Реализация целевых задач в организации внеаудиторной работы по истории: экскурсионная работа


Реализация целевых задач в организации внеаудиторной работы по истории: экскурсионная работа.
Организация экскурсии - дело довольно-таки хлопотное, и все-таки не стоит жалеть на него усилий. Ведь это одна из наиболее эффективных форм внеклассного обучения.
Демонстрируя открытки, картины, слайды с изображением архитектуры, исторических памятников, замечаешь, что, с каким бы интересом ни разглядывали обучающиеся изображения, вскоре они их забывают. И только пройдя по улицам города, увидев перед собой эти сооружения, памятники, внимательно разглядев их, выслушав рассказ учителя, обучающиеся лучше узнают историю своего города, архитектурных объектов, знакомятся с жизнью людей, чьи имена прославили Пензу, чьими именами названы улицы Пензы.
Экскурсии способствуют развитию интереса к предмету, развитию творческих способностей, познавательной активности, повышению качества знаний обучающихся, так как они позволяют изучать разные предметы и явления в естественных условиях или в музеях и на выставках.
Перечень и тематика экскурсий на учебный год определяется заранее. Для каждой экскурсии составляется экскурсионный маршрут, составляются вопросы и исследовательские задания для обучающихся. Целью опережающих заданий является настроить обучающихся на осознанное восприятие информации. Нередко к сбору исторического и литературного материала привлекаются и обучающихся, что стимулирует их познавательную деятельность, сплачивает коллектив группы.
Пешеходные экскурсии по улицам Пензы дают обучающимся возможность соприкоснуться с иными эпохами, с известными из книг событиями, людскими судьбами, окунуться в мир поэзии и литературы. Экскурсии помогают сосредоточить внимание на изучении истории своего города, района, мест, где многие родились, где все окружающее для них родное, привычное и …незнакомое.
Например, они с удивлением узнают, что улица имени Кутузова в южной части города, у Тамбовской заставы, названа не в честь легендарного полководца Отечественной войны 1812 года, а в честь уроженца г.Пензы – Кутузова Георгия Владимировича (1894-1918г г.), погибшего при защите Пензы в конце мая 1918 г. во время белочешского мятежа.
Моя экскурсионная работа началась со знакомства со справочником В.С. Година «Улицы Пензы». Мне, как человеку приезжему, стало интересно побольше узнать о городе, в котором я обосновалась, но когда я в беседе со своими подопечными обнаружила, что они, живя в Пензе с рождения, мало что знают о родных улицах, решила проводить с ними экскурсионную работу.
Маршруты, как правило, подбирались целенаправленно, по темам. Так, к очередному юбилею Великой Победы была организована экскурсия по улицам, названным именами Героев Советского Союза: улица имени Н.Ф.Ватутина (1901-1944 гг.), участвовавшего в битвах под Сталинградом и на Курской дуге, улица имени Н.Н.Воронова (1899-1968 гг.), главного маршала артиллерии, участвовашего в разработке и подготовке военных операций на Брянсокм, Воронежском, Донском, Ленинградском и других фронтах, улица имени А.М.Кижеватова (1908-1941 гг.) – участника защиты Брестской крепости, уроженца села Селикса (ныне Кижеватово) Бессонововского района Пензенской области, улица имени Ю.В.Бурмистрова (1934-1956 гг.), погибшего при выполнении интернационального долга в Венгрии, взорвав себя гранатой, чтобы не сдаться врагу.
В маршрут были включены улицы, которые находятся в одном районе, но заканчивался маршрут у памятника пензенцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны на площади Победы. Здесь обучающимся рассказывается о дате строительства памятника (1975 г.) и авторах и скульпторах памятника (Козенюк В.Г., Ястребицкий Г.Д., Теплов Н.А., Сожнин В.А.). Ребята прочитали подготовленные ими стихи о войне и в завершение, как дань павшим, – Минута молчания.
Ежегодно в начале учебного года проводятся экскурсии в дом-музей выдающегося русского историка В.О.Ключевского, о котором многие мои учащиеся просто не слышали. И здесь они впервые из уст замечательного экскурсовода, заведующего музеем А.Н.Плешкова, узнают интереснейшую информацию о жизни своего земляка, одного из наиболее любимых и читаемых историков дореволюционной и современной России, авторе всемирно известного «Курса русской истории» и других многочисленных научных сочинений. Здесь ребята получают ответ на так часто задаваемый вопрос: «Для чего нам нужно изучение истории?» В.О.Ключевский, прекрасный мастер художественного слова, великолепный лектор, говорил: «Без истории теперь, как во всякое переходное время, нет спасения», «Знание прошедшего учит понимать настоящее, а понимать настоящее нужно».
Обучающиеся с интересом слушали советы В.О.Ключевского извлекать полезные уроки из накопленного исторического опыта, ибо «история учит даже тех, кто у нее не учится: она их проучивает за невежество и пренебрежение».
К юбилейному году М.Ю.Лермонтова, чье имя тесно связано с Пензенским краем, проведена пешеходная экскурсия по улице имени Лермонтова. Обучающиеся ознакомились с историей названия улицы, архитектурными сооружениями и памятниками, расположенными на данной улице (областная библиотека им. Лермонтова, художественное училище им. Савицкого, Приволжский Дом Знаний, Пензенская областная больница, Пензенский госпедуниверситет и др.) и их историей. В сквере у бюста М.Ю.Лермонтова зачитывались стихи поэта и воспоминания современников о М.Ю.Лермонтове.
После экскурсии, как правило, оформляется методическая разработка экскурсии, которая содержит титульный лист, цель и задачи экскурсии, технологическую карту, контрольный текст, схему маршрута, «портфель» экскурсовода, список литературы. Обучающиеся, в свою очередь, подготавливают творческие альбомы с помещением в них уже известной им по экскурсии информации и фотографиями с экскурсий.
В процессе организации и проведения экскурсионных мероприятий важно вызвать у обучающихся не только интерес к объекту экскурсии, но, прежде всего, сформировать в каждом из них основы общечеловеческой морали (совести, чести, правдивости, справедливости, мужества, патриотизма), гармонизации межличностных отношений, взращивать в них национальное самосознание.