Методическая разработка классного часа Земля- колыбель человечества


Методическая разработка
классного часа (экологической викторины) на тему:
«Земля – колыбель человечества».
Авторы: Соломатина Наталья Владимировна , классный руководитель группы 58ТПо-15.
Цель: углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию.Задачи:1. Показать влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей.2. Развивать способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья под влиянием факторов окружающей среды.3. Воспитывать чувство заботы о здоровье окружающих.
Актуальность темы: Я считаею, что тема данной методической разработки актуальна. Экологическая ситуация в России долгие годы остается не благополучной. Кризисное положение с охраной окружающей природной среды оказывает отрицательное влияние на здоровье человека. Необходимо предотвратить рост загрязнений природной среды и предусмотреть меры: по охране пресной воды, по охране и рациональному использованию земельных и лесных ресурсов, по удалению, хранению и переработке отходов.
Форма проведения: проблемная беседа, викторина.Предварительная подготовка: подбор необходимой литературы. Оформление кабинета: плакаты, рисунки на экологическую тематику.
Ход классного часа:1. Организационный момент. Приветствие участников. Настрой на позитивную работу. Добрый день, дорогие ребята! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней викторине. Давайте улыбнемся друг другу, ведь хорошее настроение – залог успеха в любом деле!2. Определение темы занятия.Сегодня мы поговорим с вами об одной из планет Солнечной системы, о нашей родной Земле! А эпиграфом к нашему классному часу мы выбрали слова
М. Пришвина «Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг».3. Актуализация знаний.Ребята, мы живем с вами на удивительной планете, которая является нашим общим домом. Это планета Земля, и не случайно ее главные богатства созвучны с названием. Земля – наш дом, земля – наша кормилица. Родная земля, Родина – это место, где человек родился, которое навсегда останется дорогим для него. И люди обязаны заботиться о сохранении природы на нашей планете, потому что это из-за нас происходят негативные изменения в окружающей среде.Когда-то наши предки только выращивали растения, разводили домашних животных, а сейчас мы строим громадные промышленные предприятия, используем множество автомобилей, вырубаем деревья. Конечно, развитие нашей цивилизации не должно останавливаться. Только надо не забывать, что расходовать ресурсы планеты следует разумно, осторожно, и первостепенной задачей людей является забота о чистоте окружающей среды.Земля не прощает человеку, если он жестоко уничтожает ее богатства. Все в природе взаимосвязано. Когда мы осушаем русло реки, гибнет рыба, а в итоге сам человек не сможет использовать ее в пищу. Если почва не будет отдыхать, не стоит ждать хорошего урожая. Если постоянно загрязнять воздух и воду, человечество не сможет выжить в условиях экологической катастрофы. Даже древние люди, которые не владели научными знаниями, с почтением относились ко всем сокровищам Земли. Сегодня в век прогресса и технологий мы знаем, каким образом защитить природу. Мы бы хотели, чтобы все известные секреты природы люди направляли не на разрушение, а на сохранение нашего общего дома.Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы? (Больше заботиться об экологии планеты, запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений, следить за чистотой в городе и на природе и т.д.)4. Основная часть.Выходит чтец и под тихую спокойную музыку читает стихотворение «Стон Земли».Чтец 1: Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,Не год, не два, а миллиарды летЯ так устала… Плоть моя покрытаРубцами ран – живого места нет.Терзает сталь мое земное тело, И яды травят воды чистых рек,Все то, что я имела и имеюСвоим добром считает человек.Мне не нужны ракеты и снаряды, А ведь на них идет моя руда!А что мне стоит только штат Невада,-Его подземных взрывов череда!Зачем друг друга люди так боятся,Что позабыли о самой Земле?Ведь я могу погибнуть и остатьсяОбугленной песчинкой в дымной мгле.Не потому ли, загораясь мщеньем,Я против сил безумных восстаюИ сотрясая твердь землетрясеньемНа все обиды свой ответ даю.И не случайно грозные вулканыВыплескивают с лавой боль Земли.Очнитесь, люди!Призовите страны, Чтобы меня от гибели спасти! (С. Михалев)Чтец уходит, выходят ведущие.Ведущий 1: А какая она, наша Земля? Необычная, удивительная, прекрасная! Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки вод, носит на себе океаны, облака и грозовые тучи. Принимает ливни, снегопады и туманы. Поражает жерлами дымных вулканов. Взращивает деревья, кустарники, травы. Пускает птиц в небеса и по всем лесам – разнообразных зверей.
