Урок по химии с использованием здоровьесберегающих технологий по теме Физические и химические явления (7 класс)


Урок химии по теме "Физические и химические явления"
Учитель химии Колодяжная Ольга Николаевна
Цели:
Дидактическая:
способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях;
Рассмотреть внешние эффекты, сопровождающие химические реакции;
продолжить формирование представлений о признаках и условиях протекания химических реакций;
раскрыть значение химических реакций в природе и в жизни человека.
Развивающая:
способствовать развитию умений учащихся обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдая ТБ;
продолжить развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать вывод;
создать условия для развития умений работать в группе;
Воспитывающая:
содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, умения организовывать взаимопомощь при проведении групповой работы.
Оборудование и реактивы:
химический стакан с водой, пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, спички, , кусочек мела, пинцет, ступка и пестик, фарфоровая чаша, химическая ложечка,
соль, сахар, сухое горючее, кусочек парафина, льда, уксус, крахмал, раствор иода,, сода, раствор лимонной кислоты, образец медной проволоки. Дидактический материал:
Карточки с заданиями, познавательные тексты.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся
I.Организацион-ный момент Добрый день!
Сегодня мы работаем с группой поддержки. Уверена, что такое сотрудничество поможет нам всем понять и объяснить то, что происходит вокруг нас, в нашем быту, природе, в нашем организме.
Приветствуют учителя
II. Актуализация опорных знаний В окружающем мире постоянно происхо-дят изменения. Смена времени года , течение воды в реке , рост растений , кипение воды в чайнике – все это примеры процессов, которые происходят рядом с нами . Назовите изменения , которые вы наблюдали в природе, в быту, в обществе .
Учащиеся друг за другом называют явления, которые им известны из повседневной жизни
III. Мотивация учебной деятельности. – Сейчас я попрошу вас записать число и тему урока “Физические и химичепские явления” в тетрадь.
Изучение новой темы предполагает работу в группах . Распределите обязанности .
Задание 1. Сформулировать цель, составив
Итак, участвуя в этом уроке, вы сможете
объяснить суть химических явлений, познакомитесь с признаками химических реакций с условиями их протекания, а также объяснить, какие явления происходят вокруг нас, в вашем быту, природе и даже в вашем организме.
Учащиеся получают задания. Необходимо
поставить слова в пра-вильном порядке, за-кончить предложения.
Нам необходимо знать…
Нам необходимо пони-мать суть понятий…
Нам необходимо уметь…

IV. Изучение нового материала. 1. Физические и химические явления. Определения, отличительные признаки.
Объяснение учителя, беседа,демонстрацииопытов с привлечением учащихся с каждой
группы, выполняющих роль экспериментаторов.
- растворить сахар в воде;
- разрезать яблоко;
- включить лампочку;
- растопить лед;
- растворить соль в воде;
- расплавить парафин;
- сжечь сухое горючее;
- согнуть проволоку;
-измельчить мел в ступке
- Чем сопровождаются увиденные явления?
( измененение формы, агрегатного состояния, образование нового вещества).
-Какие из увиденных явлений относятся к физическим, а какие к химическим? Почему?
Задание 2.
– Запишите определения физических и химических явлений в тетрадь.
Физическое явление – явление, которое сопровождается образованием новых веществ, оно проявляется в изменении формы тела или агрегатного состояния вещества Химическое явление – явление, в результате которого происходит образование нового вещества.
– Запишите в тетрадь любой пример физического и химического явления.
Физкультминутка «Веселое настроение»
2. Химические явления. Признаки химических реакций.
Можно ли увидеть молекулу? А как же понять: произошла химическая реакция или это физическое явление? Объяснение учителя, демонстрация опытов,сопровождающихся образованием осадка, газа, изменением окраски, запаха.
-Нам всем знакомы правила ТБ. Во время демонстрации опытов я буду специально допускать ошибки по ТБ. «Ловите ошибку».
1.Гидроксид натрия, фенолфталеин (появление цвета).
2.Сульфат меди (II), .гидроксид натрия (оса-док). 3. Гидроксид натрия, хлорид аммония (запах). 4.Сульфат меди (II), .гидроксид натрия (осадок). 5.Карбонат натрия, хлоридная кислота ( газ) 6.Горение спички, сухого горючего, бенгальского огня ( выделение тепла и света)
-Итак, признаками химической реакции являются:
Изменение окраски;
Образование осадка;
Появление запаха;
Выделение газа;
Поглощение или выделение теплоты и света .Задание 3. А сейчас каждая группа самостоятельно выполнит задание и определит, к каким явлениям отно-сится каждый из опытов.
Группа 1. В пробирку с кусочком ме-ла налить немного уксуса.
Что наблюдаете? О чем это свиде-тельствует?
Группа 2. В пробирку с раствором медного купороса опустить желез- ную скрепку.
Что наблюдаете? О чем это свиде-тельствует ?Группа 3. В пробирку с содой налить немного раствора лимонной кис-лоты.
Что наблюдаете? О чем это свиде-тельствует ? Группа 4. В пробирку с крахмалом налить немного раствора иода.
Что наблюдаете? О чем это свиде-тельствует ?Особое внимание учитель обращает на технику безопасности при проведении опытов.
-Наблюдаете ли вы за тем, что происхо-дит вокруг нас? А какие реакции или фи-зические явления происходят с вашей помощью и неоднократно?
А сейчас познакомимся с тем, что проис-ходит в наших организмах. Что это фи-зические или химические свойства?
Задание 4. Работа с текстом валеологи-ческого содержания методом критичес-кого мышления:
1-я группа - Ротовая полость. 2-я группа - Легкие. 3-я группа - Желудок. 4-я групп -. Опорно-двигательная систе-ма.

