, щитовидной железы.
Процесс запоминания текста песен развивает у детей зрительную и слуховую память, а так же воображение и образное мышление. Изучая тексты народных песен, школьники расширяют свой кругозор не только в географическом разнообразии песен, но и в разнообразии диалектов, узнают причины возникновения этих особенностей.
И особенно важным, критерием на занятиях по хору, является сохранение психологического здоровья у детей, расслабления их эмоционального состояния, отключение от трудностей и раскрепощения. Во время хоровых занятий, ученики должны научиться радоваться, отключаться от проблем, расслабляться, получать положительные эмоции, уважать друг друга, сопереживать, сочувствовать, приходить на помощь. Задача преподавателя оздоровить не только «тело», но и «душу», дать ребенку увидеть мир и его духовное багатство красок и звуков, научить любить и беречь культурные традиции, осознать их значимость и величие.
Огромное влияние на воспитание и формирование личности оказывает концертная деятельность. Участие в концертах, выявляет все возможности коллектива, его сплоченность, исполнительский уровень, сценичность,эмоциональность, собранность, умение концентрироваться, дисциплинированность, и взаимопомощь. Каждый концерт несет в себе огромное воспитательное значение. Каждое выступление – это отчет о проделанной работе. Дети должны понимать, что среди слушателей всегда есть «случайные люди» и задача каждого исполнителя выступить так, что бы им захотелось прийти на встречу с музыкой еще много раз. Для этого проводится много репетиций и прогонов програм и номеров для постоянного оттачивания своего мастерства. Систематические посещения хоровых занятий дает возможность детям приобретать уверенность в себе, избавляет их от страха перед сценой, раскрывает скрытые таланты, что приводит к более ярким и эмоциональным выступлениям. Тот заряд положительных эмоций, который получают дети при выступлении на сцене перед зрителями нельзя сравнить ни с чем, он дает им радость, счастье, уверенность, стремление к лучшему и благородному. После выступлений, необходимо проводить беседу с подробным разбором всех успехов и недостатков, тем самым,воспитывать в коллективе желание совершенствоваться и повышать свой исполнительский уровень от концерта к концерту.
Пению необходимо учится терпеливо и настойчиво. В основе обучения хоровому пению лежат единствоэмоционального и сознательного принципов, художественного и технического развития хора, индивидуальный подход к каждому ученику и постепенное овладение певческим мастерством.
При правильном использовании психологических и физических особенностей учащихся можно добиться высоких результатов в хоровом коллективе, а это главным образом влияет на качество и стиль учебы и воспитывает богатого духовно и культурного члена общества.