Ведущий 2: Человека Земля увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом? Ведущий 1: Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны).Ведущий 2: Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах — кровь, в древесных корнях — жилы, в травах и растениях — волосы.Ведущий 1: Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...Выходит чтец, читает стихотворение Н.П. Тумановой «Зов сердца»:Чтец 2: Я призываю всех совсем не зря:Мутнеют реки и леса горят,Озера высыхают и моря – Я призываю всех совсем не зря!Кругом заводы, фабрики, поля – От равнодушия измучена земля.От безразличия грустит даже вода,А без нее погибнут города.Ведь вся надежда нынче на тебя!Ни перед чем, мой друг, не отступай,Любую подлость строго пресекай,Любую глупость с честью презирай.Все в нашей жизни может пригодиться:Сполна водою чистой насладиться,Послушать утром трели соловья,Услышать голос звонкого ручья.Не так легко нам будет, но ведь важно,Чтоб понял наконец-то житель каждый,Что равнодушию пора сказать нам – «Нет!»Уже мы натворили много бед.И если сложим мы усилья наши.Поверь, Земля ведь точно станет краше.Трава зеленой будет под ногами.И звонче пенье птиц под облаками.Чтец уходит, выходят ведущие.Ведущий 1: Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни звери. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор – уберите его, закопайте в землю. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда! 
Ведущий 2: Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе.Чтец 1: Кромсаем лед,Меняем рек теченье,Твердим о том, что дел невпроворот...Но мы еще придем просить прощеньеУ этих рек, барханов и болот,У самого гигантского восхода,У самого мельчайшего малька...Пока об этомДумать неохота.Сейчас нам не до этогоПока.Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц И реки без воды...Все меньше — окружающей природы... Все больше — окружающей среды.Р. Рождественский Ведущий 1: Планета наша весьма засорена, но человечество еще не до конца осознало, сколько опасностей таит в себе жизнь на огромной свалке. Что достанется нашим детям в наследство? Как они смогут обитать на нашей некогда чистой и прекрасной планете? Сейчас мы познакомим вас с некоторыми фактами, касающимися загрязнения нашего общего дома продуктами жизнедеятельности человечества. Ведущий 2: Воздух. Ученые подсчитали, что только за один год в атмосферу выбрасывается более 5 млрд. тонн углекислого газа, который истончает озоновый слой, в результате чего образуются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра существует над Антарктикой, временами расширяется и уменьшается – над Арктикой, Европой, Москвой. Эти дыры пропускают ультрафиолетовые лучи, которые пагубно сказываются на здоровье людей. Кислорода на Земле становится с каждым годом все меньше и меньше, благодаря вырубке лесов и увеличению вредных выбросов промышленных предприятий. Ведущий 1: Вода. Учеными доказано, что ежегодно во всем мире в водоемы попадает столько бытовых и промышленных отходов, что их хватило бы на заполнение 10 тыс. товарных поездов. При исследовании вод Арктики даже в них был обнаружен стиральный порошок.В результате деятельности людей реки Европы – Сена, Дунай, Рейн, Волга – стали непригодны для купания. Во многих сибирских реках появились микроорганизмы, вредные для человека и животных, причиной этого являются затонувший лес и загрязненные стоки.Ведущий 2: Почва. Каждый должен помнить, что почва образуется очень медленно, в течение сотен и даже тысяч лет. А вот разрушить ее можно очень быстро и легко. За последний век на Земле уничтожена приблизительно четверть всех плодородных почв. Люди в прошлом столетии осваивали целинные и залежные земли. Первые несколько лет они получали отличные урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.Ведущий 1: Леса. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.Ведущий 2: Неужели на всей Земле природа находится под гнетом человека? Чтец 2: Есть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелетных.Лишь на ней одной увидишьЛандыши в траве зеленой,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивленно.Береги свою планету!Ведь другой на свете нету!