Экскурсионная работа в изучении географии родного края



Тема: Экскурсионная работа в изучении географии родного края
Данные на автора:
Фамилия Досмухамедова Имя Роза Отчество Килымжановна
Образование - высшее, категория – высшая; специальность- учитель истории и географии
Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит краеведению, занимающим прочные позиции в учебном воспитательном процессе школы. Поставленные задачи в воспитании подрастающего поколения краеведение решает с помощью специфического содержания форм и методов. Ценно краеведение стройной системой различных видов деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно- ориентированной, коммуникативной) и огромным воспитательным зарядом.
Связано это с тем, что туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. Существенная роль в освоении географии своего края должна принадлежать экскурсионной работе.
Дидактический принцип научности используется, прежде всего, в планировании туристско-краеведческой и экскурсионной работы и реализуется в системном подходе к решению этой задачи, и его следует рассматривать как единую систему деятельности, управляемую целями и задачами современного воспитания. Ведь только в процессе непосредственного общения с природой, людьми, в результате непосредственного наблюдения объектов и явлений на местности, глубоко и всесторонне познается Родной край.
Отправляясь в поход по теме определенного направления, ребята впервые видят новую интересную для них жизнь. И вполне естественно, что, занимаясь в первую очередь основным заданием, они попутно уделяют внимание и всему, с чем сталкиваются в пути. Таким образом, в настоящее время усиливается роль туризма в учебно-воспитательной работе в средней школе. Особенно большими возможностями в реализации туристической работы располагает учебный предмет география. Уже само содержание дисциплины предлагает такие виды учебной деятельности как определение сторон горизонта, составление плана местности, изучение местных форм рельефа, особенностей водоемов и т.д.
Экскурсия – целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира. В современных условиях развития образования, где на первый план выступает системно - деятельностный подход и развитие личностных качеств обучающихся, эффективно организованный экскурсионный процесс поможет решить многие проблемы обучения.
При грамотной организации экскурсий у школьников развивается наблюдательность, умение видеть, анализировать и комплексно воспринимать объект. Наблюдение объектов и явлений природы на экскурсиях создаёт прочную основу знаний.
Любую экскурсию должно предварять обязательное обоснование – зачем это нужно, с какой целью мы едем на экскурсию. Экскурсия должна быть чётко организована, всё продумано: место проведения, маршрут движения, время и продолжительность проведения, выполнение правил техники безопасности, как реализуются поставленные цели, подведение итогов.
Этапы экскурсии:
I – подготовительный,
II – проведение экскурсии,
III – подведение итогов и обработка материалов экскурсии.
Экскурсии можно классифицировать по разным критериям. Предлагаемая классификация экскурсий (таблица №1) составлена на основе литературных источников [3], [4], [5].
Таблица № 1 - Классификация экскурсий.

По содержанию экскурсии
обзорные (многоплановые)


тематические

По месту в учебном плане
вводные (по курсу или теме)


текущими (по мере изучения материала темы)


обобщающие (после изучения материала темы)

По способу передвижения:

пешеходные


автомобильные


водные


железнодорожные

По форме проведения
экскурсия - прогулка


экскурсия - лекция


экскурсия – концерт (прослушивание музыкального произведения)


экскурсия – урок


учебная экскурсия

По составу и количеству участников
индивидуальные


групповые

По месту проведения
сельские (городские)


прилегающие территории (загородные)


производственные


музейные


комплексные (сочетание нескольких мест)


