Презентация по литературе на тему: Н.А. Некрасов На Волге (5 класс).


Н.А. НекрасовСтихотворение «На Волге»5 классАвтор: Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературыГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ » Цели урока:расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова; познакомить с произведением, в котором поэт сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжёлую жизнь крепостных людей;вызвать в душах ребят сочувствие к угнетённым, к тяжёлым условием их труда; формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста; формировать навык анализа стихотворного произведения.02.12.20152 Добрый день!Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!02.12.20153 ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Николай Алексеевич Некрасов родился в _____ году в местечке ________ губернии. Мальчику ещё не исполнилось и __________ лет, когда его отец ушёл в отставку и семья переехала в родовое имение __________ Ярославской губернии. Здесь, близ __________, проходило детство будущего поэта. Лучшие воспоминания о детстве связаны у Некрасова с образом его __________ . В _____ году Некрасов поступил в ____________ гимназию, там он познакомился с поэзией ________________________ Летом ________ года поэт приехал в _____________ , поступил вольнослушателем в Университет. В ________ году выпустил сборник стихов «_________ и _______». Впоследствии Некрасов издавал _________, писал ____________ .02.12.20154 02.12.20155 02.12.20156 Сообщение темы урокаСегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением Н.А. Некрасова «На Волге». 02.12.20157 «Однажды, рассказывая о своем детстве, Некрасов припомнил разговор бурлаков, слышанный им ребенком на Волге, и пересказал… Прочитав «На Волге», я увидел, что рассказанный мне разговор передан с совершенной точностью, без всяких прибавлений и убавлений.»Н.Г. Чернышевский02.12.20158Из истории создания стихотворения «На Волге»На Волге. Художник Левитан.
В стихотворении «На Волге» нам откроется картина бедственного положения и тяжелого труда народа – бурлачество. Картина Репина «Бурлаки на Волге» поможет вам конкретно представить тяжкую судьбу бурлаков. 02.12.20159Из истории создания стихотворения «На Волге». Бурлак – крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда.02.12.201510 Словарная работаБечева – прочная толстая веревка, канат.Расшива – небольшое судно.Баржа – это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в на буксир пароходом.Лапти – это обувь бедняков.02.12.201511 Исследовательская работа Выпишите из текста портретные характеристики бурлаков, эпитеты, сравнения, метафоры, которые использует Н.А. Некрасов.  02.12.201512 ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Портретная характеристика бурлаков:«ползли гурьбою бурлаки», «невыносимо дик... их мерный похоронный крик», «с болез­ненным лицом», «тянул бы лямку, как медведь», «угрюмый, тихий и больной», «лохмотья жалкой нищеты, изнеможенные черты и, выражающий укор, спокойно-безнадежный взор», «унылый, сумрачный бурлак», «покорность без конца».02.12.201513 ФИЗКУЛЬТМИНУТКАЛитературу любим мы, друзья,Читаем некрасовские строки…Но нам без отдыха никак нельзя!Так отдохнём мы на уроке:Раз, два, три, четыре, пять…Мы не будем уставать!Руки – вверх, потом – направо…И начнём считать сначала.Раз, два, три, четыре, пять…Нам приятно отдыхать!Руки – вверх, потом – налево…Отдохнул? Работай смело!02.12.201514 Сравнительная характеристика пейзажа{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Волга – колыбель моя» «Река рабства и тоски»02.12.201515 ПРОВЕРЬ СЕБЯ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Волга – колыбель моя» «Река рабства и тоски»«кричали кулики», «я не узнал реки родной:С трудом ступает на песокМоя нога, он так глубок,«шумели глухо камыши», Уж не манит на островаИх ярко-свежая трава,«рядами стаи белых птиц …сидели важно на песке»,Прибрежных птиц знакомый крикЗловещ, пронзителен и дик,«синий бесконечный лес»,И говор тех же милых волнИною музыкою полн.»«куда ... уходит солнце отдохнуть»,«светла и величава»,«даль и ширь», «монастырь», «звон колоколов»,«темно-голубым волнам»,«родной реке».02.12.201516 ВЫВОД: Мы видим два противоположных пейзажа Волги: Волга-колыбель, светлая, величавая, и река рабства и тоски. Такой прием называется антитеза.02.12.201517 Работа с текстом стихотворения «На Волге»План содержания:1.Волжские пейзажи (прошлое).2.Волжские пейзажи (настоящее).3.Встреча с бурлаками (н).4.Волжские пейзажи (п).5.Первая встреча с бурлаками (п).6.Детские вопросы испуганного ребёнка (п).7.Волжские пейзажи (п).8.Размышления о судьбах бурлака (н).02.12.201518 Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения?02.12.201519 Выразительное чтение стихотворения «На Волге»02.12.2015 Домашнее заданиеНаизусть отрывок из стихотворения «На Волге».02.12.201521 РЕФЛЕКСИЯ - хорошо усвоил - отлично усвоил и могу применить на практике - усвоил хорошо, но есть вопросы  - многое непонятно. 02.12.201522