Презентация по Мировой художественной культуре на тему Модерн в архитектуре


Департамент образования, науки и молодежной политики ВОГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум» Презентацияна тему «Модерн в архитектуре»по дисциплине «Искусство» (МХК) Специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»Разработчик: Щербакова Л.Г.Острогожск 2013 Данная презентация предназначена для использования на занятии № 32. Представленная в презентации информация в наглядной и доступной форме способствует изучению материала урока. Презентация может бытьиспользована студентами при самостоятельной подготовке. Презентация разработана с соблюдением авторских прав. Модерн (франц. moderne, лат. modernus – новый, современный) – это период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX веков, который включал различные художественные течения и школы. Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича» В каждой стране возникало свое наименование стиля: в Англии - «Модерн стайл» (новый стиль), в США - «Тиффани стайл» (по имени Луиса Комфорта Тиффани), во Франции - «Ар Нуво», в Германии - «югендстиль» (молодой стиль), в Австрии - «стиль Сецессион», в Италии - «стиль Либерти», в Испании - «модернизм». «Модерн стайл» в Англии. Галерея Тейт в Лондоне. Стиль «либерти» в Италии Постройки Ф. Журдэна, например, магазин «Самаритэн» в Париже, и произведения Э.-Ж. Гимара насыщены началом, превращающим металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов. Формы причудливых оград парижского метро, созданные по проекту Гимара, до такой степени отвечали вкусам нового стиля, что искусство Ар Нуво в Париже одно время называли «стилем метро», или «стилем Гимара». Возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя»: от общего эскиза сооружения до рисунков дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов. В 1890-1900-х годах интернациональными стали мотивы морской волны, вьющихся растений, цветов ирисов, лилий, цикламенов, а также рифмующихся с растительными формами лебединых шей, томных и бледных женских лиц – дев с длинными волнистыми волосами, извивами рук и струящимися складками одежд. Как и в эпоху Рококо, в моду входили бледные тона: серо-голубой, оливково-зеленый, «соломенный», палевый, бледно-розовый. Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы модерна восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. (1859-1926) Выдающийся архитектор русского, московского модерна. Его архитектурный шедевр – особняк 3.Морозовой в Москве, в котором «готический зал» поражает ощущением подлинности средневековья. Особняк С. Рябушинского в Москве (1900-1902), в котором «застывшая волна» лестницы особняка напоминает скульптуру. Ее форма вызывает в воображении фантастическое чудовище. Невозможно сказать, где кончается конструкция и начинается декор, где плоскость стены переходит в рельеф, а рельеф – в скульптуру, витраж – в оконный переплет, а светильник – в перила лестницы. Орнаментально трактованная конструкция плавно перетекает в конструктивно трактованный орнамент. Художественный театр в Камергерском переулке (ныне МХАТ) Особенно красиво был оформлен зрительный зал, спроектированный на контрасте темного низа и светлого верха. Орнаментальная роспись потолка в серебристо-сиреневых тонах. В 1906-1907 году по проекту Шехтеля было построено новое здание Ярославского вокзала. Теремок в Переделкино Усадьба Локалова Антонио Гауди (1852—1926) - испанский архитектор, его называли «гением модерна». Антони родился в небольшом городке Реусе в Каталонии. Гауди получил первый заказ: Мануэль Висенс, владелец крупнейшего в Каталонии производства керамических изделий: кафельных плиток, черепицы и посуды, — решил построить особняк в Барселоне и одновременно показать горожанам образцы своей продукции. В 1878— 1885 гг. мастер возвёл живописную постройку с башнями-беседками на крыше. Стены особняка облицованы мозаикой из керамических цветных плиток и камня. Дом Висенс По заказу Эусебио Гуэля, богатейшего барселонского аристократа и промышленника, Гауди построил дом в Барселоне — дворец Гуэль (1886—1891 гг.). Архитектор придал дворцу, зажатому высокими соседними домами, вид готического сооружения с устремлённым ввысь узким фасадом. Внутрь ведут два входа, вписанные в полукруглые арки. Парк Гуэль — знаменитый парк в верхней части Барселоны, созданный Антонио Гауди в 1900—1914 годах. Он представляет собой сочетание садов и жилых зон. Богатый промышленник Эусебио Гуэль, решил построить на 15 гектарах принадлежавшей ему территории жилой квартал из 60 домов и заказал архитектору разработать модель квартала, предоставив ему полную свободу. Главный вход представляет собой красивые ворота из кованого железа, рядом с которыми по обе стороны высятся прелестные павильоны, облицованные цветной керамикой. От главного входа начинается двойная лестница, между пролетами которой расположены декоративные элементы: скульптуры животных с мозаичной облицовкой (среди них всегда присутствующий у Гауди – дракон), в сверкающем обрамлении водяных брызг.  