Туризм обладает огромными возможностями в развитии коллектива школьников. Его преимущества перед другими средствами в том, что приобщение к туризму ускоряет темпы развития коллектива за счет постоянной и разнообразной по своему характеру деятельности. Ускорению темпа развития коллектива способствует и то, что ребята в походе или на экскурсии постоянно находятся вместе. Организация туристической деятельности способствует развитию туристского коллектива еще и по тому, что каждый член отряда может активно участвовать в общих делах: выборе маршрута, хозяйственных, культурно-просветительных, санитарно-гигиенических и др.
Идейное, трудовое и нравственное воспитание наших туристов предлагает опору на коллектив. Принцип коллективизма играет особую роль, ибо только сплоченный коллектив может пройти сложный маршрут, выполнить поставленные задачи.
Сплоченность детского коллектива - основное условие успеха и результативности их поисковой деятельности, так как вся работа участников похода строится на взаимодействии и коллективном творчестве при строгом разграничении обязанностей в поисковой работе, в культурно-массовых, просветительных, спортивных, оздоровительных и других делах, связанных с организацией и проведением любого туристического мероприятия.
Значительно возрастает роль краеведения на уроках познание мира в начальных классах. Учащиеся I - IV классов знакомятся с трудом людей, природными явлениями, наблюдают сезонные наблюдения, происходящие с растениями и животными. Результаты наблюдений над природой своего края, почерпнутые во время экскурсий, походов или путешествий, используются на уроках.
В преподавании предмета география использование материалов краеведения позволяет строить обучение на богатом конкретном материале, что содействует повышению научного уровня знаний. В процессе преподавания этого предмета широко применяют дискуссионный метод для того, что бы на наглядном, характерном материале сформировать у обучающихся целый ряд понятий о физико-географических явлениях. В связи с этим школьники ведут метеорологические наблюдения, учатся это делать как визуально, так и с помощью приборов, фиксировать, графически изображать, суммировать, обобщать результаты. Работа по изучению местных рек, озер, по розыску полезных ископаемых обогащает краеведческий кругозор обучающихся, формирует интерес к географии, геологии, гидрологии, топографии, расширяет круг научных сведений юных исследователей.
При изучении родного края на уроках географии анализируются вопросы развития народного хозяйства, строительства, использования местных природных ресурсов. Учащиеся, следят за новостями экономической и политической жизни района, области, используют периодическую печать.
Работая над сбором и систематизацией материалов, юные краеведы пополняют знания, полученные в школе. Этому способствует анализ информации периодической печати, материалов государственных музеев, консультации у специалистов. В результате у них накапливается богатый материал в виде таблиц, диаграмм, фотографий и т.д., которые используются учителем в учебно-воспитательных целях. Так туристско-краеведческая работа помогает воспитанию чувства хозяина своего края, ответственности за его будущее.
Походы, путешествия, экскурсии, слеты, соревнования, кружки, выставки, секции, школьные туристские вечера, музеи - вот перечень форм массовой туристской работы в школе.
Как добиться массовости в туристской работе? В первую очередь надо создать туристский актив, ученический и учительский. Такой актив можно создать путем организации походов, практических занятий и совместных туристских прогулок. Можно готовить его и через туристические кружки и секции. Кружки могут быть для младших и старших школьников по пешему, лыжному, водному, велосипедному туризму. В кружках можно готовить инструкторов, младших инструкторов по туризму, помощников руководителей походов.
Организация туристских кружков, походов, путешествий не возможно без хорошо налаженной пропаганды туризма. В каждой школе необходимо оформить туристский уголок, где ребята могут увидеть фотомонтажи с рассказом о проведенных в школе походах, получить советы по организации экскурсий и путешествий, узнать об очередных туристских мероприятиях


Литература
1..Воинов В. Н. Отражение астроблемы Кунгуртау (озера Круглое) в геофизических полях //Топорковские чтения. Рудный – Кустанай, 1997. Вып. 3. С. 290-294.
2. Воинов В. Н., Брагин А. Я. О природе Кунгуртауской кольцевой структуры// Топорковские чтения. Рудный – Кустанай, 1992. Вып. 1. С. 100-101.
3.Методика обучения географии в школе. Под редакцией Л.М. Панчешниковой- М. : Просвещение, 1997.
4.Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.– М.: Просвещение, 1995.
5.Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии.– М.:Просвещение, 1980.


15