Работают с учебником, выполняют демонстрационные опыты с помощью учителя.

Анализируют увиден-ное, делают выводы, записывают определе-ние физического и хими-ческого явления в тет-радь.

Внимательно наблюда-ют, отмечают внешние признаки химических реакций, ошибки, до- пущенные при выпол-нении опытов.
Учащиеся делают упражнения под музыку.

Учащиеся наблюдают
Учащиеся выполняют опыт в своей группе
V. Закрепление изученного материала -Наблюдаете ли вы за тем, что происхо-дит вокруг нас? А какие реакции или фи-зические явления происходят с вашей помощью и неоднократно?
А сейчас познакомимся с тем, что проис-ходит в наших организмах. Что это фи-зические или химические свойства?
Задание 4. Работа с текстом валеологи-ческого содержания методом критичес-кого мышления:
1-я группа - Ротовая полость.
2-я группа - Легкие.
3-я группа - Желудок.
4-я группа -. Опорно-двигательная сис-тема. .
Учащиеся работают с познавательными текста-ми методом критического мышления. Делают выво-ды.
Валеологическая пауза Учитель предлагает классу выполнить несколько упражнений для пальчиковой гимнастики; упражнения для снятия усталости глаз; упражнения, активизирующие кровообращение головного мозга. Выполняют упражнения, предложенные учителем.
V. Закрепление изученного материала - Так как на уроках химии мы изучаем в основном химические явления, опреде-лите какие из предложенных примеров являются химическими реакциями. Я утверждаю – все. Если вы со мной сог-лашаетесь – поднимите карточку зеле-ного цвета, если – нет – карточку крас-ного цвета. Будьте внимательны.
- разрезанное яблоко потемнело;
- кусочек льда растаял;
- сахар растворился;
- зимние узоры на стекле исчезли;
- бенгальский огонь заискрился;
- конфета «Шипучка» «зашипела»;
- уксус погасил соду;
- свеча загорелась;
- гвоздь заржавел;
- еда пригорела на сковороде;
- молоко прокисло.

Работают с сигнальны-ми карточками.
VI. Рефлексия Учитель совместно с учащимися оценивает урок и принимает их предложения и пожелания:
– ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?
– освоены ли понятия: физическое явление, химическое явление?
– что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?
– какой результат вы получили?
. Ребята отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, проводят самооценку своей работы.
VII. Информация о домашнем зада-нии1. Прочитать §13, выполнить домашние опыты, с.83. Подготовиться к практичес-кой работе с.83. Записывают домашнее задание.
Литература
Поппель П.П.,Крикля Л.С, Химия :учебник для 7 кл. общеобраз. уч. зав. –К.: ВЦ «Академия»
Интернет-ресурсы.