Ведущий 1: Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг.Ведущий 2: И если каждый человек будет охранять свою Родину, то все вместе мы сохраним свою планету по имени Земля.Чтец 1: Берегите землю. БерегитеЖаворонка в голубом зените,Бабочку на листьях повилики,На тропинках солнечные блики.На камнях играющего краба,Над пустыней тень от баобаба,Ястреба, парящего над полем,Ясный месяц над речным покоем.Ласточку мелькающую в жите,Берегите землю! Берегите!Чтец 2: Берегите времени крутые повороты,Радость, вдохновенья и работы,Древнего родства живые свойства,Дерево надежд и беспокойства,Откровения Земли и Неба,Сладость жизни, Молока и Хлеба.Берегите доброту и жалость,Чтоб они за слабого сражались.М. Дудин
5. Экологическая викторинаХод игры1 ведущий: А теперь проведем небольшую викторину. Она необычная – экологическая и посвящена одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля.2 ведущий: Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.1 ведущий: Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.2 ведущий: Моя планета - человеческий дом.Ну как ей жить под дымным колпаком.Где сточная канава – океан.Где вся природа поймана в капкан.Где места нет ни аисту, ни львуГде стонут травы: больше не могу!1 ведущий: Вот она летит, маленькая какая!Вот она грустит, в думы свои вникая.Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.Все еще живет! Все еще людям верит! Вот она плывет сквозь грозовую полночь,Всех людей зовет, просит прийти на помощь! 2 ведущий: Вопрос «Что делать с мусором?» становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.(Группа делится на 2 команды, ведущие знакомят участников викторины с правилами игры).1 этап.«Что мы знаем о мусоре и отходах»1 ведущий: Сейчас каждая команда получит по три таблички-указателя с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос я буду давать три варианта ответа. По сигналу ведущего капитан команды будет поднимать табличку с номером ответа. На обдумывание дается 10 секунд.Вопросы:1. Что составляет большую часть мусора, который загрязняет Землю? а) Стекло;б) пластмасса;* в) металл. 2. Жители какого города производят наибольшее количество бытовых отходов? а) Нью-Йорка;*б) Берлина;в) Минска. 3. Назовите самую процветающую отрасль промышленности во Франции. а) Производство бытовой техники;б) автомобилестроение; в) переработка мусора*. 4. Что нужно сделать перед утилизацией отходов? а) Собрать в одном месте;б) рассортировать;*в) перемолоть. 5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо: а) сжечь при специальных условиях;* б) компостировать;в) переплавить. 6. О чем необходимо в первую очередь думать, выбирая место свалки? а) Об ограждении места свалки; б) об укомплектование соответствующей техникой; в) о защите поверхности земли и грунтовых вод*. 7. Что влечет за собой появление незаконных свалок?а) Изменение климатических условий (температура, влажность)*;б) разрушение почвы; в) гибель животных. 8.Что является основой для разработки санитарных норм?а) Присутствие тяжелых металлов в воздухе;б) предельно допустимая концентрация вещества;*в) государственный стандарт качества. 9. На какие регионы и территории оказывают влияние вредные выбросы? а) Только на те, где загрязнение возникло;б) на прилегающие территории; в) даже на удаленные от места загрязнения территории*.10.Наиболее опасным для человека является наличие в воде:а) пестицидов;*б) бытового мусора; в) минеральных удобрений. 11. Какая страна является самой загрязненной в Европе? а) Россия; б) Великобритания;* в) Италия. 12. На какую отрасль приходится большая часть общего количества отходов в странах ЕЭС? а) легкая промышленность; б) тяжелая промышленность; в) сельское хозяйство*. 13. Какой вид радиоактивных отходов целенаправленно рассеивается в окружающей среде? А) твердые вещества; Б) газы;* В) жидкости. 14. Какой метод борьбы с увеличивающимся количеством отходов является наиболее эффективным?а) принятие правовых актов, регулирующих процесс;б) захоронение; в) вторичное использование отходов (рециркуляция)*. 15. Как называется поступление вредных веществ в среду обитания, которое приводит к сбоям в функционировании экологических систем?а) Экологический кризис;б) загрязнение;* в) интродукция. 16. Какая отрасль промышленности лидирует по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу?а) нефтегазоперерабатывающая отрасль; б) автотранспорт;* в) машиностроение. 17. Какой путь решения энергетической проблемы является оптимальным?а) Экономия энергии;* б) использование энергии солнечных батарей;в) развитие ветровой энергетики. 18. Что такое гарбология? а) Наука о путешествиях; б) мусороведение;* в) наука, которая изучает климат.19. Какое время пролежит выброшенный в лесу предмет из пластмассы?а) 5 лет; б) 55 лет; в) более 100 лет.* 20. За какое время выброшенная бумага будет уничтожена микробами? а) 1-2 года;* б) 3-5 лет; в) более 10 лет. 2 этап. «Говорят малыши»1 ведущий: А сейчас давайте попробуем вспомнить наиболее распространенные отходы. Придумать возможности их вторичного использования – важнейшая задача человечества. Я буду произносить фразы детей, которыми они описывают те или иные отходы. На каждый из видов отходов подготовлено 5 фраз. Вы должны понять, какой слово было задумано. Та команда, которая раньше назовет наименование отходов, получает 1 балл. Если команда ошибается, то из суммы ее очков один балл вычитается.Детские высказывания:1.Из нее сделаны многие мои игрушки.2.Она твердая, тяжело ломается, бывает разных цветов.3.То, что из нее изготавливается, обычно не тяжелое.4.Если нельзя жечь, потому что тогда образуется черный дым с плохим запахом.5.Ее просто так выбросить в мусор нельзя, потому что она не разлагается. Ответ: пластмасса.1.Это изобретение китайцев. 2.Ее делают из деревьев. 3.Это очень легко загорается.4.Она нужна для того, чтобы писать, рисовать.5.Из нее образуется большое количество мусора. Ответ: бумага.1.Это получают из песка. 2.То, что из него делают, обычно бывает прозрачным.3.Если оно упадет, то разобьется.4.Когда это нагревают, оно начинает тянуться как тесто.5.Если бросить это в лесу, то может случиться пожар.Ответ: стекло.1.Этого не бывает много в деревне, зато его всегда много в городе.2.Если в городе много промышленных предприятий, то этого особенно много.3.Он появляется от машин, станков, поездов.4.Если с ним не бороться, то люди будут болеть.5.От него загрязняется воздух и окружающая среда, а если его будет слишком много, то можно и опьянеть.Ответ: шум.1.Ты этого никогда не видим. 2.Они вызывают у людей большое количество заболеваний.3.Чем больше заводов в городе, тем больше будет этого.4.Для того чтобы бороться с этим нужны растения с зелеными листочками.5.Там где этого очень много, не могут вырасти лишайники.Ответ: газовые отходы.1.Если это сдать, то за него дадут деньги.2.Он появляется, когда старые вещи приходят в негодность.3.Он бывает везде, где живет и работает человек.4.Он очень твердый.5.Из него делают что-нибудь новое. Ответ: металлолом.1.Она образуется при горении.2.У этого бывает только черный цвет.3.Это считается очень вредным для легких и вообще для человека.4.От нее пачкается одежда человека, а в организме появляются болезни.5.Этого больше в городе, чем в деревне.Ответ: сажа.1.Без этого человек не может обойтись. 2.Этим люди пользуются ежедневно. 3.Если это добавить в воду, то будет пена.4.От этого гибнет рыба, умирают растения.5.Это помогает нам бороться с грязью. Ответ: мыло-моющие средства.1.Оно очень легкое. 2.Если попадет в воду, то будет плавать наверху и не утонет.3.Когда это попадает в реку, оно не дает дышать рыбам.4.Нельзя в реке мыть машину, потому что это загрязнит реку.5.С поверхности воды это надо убирать.Ответ: машинное масло.
4. Третий тур «Что может сделать один?» Каждой из команд задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу.
- Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов… (из переработанной макулатуры)
- Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно …(использовать много раз, сдать в магазин).
- Не покупайте больше, чем можете … (употребить).
- Экономь электроэнергию и горючее, если можно, пользуйтесь больше …(общественным транспортом).
- Одежду, которую ты уже не носишь, можно… (отдать нуждающимся).
- Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут… (кому-то понадобиться).
- Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для… (приготовления удобрений).
- Почини и исправь вещь вместо того, чтобы …. (её выбрасывать)
Подведение итогов викторины, награждение победителей. 1 ведущий: Вот и подошел к концу наш классный час. Давайте же беречь нашу Землю – колыбель человечества, наш общий дом! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.2 ведущий: Стали люди сильными, как боги,И судьба Земли у них в руках.Но темнеют страшные ожогиУ земного шара на боках.Мы давно освоили планету,Широко шагает новый век.На Земле уж белых пятен нет,Черные сотрешь ли, Человек? 1 ведущий: Поэтому, чтобы не случилось непоправимого, всегда думайте и заботьтесь о Земле. Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, – пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.Все тесно связано вокруг.(Примеры мы не станем множить.)Цветка ты не заденешь вдруг,Чтобы звезды не потревожить. 2 ведущий: До свидания, друзья!
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Наименование заданий
Группа 58ТПо-15
Презентация (мах 5 баллов)
Видеофильм (мах 5 баллов)
Плакат (мах 5 баллов)
Экологическая викторина ( по 1 баллу за правильный ответ)
1 этап : «Что мы знаем о мусоре и отходах» 2 этап «Говорят малыши»
3 этап «Что может сделать один»
Подведение итогов:
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,Не год, не два, а миллиарды летЯ так устала… Плоть моя покрытаРубцами ран – живого места нет.Терзает сталь мое земное тело, И яды травят воды чистых рек,Все то, что я имела и имеюСвоим добром считает человек.Мне не нужны ракеты и снаряды, А ведь на них идет моя руда!А что мне стоит только штат Невада,-Его подземных взрывов череда!Зачем друг друга люди так боятся,Что позабыли о самой Земле?Ведь я могу погибнуть и остатьсяОбугленной песчинкой в дымной мгле.Не потому ли, загораясь мщеньем,Я против сил безумных восстаюИ сотрясая твердь землетрясеньемНа все обиды свой ответ даю.И не случайно грозные вулканыВыплескивают с лавой боль Земли.Очнитесь, люди!Призовите страны, Чтобы меня от гибели спасти! (С. Михалев)
4. Есть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелетных.Лишь на ней одной увидишьЛандыши в траве зеленой,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивленно.Береги свою планету!Ведь другой на свете нету!
Я призываю всех совсем не зря:Мутнеют реки и леса горят,Озера высыхают и моря – Я призываю всех совсем не зря!Кругом заводы, фабрики, поля – От равнодушия измучена земля.От безразличия грустит даже вода,А без нее погибнут города.Ведь вся надежда нынче на тебя!Ни перед чем, мой друг, не отступай,Любую подлость строго пресекай,Любую глупость с честью презирай.Все в нашей жизни может пригодиться:Сполна водою чистой насладиться,Послушать утром трели соловья,Услышать голос звонкого ручья.Не так легко нам будет, но ведь важно,Чтоб понял наконец-то житель каждый,Что равнодушию пора сказать нам – «Нет!»Уже мы натворили много бед.И если сложим мы усилья наши.Поверь, Земля ведь точно станет краше.Трава зеленой будет под ногами.И звонче пенье птиц под облаками.
Кромсаем лед,Меняем рек теченье,Твердим о том, что дел невпроворот...Но мы еще придем просить прощеньеУ этих рек, барханов и болот,У самого гигантского восхода,У самого мельчайшего малька...Пока об этомДумать неохота.Сейчас нам не до этогоПока.Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц И реки без воды...Все меньше — окружающей природы... Все больше — окружающей среды.Р. Рождественский 
5.Берегите землю. БерегитеЖаворонка в голубом зените,Бабочку на листьях повилики,На тропинках солнечные блики.На камнях играющего краба,Над пустыней тень от баобаба,Ястреба, парящего над полем,Ясный месяц над речным покоем.Ласточку мелькающую в жите,Берегите землю! Берегите!
Берегите времени крутые повороты,Радость, вдохновенья и работы,Древнего родства живые свойства,Дерево надежд и беспокойства,Откровения Земли и Неба,Сладость жизни, Молока и Хлеба.Берегите доброту и жалость,Чтоб они за слабого сражались. М. Дудин