У входа в парк Гуэль стоит домик привратника. Он похож на кусок лавы, извергнутой разбушевавшимся вулканом. Его крыша словно стекает по стенам и застывает пузырями труб, окон и парапетов. Стоит подняться на крышу, как образ храма исчезает, вытесняясь мотивом морской волны в очертаниях линии парапета, одновременно служащего спинкой «бесконечной скамьи». Парк Гуэль — великолепная шутка гения. Гауди всё время играет со зрителем, вводя его в заблуждение. То нет опоры под перекрытием, и оно должно упасть, но не падает. То керамические пальмы оказываются колоннами, подпирающими склон холма. Такие превращения, когда камень становится цветком или деревом, а живое дерево похоже на каменную конструкцию, на каждом шагу подстерегают гуляющих в парке. Дом Батло (1904—1906 гг.) был построен для крупного промышленника Хосе Батло Касанаваса. Стены дома облицованы битым стеклом различных оттенков голубого, сочетание которых нигде не повторяется. Главный фасад, выходящий на улицу, похож на змеиную кожу; это впечатление усиливает крыша из рельефной черепицы, напоминающей чешуйки. Конёк крыши топорщится шипами. Устроив на трёх первых этажах дорогие апартаменты, архитектор оформил их снаружи сложными изогнутыми каменными ограждениями, которые образованы выступами фонарей и балконов; они напоминают скелеты фантастических животных или всплески вулканической лавы. Дом Батло предстаёт таинственным живым существом, окаменевшим под действием чар злого волшебника. Дом Мила (1906—1910 гг.) стал последним законченным сооружением Гауди. Строение выглядит глыбой застывшей лавы, в которой вырублены пещеры — окна и балконы. Волнистые наружные стены определяют свободную и прихотливую внутреннюю планировку. В доме нет двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных коридоров. Каждая квартира поэтому уникальна. На крыше дома каменные цветы, яркая керамика, цветное стекло, а над ним солнце и чистое голубое небо Каталонии. Возведение церкви Саграда Фамилия (1884—1926 гг.) — дело всей жизни Гауди. Постройка была задумана Гауди как своеобразная евангельская энциклопедия — собрание сюжетов и образов из Нового Завета, которые дают представление о земной жизни Иисуса Христа. Главный фасад посвящен Рождеству Богоматери, его врата — основным христианским добродетелям. Шпили символизируют апостолов, на внутренних дверях изображены десять заповедей, на капителях колонн — добрые дела, а на их базах (основаниях) — грехи. У храма три портала и несколько уровней; над близлежащими улицами перекинуты лестницы, благодаря чему в его композицию включены соседние участки городской застройки. Всё это многообразие форм архитектор воплотил в камне с помощью сложнейших конструктивных решений. Наклонные опоры, ветвистые колонны, параболы и гиперболы арок и сводов напоминают огромное наглядное пособие по начертательной геометрии. Гауди мыслил и чувствовал в «трех измерениях». Он жил и творил так, как он мыслил и чувствовал – в единении с природой, со своим пониманием ее, с собственным осознанием пространства. Творчество Гауди - это не результат необузданных фантазий, а воплощение необыкновенных способностей воображения, что подтверждается современным компьютерным расчетом. Гауди удалось создать архитектуру, которая растворяется в природе. Гауди не имел ни семьи, ни собственного дома, но всегда убеждал других, что человеку совершенно необходимо иметь свой дом. Погиб он 7 июня 1926 году, странной смертью – его сбил трамвай недалеко от собора Святого Семейства, в склепе которого сейчас покоятся его останки. 1. http://smallbay.ru/architec081.html; 2. http://allerleiten.livejournal.com/634390.html; 3. http://1-rs.com/article/arhitektura-moderna.html; 4.http://www.moscow.org/moscow_encyclopedia/234_modern.htm; 5. http://www.mskvd.ru/Arhitektory_Moskvy_Ch-Ya/p2_articleid/603; 6. http://gaudi-barselona.ru/ Источники: