Методические рекомендации по теме Обучение по основе технологии полного усвоения


ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ "ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ"Гуренкова Т. М.МбОУ "Искитимская средняя общеобразовательная школа"Юргинского района Кемеровской областиНа протяжении трехсот лет идеалом для всех сту-хгыей образовательной лестницы являются слова Я .А.Клменского - “Всех учить всему”.
Но реально ли решить эту задачу? Именно такая'лича ставится в подходе к обучению, получившемзвание “полного усвоения”.
Цель такого обучения состоит в создании систе-
психолого-педагогических условий, позволяющихI i^jihom классе работать с ориентацией не на “усред-ненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом«хззидуальных возможностей, потребностей и ин-^ргсов.
В качестве основной единицы учебного процессаJKC чатривается блок логически и организационно за-зе-гпенных уроков по любой теме, имеющей опреде-ввую структуру, не зависящую от содержания обу-
ЧСЕЯЯ.
Как строить блок уроков - зависит от многих при-
чин: от целей его содержания, выбранных методов,форм и средств обучения.
Если считать, что блок уроков - это фрагмент про-цесса обучения, то этапы освоения изучаемого мате-риала можно представить в виде таблицы (табл. 1).
Рассмотрим все этапы освоения изучаемого мате-риала.
Первый блок - изучение нового материала. Изуче-ние нового материала разбивается на четыре этапа.
Первый этап - этап объяснения. Для успешногоусвоения новой информации необходимо предвари-тельно актуализировать и откорректировать знанияобучающихся на базовом уровне. Само изучение но-вого материала должно проходить в оптимальном тем-пе, все части изучаемого материала должны быть ло-гически связаны друг с другом. Необходимо дать обу-чающимся представление об изучаемой теме в целом,поместив ее в небольшой опорный конспект - это
29

Таблица 1
Этапы освоения нового материала Организационно-педагогическая деятельность
1 Изучение нового материала Индивидуализация учебного процесса
2 Диагностическое тестирование Проверка базового уровня
3 Уроки коррекции развития.
Коррекция: повторение (на качественно новом уровне) -закрепление - повторная диагностическая работа.Развитие: продвинутый уровень - углубленный уровень. Дифференциация учебного процесса
4 Итоговый контроль: обязательный уровень -продвинутый уровень - углубленный уровень Проверка результатов обучения
план или тезисное изложение нового материала, схе-мы и алгоритм работы с ним, некоторые образцы ре-шения заданий.
Второй этап - этап решения опорных задач. Идеяэтапа состоит в том, что нужно отобрать определен-ный минимум задач, овладев методами решения ко-торых ученик будет в состоянии решить любую зада-чу на уровне программных требований. При этом учи-тывается принцип “от простого к сложному”, задачираспределяются по уровню сложности. Работа долж-на быть организована так, чтобы каждый ученик какможно более самостоятельно применял изученныйматериал к решению задач. На данном этапе исполь-зуются индивидуальные, групповые и коллективныеформы работы.
Третий этап - этап общения. Начинается с кол-лективной работы. Задача этой работы состоит в том,чтобы привлечь с помощью специальных заданий всехобучающихся к активному поиску более правильныхи полных ответов на поставленные вопросы: прове-рить не только объем и правильность знаний, но и ихглубину, осознанность, гибкость иоперативность, умение использовать
эти знания на практике.
Следующей формой организацииучебной деятельности является рабо-та в парах. Чаще пары формируются попринципу “сильный со слабым”. Каж-дый ученик, овладевший материалом,помогает менее успешному, а затем“шлифует” материал в общении сосвоим собеседником.
Заканчивается этап самостоятель-ной работой, которая проверяется, какправило, на этом же уроке, дает воз-можность ученику довести свои зна-ния до требуемого уровня и проконт-ролировать свою способность опери-ровать ими.
Четвертый этап - этап обобщения.
Обобщение можно провести в формесеминара-практикума, для этого заб-лаговременно дается задание к защи-те пройденного материала по отдель-ным вопросам, сформулированным несовсем так, как при первом изложе-нии, и предлагается решить 1-2 зада-чи всеми достигнутыми способами.
После изучения нового материаланаступает второй блок обучения: диаг-ностическое тестирование. Он содер-жит три этапа.
Первый этап - разминка. Цель - обобщить и сис-тематизировать базовые знания.
Второй этап - опрос. Цель опроса - научить обу-чающихся анализировать тестовые задания, аргумен-тировать предложенный вариант ответа. При опросеобучающимся предлагаются вопросы с вариантамиответов, а затем вопросы без вариантов ответов. Та-кая последовательность позволяет учителю установитьуровень сформированное™ знаний обучающихся, ихпрочность и оперативность применения.
Третий этап - консультация. Цель консультации- научить ученика задумываться над проблемой, уяс-нить, прежде всего для себя, какие возникли затруд-нения, а для разрешения этих затруднений - форму-лировать вопросы, на которые хотел бы получить от-вет.
Третий блок обучения - коррекционно-развиваю-щие занятия.
После выполнения диагностического тестирова-ния ученики разделяются на две группы: достигших ине достигших “полного усвоения” знаний и умений,

Рис. 7
30


т.е. класс разбивают на “группу коррекции” и “груп-пу углубления”.
Работа с “группой углубления”. Группа углубленияделится на две подгруппы: “группу поддержки” и“группу развития”. Обучающиеся “группы поддерж-ки” помогают отстающим одноклассникам достичьминимального уровня. Работа в таких группах полез-на и ученикам высокого уровня. Как известно, объяс-няя материал другим, сам усваиваешь его лучше, сис-темнее.
Обучающиеся “группы развития” самостоятельноизучают дополнительный, “обогащенный”, но опре-деленным образом дозированный материал и выпол-няют предложенные в нем задания. Обязательнымтребованием к работе группы является выполнениезадания каждым учеником группы, т.е. группа зара-нее не знает, кто из ее членов будет представлять ре-шение того или иного задания, поэтому каждый дол-жен быть хорошо подготовлен, а это создает допол-нительный стимул для эффективной работы группы.
Работа с “группой коррекции” может быть орга-низована по следующему плану:
объяснение (учитель или ученик из “группы под-держки” помогают обучающимся устранить про-белы в знаниях путем повторного объяснения);
опрос (ученик из “группы поддержки” проводитопрос ученика по теоретическим вопросам, кото-рые были не усвоены им);
работа по образцу (ученик самостоятельно или спомощью прорабатывает упражнения раздела“Проверьте себя”, где даны алгоритмы решениязаданий или рекомендации по их выполнению,образцы решения базовых заданий);
повторная диагностическая работа.
Затем те обучающиеся, которые успешно справи-лись с заданиями повторного диагностирования, мо-гут продолжить работу с материалами продвинутогоуровня.
С теми, кто не справился, ведется работа по лик-видации пробелов через систему индивидуальных до-машних заданий, посильных для ученика и в объемеи сложности, четко направленных на преодолениеконкретных ошибок.
Четвертый блок обучения - итоговый контроль.Заключительная проверка знаний, умений и навы-ков по всему курсу проводится в форме разноуровне-вой контрольной работы, которая позволяет просле-дить логику рассуждений ученика. Она состоит из:
стандартизированной части с четко заданнымиминимальными результатами обучения;
заданий продвинутого уровня;
заданий углубленного уровня.
Такая контрольная работа дает возможность всемобучающимся показать свои знания, а сильным уче-никам - проявить себя.
В заключение можно сказать, что организацияучебных занятий может быть представлена в виде ло-гической блок-схемы (рис. 1).
Литература
Воронцов А.В. Практика развивающего обучения. - М.:Русская энциклопедия, 1998.
Гончарова Г.Д. Обучение на основе технологии «полно-го усвоения». - М.: Дрофа, 2004.
Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность.- Рига: Эксперимент, 1999.