Современный урок — ключ к повышению мотивации и качества обучения

Современный урок –
ключ к повышению мотивации и качества обучения
Выступление на заседании МО учителей
МБОУ «ИСОШ № 1 им.Н.П.Наумова» и Азериской школы (Эстония)
Т.В. Крутякова
заместитель директора по УВР,
учитель биологии
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Традиционно принято различать две группы учебных мотивов: - познавательные, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения - и социальные, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. Познавательные мотивы включают в себя: - овладение новыми знаниями; - ориентация на усвоение способов добывания знаний; - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]амообразование. Социальные мотивы включают в себя стремление: - получать знания на основе долга, ответственности, полезности; - заслужить авторитет; - взаимодействовать с другими людьми, анализировать способы и формы сотрудничества. Актуальность рассмотрения вопроса взаимосвязи современного урока, мотивации и качества обучения обусловлена: - переходом на новые стандарты обучения; - необходимостью обучения школьников приемам самообразования и - тем, что мотивация учения влияет на уровень психологического благополучия и развития школьника. Всем нам известно, что ученика нельзя заставить учиться, если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость обучающихся. Последние исследования психологов, говоря о том, что нет связи интеллекта с успеваемостью ни по профильным предметам, ни по общеобразовательным дисциплинам. Оказывается, что « сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по силе мотивации учебной деятельности. Таким образом, каким бы не был школьник - без желания и мотивации к учебной деятельности успехов он не добьется. По мнению психологов, мотивация школьников имеет возрастные особенности развития.
Например, подросткам среднего возраста свойственны: - стойкий интерес к определенному предмету, который в то же время, развивается крайне редко и обычно формируется в семье; - мотив избегания неудачи; - желание иметь высокую отметку, как подтверждения своего высокого статуса в коллективе и средства самоутверждения, даже если оно не подкрепляется знаниями;
- познавательный интерес; - мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.);
- мотив достижения успеха в учебе не развивается. У старшеклассников появляются: - мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях; - выбор предмета с позиции будущего (а в среднем возрасте - выбор будущего с позиции любимого предмета); - значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний; - мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам; - развивается внутренняя, собственная мотивация обучения. Каковы же источники мотивации на уроках? 1. Интерес к информации. Удивляй!
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Пример. Природоведение.
Тема: "Вода". Однажды,- говорит учитель, - в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! (У некоторых ребят при этом глаза на лоб лезут.) А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. - Из урока В.М.Осиповой, СШ 138, Самара.
Другой вариант: «А знаете ли вы, что »
Отсроченная отгадка: Формула 1: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Формула 2: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Пример.
- Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться - что же все-таки произошло? (Не буду томить вас: крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл не- сколько денежных пари у скептиков.) - Факт из книги.: Грани творчества / Сост.Б.С.Вайсберг.- Свердловск, Уральск.кн.изд-во, 1989.
Пример. Биология.
- На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном, - говорит учитель. - Как вы думаете - о каком? (Дети отвечают: тигр, акула, волк...) Нет, - продолжает учитель, - это животное не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Это животное - ... Впрочем, не будем торопиться - продолжение следует... На следующем уроке учитель откроет секрет: это животное - кролик. Да-да, вы не ослышались - кролик! (Далее идет речь об экологической катастрофе в Австралии, грызунах, их роли в биоценозе.)
Пример. История.
- Вы уже знаете о тех бедствиях, которые несли людям Древней Руси княжеские усобицы и набеги кочевников. А какая от них была польза? Попробуйте ответить на этот вопрос к концу урока. В результате анализа исторической ситуации ученики подвели итог: во-первых, грозная внешняя опасность привела восточных славян к пониманию необходимости государственного и этнического единства; во-вторых, частые военные столкновения и связанные с ними бедствия должны были подготовить славян к восприятию христианского мировоззрения. - из опыта А. П. Елопова, СШ51, Гомель.
И хотя далеко не всегда находятся яркие интригующие факты к конкретному уроку, их количество значительно возрастает у учителей, ведущих "Картотеку учителя".
Выручить может и такой прием, как «фантастическая добавка».
Формула: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение/животное и рассмотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения: например, глазами инопланетянина или древнего грека...
Пример. Физика.
Задача: исследователи опустили зонд на линию экватора шарообразной планеты Арктур Vl . К удивлению ученых, вес зонда оказался равен нулю. Как это могло получиться? Какова продолжительность суток на планете, если ее масса М, а радиус R?
Пример. Литература.
- Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Разыграйте беседу в ролях.
Пример. Биология.
- Предположим, среднегодовая (или минимальная) температура Антарктиды понизится на 10 градусов. Что еще смогут "придумать" пингвины, чтобы выжить в таких условиях? (Учитель, задавая этот вопрос, преследует дидактическую цель: изучить реальные механизмы защиты животных в экстремальных температурных условиях.)
2. Интерес к способу действия. Понять, как это делается, и сделать это лучше Можно, например, использовать конструктор лего на уроках.
Предлагать домашние эксперименты. Например, на уроке биологии в 5 (6 классе) - «микроскоп из капли воды»: возьми плотную бумагу, проколи в ней толстой иглой дырочку и на нее аккуратно посадить каплю воды. Микроскоп готов! Поднесите эту капельку к книге – буквы увеличились. Чем меньше капля, тем больше увеличение. В первом микроскопе, изобретенном Левенгуком, все было сделано именно так, только капелька была стеклянная.
Использовать ЦОР – цифровые образовательные ресурсы на уроке. 3. Интерес к людям, организующим процесс и участвующим в нем.
Проявляется на уроках КВНах, соревнованиях, брейн-рингах, поле чудес и т.п., а так же коллективных способах обучения – во время работы в парах или малых и больших группах.
Ценным методом стимулирования интереса к учению может быть познавательная деловая игра.
Можно использовать элементы игры на любом этапе урока и на любом предмете. Например, один из вариантов проведения мозгового штурма (5 минут): выходят 6 учеников, дается тема: текущая или повторение; каждый ученик по этой теме формулирует определения, законы, формулы и т. д . и делает шаг вперед, кто дальше прошел, тот и победил. Эту игру можно использовать как в начале урока, так и при закреплении изученного материала, а также как один из видов смены деятельности. С удовольствием ребята, играют в «снежки»: берем мягкий мяч, начинает игру учитель, бросая мяч одному из учеников и задавая при этом вопрос; тот отвечает на вопрос и кидает мяч другому, задавая свой вопрос и т.д. Эту игру можно использовать и как физкультминутку. 4. Потребность в самовыражении и самопрезентации. Можно провести конкурс презентаций, созданных учениками по определенной теме. Учащимся, которые плохо владеют компьютером, можно предложить сделать слайд-шоу на листе бумаги.
Люди разных возрастов любят разгадывать кроссворды, а кроссворды, созданные учащимися, позволяют повторять изученный материал в интересной форме.
5. Осознание значимости происходящего на уроке. Включение в урок олимпиадных заданий, заданий из контрольно-измерительных материалов, котрые пригодятся для успешной сдачи экзаменов, поступления в ВУЗ.
Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках можно различными способами. Но важно помнить, что активизация не должна сводиться к простому увеличению числа методов, способов и форм работы. Важно то, что методика включения школьников в учебный процесс должна в максимальной степени развивать их мыслительную деятельность, а следовательно повышать качество образования.




щђ Заголовок 215