Методический семинар по теме Повышение качества обучения через здоровьесберегающие технологии


Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемое жюри, гости!
Меня зовут Алгаева Эльвира Александровна. Я работаю учителем начальных классов Кукнкурской средней школы.
Моя тема по самообразованию  « Повышение качества обучения через использование здоровьесберегающих технологий». Над этой темой я работаю второй год.
Самое драгоценное у человека – здоровье. Его нельзя купить, но сформировать и сохранить на долгие годы может каждый из нас.
Слайд 2
Василий Александрович Сухомлинский говорил: « Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Здоровье сегодняшних дней, и физическое, и психическое, и нравственное, - один из самых больных вопросов школы и общества. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу.
Слайд 3
Для меня, как и для всех педагогов, этот вопрос актуален потому, что в настоящее время из-за интенсификации учебного процесса объём учебного материала растёт, а это приводит к перегрузке.
Исходя, из этого перед собой я поставила такие задачи:
1.Формирование здорового стиля жизни
2.Организация благоприятных условий для обучения
3.Мониторинг состояния здоровья детей

Чтобы объективно оценить и совершенствовать систему формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни. я провела анкетирование родителей и самих ребят.
Слайд 4
Результат анкетирования показал, чтоу ребят сформированы ценности здоровья. Как видно на диаграмме: 72 % - чистят зубы утром и вечером, 12 % - один раз в день. 94 % детей делают зарядку.
Большинство детей соблюдают режим дня.

Слайд 5
Для целенаправленного формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни ребят я взаимодействую с разными субъектами педагогической структуры школы: с учителями физкультуры и ритмики, со старшей вожатой, школьным психологом, медицинским работником, директором школы и его заместителями.
Уроки ритмики помогают в формировании правильной осанки, в развитии координации движения. Дети становятся более организованными, в сочетании с уроками ритмики и введение занятий подвижных игр приводит к тому, что понизился заболеваемость детей.

Слайд 6
В начале учебного года показатель заболеваемости был таким 16 % болеют один раз в год ОРЗ, 72 % - один раз в полугодие и 12 % детей болеют один раз в месяц или чаще.
Слайд 7
На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому уделяю особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Использую такие формы здоровьесберегающей технологии как: физкультминутка( словесная и электронная) - снимает утомление различных мышц. После физкультминутки дети становятся более активными, их внимание активизируется, с хорошим настроением ребята начинают работать быстрее.
В классе контролируется выполнение всех компонентов режима дня: физорг класса проводит обязательную зарядку, которая помогает обучающимся активно включиться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера.
Очень нравятся детям подвижные переменки, которые помогают сплотить коллектив, помогают преодолеть усталость и сонливость.
Большое значение имеет микроклимат в классе. Положительный эмоциональный настрой и аутотренинг на уроке снимает страх, создаёт ситуацию успеха.
Слайд8
Пальчиковая гимнастика – способствует повышению интереса, концентрации внимания, снимает напряжение в руке, развивает мелкую моторику.
дыхательная гимнастика - помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, повышает активность детей на уроке.
Слайд9Ребята осваивают приёмы точечного самомассажа;
Слайд10
ведётся работа по профилактике близорукости и коррекции зрения по методу Ф.Б. Базарного. Эти виды гимнастики снижают утомляемость детей. Если в сентябре дети уставали к 3 уроку, то сейчас выдерживают 5 уроков.
Необходимый элемент на каждом уроке - это смена видов деятельности: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
Слайд11
Ухаживая за комнатными цветами в классе, дети получают трудовые навыки и экологические знания. Они находятся в классе большую часть дня, и я считаю важным, чтобы был уют и свежий воздух.

Активно осваивая нормы и правила поведения, ребёнок учиться эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру.
Слайд 12
Во внеурочное время мы проводим спортивные игры, игры – эстафеты, подвижные игры. В игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании, ловле. Вместе с родителями проводим экскурсии на природу.
Улучшились показатели физической подготовленности детей.
Слайд 13
Беседы, классные часы различной тематики. Например, «Режим дня», «Губительная сигарета», «Здоровый образ жизни», «Ты и алкоголь», «Осторожно, огонь!», «Правила дорожного движения ты должен знать обязательно на пять!», повлияли на стремление детей вести здоровый образ жизни.
После проводимых бесед, классных часов дети выражают свои эмоции в рисунках.
Слайд 14
Одним из показателей повышения качества обученности является более активное участие детей в конкурсах различного уровня, более активное участие родителей в жизни ребёнка и класса, в совместных учебных и творческих проектах.
Слайд 15
Физкультурные минутки, подвижные игры, уроки ритмики привели к снижению процента детей с нарушениями осанки.( монитринг )
Сравнивая показатели медицинского осмотра прошлого года и нынешнего, увидела, что показатели здоровья детей не ухудшились.
Слайд 16
По результатам комплексных работ 1 класса, который проводился в начале учебного года и 1 полугодия 2 класса можно заметить, что качество обучения повысилось.
Это говорит о том, что комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой, и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества обучения. Завершая своё выступление, мне бы хотелось ещё раз сказать, что здоровье – это самое большое богатство человека.
И мы, педагоги, за него в ответе.
Спасибо за внимание.