Ивановская земля-колыбель советской музыки в годы Великой Отечественной войны


Тема четверти : « Великие наши « современники ».
Тема урока : « Ивановская земля - « колыбел ь » советской музыки в годы войны »
Класс : 7
Тип урока : углубление в тему.
Форма урока : познавательная с элементами творчества.
Цель : воспитание образованной самостоятельно мыслящей личности.
Задачи :
Обучающие : познакомить с историческими местами ивановского края связанными с творчеством выдающихся советских композиторов ;
Развивающие : формировать самостоятельное творческое мышление- как необходимое условие постижения жизни людей; развивать музыкальный вкус;
Воспитывающие : формировать интерес к настоящему и прошлому своей малой Родины, к своему родному краю.
Методы и приёмы : наглядные, словесные, практические, поисковые, обобщающие.
Музыкальный ряд :1. Е Солодовников « А я, живу в Иваново! »
2. Д. Шостакович симфония № 7 « Ленинградская » - 1ч. фрагмент - эпизод нашествия.
3. А. Хачатурян симфония № 2 « Симфония с колоколом » фрагменты 1 и 4 части .
4. Э. Ханк « Вы шумите , берёзы »
5. А. Эшпай « Серёжка с Малой Бронной » « А снег идёт »
6. Л. Вихарева « Музыка »
7. Е. Сокольская « Ты - город мой! »
Зрительный ряд: слайды.
Тема: « Ивановская земля - « колыбель » советской музыки в годы войны.»
Ход урока.
1. Организационный этап. Приветствие. Введение.
У. Друзья мои, я очень рада зайти в приветливый ваш класс и для меня теперь награда сиянье ваших нежных глаз, я знаю в классе каждый гений ,но без труда талант не в прок. Возьмём же музыку и творчество и вместе создадим урок.
У. Определите по музыкальному фрагменту чему мы посвятим урок?
Слушание песни Е. Сокольской Ты - город мой !
Итак, ваши мысли.
У. Да. Действительно, речь пойдёт о нашей малой Родине, а именно, о музыке рождённой на ивановской земле не только в нынешнее время, а в далёкие советские годы. И я, приглашаю вас посетить удивительное место, которое находится всего в 7 км. от центра, точнее на восточной окраине нашего города деревню Афанасово.
Чем же удивительно это место? Дело в том, что здесь когда-то, а точнее в 1943 году был открыт Дом творчества композиторов.
Кто - либо слышал об этом? Как вы думаете, почему этот дом стал так называться? Я предлагаю вам побывать в нём гостями. Обратите внимание на тему нашего урока: « Ивановская земля « колыбель » советской музыки в годы войны». Я думаю, вы сегодня поймёте, почему нашу Ивановскую землю называли « колыбелью » сов. муз. военного времени. Но прежде, давайте споём песню Е. Солодовникова « А я живу в Иванове».
2. Объяснение нового материала.
У. 1943 г.- год открытия Дома творчества композиторов на ивановской земле. Вам случайно ничего не говорит эта дата?
Да, действительно, это было сложное время для нашей Родины. Война продолжается, но из госпиталей и эвакуации в Москву начинают возвращаться музыканты и композиторы. Союз композиторов и Муз. фонд СССР пытаются создать им элементарные условия для творческой работы. Взгляните на экран. Знакомы ли вам эти лица? Рейнгольд Глиэр и Арам Хачатурян обратились в наркомат земледелия с просьбой подобрать место для работы и восстановления сил. Из нескольких вариантов было выбрано место на окраине Иваново - деревня Афанасово. Очень энергично и быстро была приведена в порядок бывшая помещичья усадьба у птицесовхоза, а дом помещиков приспособлен под семейное общежитие и столовую для первых 4х семей советских композиторов. Первыми его обитателями в начале лета 1943г. были семьи : Д. Шостаковича, Р. Глиэра, А.Хачатуряна, В. Мурадели.
Взгляните на экран, знакомы ли вам эти композиторы ? Именно они летом 1943г. впервые посетили Ивановскую землю.
Как вы думаете, с какой целью приехали композиторы в ДТК ? Можем ли мы предположить о чём рассказывали композиторы в своих сочинениях ?Какую роль играла музыка в годы войны? Д. Шостакович в первое лето создал на Ивановской земле свою 8-ю симфонию.
Можем догадаться о чём эта симфония ? Это трагическое повествование « о скорби и ярости » сражающегося народа. До этого у него была уже написана симфония, которая триумфально шествовала по всему миру.
Звучит фрагмент симфонии №7 (Ленинградская) - эпизод нашествия.
Знаком ли вам этот фрагмент ? Как он называется ? А знаете ли вы, что в этом году 27 января отмечалось 65 - летие со дня полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков. А. Хачатурян создаёт симфонию №2 и даёт ей название « Симфония с колоколом ».
Как вы думаете, почему у Хачатуряна возникла мысль дать такое название симфонии ? Вспомните, а для чего на Руси были нужны колокола?
( оповещали народ о пожарах , о нападении врагов , о бедствиях и праздниках ) А знаете, я предлагаю вам самим сочинить симфонию с колоколом. Попробуем.
Как вы думаете , а что такое симфония?( симфония - музыкальное сочинение ) Сочинение о чём? ( о жизни )
Сколько в симфонии бывает частей?
Раз это соч. о жизни, так пусть в ней будет 4 взгляда на жизнь, давайте обозначим их.
Вспомним, симфонию Хачатурян создавал в 1943 году, разгар войны, значит в симфонии будет идти речь о событиях В.О.В.
Итак,1ч.- начало войны, призыв, столкновение, борьба. Какую роль будет играть колокол в 1ч? О чём оповещает? Как он будет звучать: ликующе, победно или сурово, мрачно, набатно?
Послушаем, как звучит колокол у Хачатуряна? Совпали ли наши мысли с мыслями композитора? Слушание.
…Вот, гудя, ударит бас :
Слушай! Слушай!
Словно с неба Божий глас-
Прямо в души
Собирает он народ
Воедино
И на подвиги зовёт
Исполина.
2ч. нам говорит: жизнь - это размышление, мечта, но тревога и волнения нас не покидают. Что же нас ожидает?
3ч. - воспоминание о добром, светлом, весёлом, можно улыбнуться и пошутить.
4ч. -у музыкантов зовётся финал. Она как будто говорит война закончилась - победа. Как вы думаете, будет ли меняться звучание колокола в конце симфонии? Слушание фрагмента финала.
Голоса колоколов,
Словно пламя,
Как свидетели веков
Всё вы с нами
То ль сомнения вас жгли,
То ли беды-
Всё равно вы с нами шли
До победы.
Так взлетайте вновь и вновь
В купол синий,
Чтоб всегда жила
любовь
Над Россией.
Что - то изменилось у Хачатуряна в звучание колокола?
Что вселяла симфония А.Хачатуряна в сердца людей? ( уверенность, светлые надежды )
Летом 1944г. в ДТК приехал С.С. Прокофьев . Здесь, на Ивановской Земле рождались лучшие его творения .Рядом с домом ,в котором работал композитор была чудесная берёзовая роща.
Посмотрите, вот она перед вами. Из - за обилия в ней солнечного света Прокофьев назвал её « рощей до - мажор ».
Красиво, не правда ли? Глядя на неё вспоминается песня Э. Ханка « Вы шумите, берёзы » - исполнение.
В 1952г. сюда впервые приехал композитор, с песнями которого вы знакомы. Я напою вам фрагменты, а вы попробуйте догадаться. Исполнение фрагмента « Серёжка с Малой Бронной », « А снег идёт…» . Догадались? Эти песни были сочинены А. Я. Эшпаем.
А.Я. Эшпай частый гость на нашей земле. В этом году ему исполнилось 84 года и он вновь собирается сюда на работу. Давайте исполним песню рождённую здесь. Исполнение « Серёжка с Малой Бронной ».
За многие годы в Д Т К побывало много знаменитостей. Здесь возникали очень интересные сочинения композиторов разных поколений.
Обратимся к теме урока. Давайте ещё раз озвучим её. Обратили ли вы внимание ,что слово « колыбель » выделено ?
С какими чувствами у вас ассоциируется это слово? Произнесите его
С чьим образом связано? Уместно ли оно в нашей теме урока?
Можно ли назвать нашу землю «колыбелью» советской музыки военных лет?
На дворе 21 век. А как вы сегодня можете оценить состояние культуры нашего края? Можете ли вы назвать композиторов, которые родились в нашем городе и продолжают прославлять его далеко за пределами?
3. Рефлексия.
В заключение урока я бы хотела обратить ваше внимание на веточки стоящие в нашем классе. Они стоят совсем без листиков , а так хочется чтобы побыстрей пришла весна, побежали ручейки, прилетели птицы ,набухли почки и стало больше радостных и светлых дней. Давайте приблизим её и украсим наши веточки листочками. Это будут необычные листочки. Они имеют разные цвета. Каждый цвет что-то означает:
Зелёные - вы сделали новое открытие;
жёлтые – вы себя чувствовали спокойно, уверенно на уроке;
красные - вам было не интересно на уроке;
синие - вы ничего не узнали нового.
Учащиеся украшают веточки на фоне песни Е. Сокольской « Ты- город мой».
Посмотрите, какие веточки стали красивыми. Мне очень приятно, что я помогла вам узнать новое и открыть мир музыки и искусства.
До новых встреч!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Литература.
С. А. Томчук. Методические рекомендации по использованию мультимедиа материалов « Энциклопедия классической музыки»
/ Информационно – компьютерные средства в школе: методическое пособие/ Под ред. Г. К. Селевко – Ярославль: И Р О ,2003 г.
И. М. Красильников. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании.- М. « Искусство в школе», В. 8, 2002 г.
И. М. Красильников. « Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования».
Д. Б. Кабалевский. Музыкальное воспитание и технические средства распространения музыки. М: Просвещение, 1981 г.
В. П.Беспалько . Образование и обучение с участием компьютеров ( Педагогика третьего тысячелетия). - Воронеж: М О - Д Э К, 2002г.
А. В. Фёдоров. Медиаобразование : история, теория и методика. Ростов: Ц В В Р , 2001 г.
И. Прохорова, Г. Скудина. Советская музыкальная литература. Москва « Музыка», 1981 г.
Статья из газеты « Рабочий край» -« Лето войны и лето победы» , 1991г.