Экскурсионная программа, 2 класс



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕРШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА
Экскурсионная программа
для 2 «Б» класса
Разработчик:
учитель начальных классов
Лещенкова Л.М.
2014 – 2015 у.г.
Экскурсионная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования ставит перед школой ряд целей и задач, среди которых воспитание нравственных чувств и эстетического сознания, творческого отношения к учёбе, труду, жизни, воспитание ценностного отношения к истории и культуре своей страны и других народов, к природе и окружающей среде. В осуществлении поставленных целей и в процессе решения данных задач важную роль играет формирование положительного отношения к школе не только детей, но и родителей, которые вскоре становятся активными участниками воспитательного и образовательного процесса.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания детей и молодежи. Поэтому воспитание гражданско-патриотического самосознания учащихся – приоритетное направление воспитательной работы нашей школы. Это значит, что нам не безразлично, кого вы растим, нам важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важнейшие социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка»
Экскурсия - это часть образовательного процесса.
Экскурсия - это реальная возможность решения многих воспитательных задач:
воспитание гражданственности;
нравственных чувств и эстетического сознания;
трудолюбия, развитие творческого потенциала и детей, и родителей;
воспитание ценностного отношения к истории, к окружающей среде;
воспитание уважения к родителям, к семье, а это одно из важных направлений в нашей работе. А путешествия, экскурсии, различные поездки укрепляют взаимоотношения в семье, способствуют появлению общих интересов, а также созданию дружного коллектива ребят и родителей в классе.
Основная цель школьных образовательных экскурсий - углубленное изучение школьной программы, поэтому  они проводятся  в соответствии с планом воспитательной работы и тематическому планированию по определённому предмету; сформировать сопричастное отношение учащихся к современной жизни нашей  страны, побудить к профессиональному выбору, познакомить с художественной, духовной, образовательной, просветительской жизнью столицы.
Так как экскурсионная программа преследует целый ряд учебных и воспитательных задач, экскурсии можно разделить на несколько групп:
учебная; цель – усвоение детьми знаний по учебному предмету
краеведческие /знакомство с историей и культурой родного края и народов мира/;общеобразовательная; цель – расширение общего культурного кругозора
культурновоспитательная; цель – усвоение знаний в сочетании с воспитанием
Экскурсии  - это наиболее ёмкий, наиболее синкретический  вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте.
Не менее важным в экскурсионной деятельности является  развитие кругозора, разносторонне развитой  личности в каждом ребенке. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов.
Экскурсии помогают развивать в детях  коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность.  Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.
Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта («острота и точность взора»); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.
В начальной школе экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах:
учет  возрастных особенностей (познавательных интересов  и возможностей) учащихся;
образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);
воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);
практический аспект (знакомство с ремеслами, производством);
здоровьесбережение;
развитие общего кругозора и эрудиции;
вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания;
системный, плановый характер.
Выделяются следующие направления экскурсионной деятельности:
учебно – тематические (гуманитарный цикл, естественно - научный цикл, инженерно – технический цикл);
воспитательные (духовного цикла, художественно – эстетического цикла, экологического цикла, военно – спортивного цикла, гражданско – патриотического цикла);
экскурс (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремеслами, производством).
Экскурсионная работа занимает важное место в воспитательной работе школы. Основной задачей экскурсионной работы является формирование мировоззрения школьников.
Экскурсионная работа носит так же ряд других важных задач: патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, культурологическое воспитание.
Задачи:
- овладение навыками самостоятельного наблюдения; - расширение образовательного пространства;- активизация познавательной деятельности;- развитие зрительно-слухового и тактильного восприятия;- развитие целостности восприятия времени, пространства, предмета;- развитие внимания и наблюдательности через понимание мелких деталей, переключение внимания;- развитие воображения;- развитие коммуникативных способностей;- формирование и развитие эстетического вкуса;- формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости, добротворчества и т.д.; - формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотичности.
Каждой экскурсии предшествует долгая, кропотливая работа всего ученического коллектива. Такая работа сближает детей, учит их работать сообща, вместе готовить отчеты о проделанной работе и экскурсии
В организаций каждой экскурсии можно выделить три этапа:
подготовительный период,
проведение самой экскурсии,
после экскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.
Подготовительный этап - это сбор и отработка материала через уроки внеклассного чтения, окружающего мира, литературы; организация выставок рисунков, макетов, различных поделок; выпуск и обсуждение литературных листков, тематических газет; проведение мастер-классов; детские сообщения.
После экскурсионная работа предполагает закрепление материала. Ребята делятся своими впечатлениями с помощью фоторепортажей, стенгазет, своих стихов и сочинений, подключаются родители - выпускают свои фото- и видеосюжеты, обмен мнениями, впечатлениями, планирование следующих путешествий и экскурсий.
Работая в школе, главное не забывать, что вся наша урочная и внеурочная деятельность направлена на воспитание энергичного, неравнодушного члена общества, способного сохранить и приумножить достижения наших предков.
Экскурсионная работа проходит по следующим направлениям:
- экскурсии по истории родного края;
- экскурсии по литературной тематике. Мир русской усадьбы;
- экскурсии по искусствоведческой тематике;
- экскурсии по военно – исторической тематике;
- экскурсии в древние русские города и монастыри;
- экскурсии на производство;
- экскурсии по природоведческой тематике.
Важно, что экскурсии планируются заранее и соответствуют изучаемой программе, а также имеют логический результат, итог в том или ином виде (написанного сочинения, оформленного фотоальбома, стенда и др.)
Ребята возвращаются из поездок пополнив багаж своих знаний, полными восторга и радости, получившими массу впечатлений!
Экскурсионные поездки, имеют не только познавательный характер,  но и помогают ребятам лучше  узнать друг друга и сплотиться.
ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Общеразвивающая экскурсионная программа,реализуемая во 2 классе«Быль и небыль»
Место проведения Тема экскурсии Ведущие задачи
Музей – усадьба Пушкина
с. Захарово Регулярные и пейзажные парки - расширение образовательного пространства;- развитие мотивации личности к творчеству и познанию;- развитие воображения…
Территория с. Ершово Живая и неживая природа - расширение образовательного пространства;- анализ объектов;
- овладение навыками самостоятельного наблюдения;
Экоферма с. Ершово Животноводство     - формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости и т.д.;
Дарвиновский музей Удивительный мир Земли      - развитие целостности восприятия времени, пространства, предмета;- развитие внимания и наблюдательности через понимание мелких деталей, переключение внимания;- расширение образовательного пространства; 
Палеонтологический музей "Древнейший мир" - расширение образовательного пространства;- активизация познавательной деятельности;
-установление причинно-следственных связей
ООО «Московский пекарь» Мастер-класс «Калачи»     - формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости, добротворчества и т.д.;
Звенигородский историко- архитектурный и художественный музей Путешествие в ХVII век    - формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотизма,
Музей – усадьба АрхангельскоеАрхитектурно-парковый ансамбль - формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотизма, нравственных качеств личности
Музей – усадьба М.М. Пришвина в ДуниноВ гости к Пришвину - формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотизма, нравственных качеств личности