Конспект урока Тема урока: Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага.

Урок физики в 7 классе,
преподаватель МБОУ Ново-Горкинская СШ
Кузнецова Е.Ю.
Тема урока: Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага.

Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: Обеспечить усвоение учащимися понятия простого механизма, принципа действия рычага и условия равновесия, используя проблемно-исследовательскую технологию.
Образовательная :
- познакомить учащихся с различными видами простых механизмов.
- рассмотреть простые механизмы как устройства ,служащие для
преобразования силы.
- рассмотреть устройство и принцип действия рычага
- выяснить условия равновесия рычага
Развивающая:
- способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы,
строить прогнозы .экспериментировать.
- способствовать развитию логического мышления.
Воспитательная:
- пробуждение познавательного интереса к физике.

Формы учебной работы, используемые на уроке:
- фронтальная работа с классом
- индивидуальная работа с классом
Методы, используемые на уроке:
- эвристическая беседа
- исследовательский метод

Изучив материал урока, учащиеся должны знать:
Виды простых механизмов, устройства и принцип действия рычага, условия равновесия рычага.







Ход урока.

Учитель: Ребята, несколько уроков назад мы познакомились с вами с новой физической величиной работой. Приведите примеры работы, которую вам выполнить по силам.
Учащиеся приводят примеры ( прорыть канаву, сгрести сено, выкачать воду из колодца, поколоть дрова). Какие устройства вы применяли при совершении работы.
Ответы учеников: колун, топор, грабли, лопату.
Учитель: Как можно назвать эти устройства?
Ученики: Эти устройства можно назвать механизмами.
Учитель: Да! Действительно, силы человека ограничены. И для того ,чтобы совершить работу, он должен применять простые механизмы.
Учитель: Ребята! Откройте тетради и запишите тему урока:
Простые механизмы, Рычаг. Условия равновесия рычага.
Учитель: Как вы думаете, что мы сегодня должны на уроке узнать?
(Ответы учащихся)
Я вам хочу привести слова древнегреческого ученого Архимеда
« Я землю бы мог повернуть рычагом, лишь дайте мне точку опоры.» СЛАЙД 1
Давайте посмотрим прав ли Архимед.
Учитель: Еще раз ответим на вопрос, что дают человеку простые механизмы.
Ответы учащихся: Простые механизмы нужны для того, чтобы выиграть в силе.

Ребята, я предлагаю вам решить такую задачу. Вам необходимо погрузить тяжелую бочку
в кузов машины. В вашем распоряжении несколько толстых досок. Как вы поступите?
Учащиеся: можно положить доски на кузов и по ним закатить бочку
Учитель: Мы получили простой механизм ,который называется наклонной плоскостью.
(Укрепляю наклонную плоскость на штативе)
Ребята! Давайте сделаем вывод: Что дает человеку наклонная плоскость?
Ученики: Наклонная плоскость дает выигрыш в силе.
Учитель: Я предлагаю вам проверить. Ученик на наклонной плоскости проверяет и доказывает, что наклонная плоскость дает выигрыш в силе.
Учитель: Итак ,ребята мы познакомились с простым механизмом, который называется наклонная плоскость.
Учитель: Посмотрите на доску. СЛАЙД 2 Здесь вы видите еще два простых механизма.
клин и винт. Посмотрите можете ли вы увидеть в этих простых механизмах наклонную плоскость?
Ответы учащихся.
Учитель: Да, действительно, в простых механизмах клин и винт можно увидеть наклонную плоскость.
Я предлагаю вам решить еще одну задачу. У школы есть колодец. Скажите легко ли выкачать воду из колодца?
Ученики: Нелегко. Но там есть специальное приспособление. Это приспособление облегчает работу.
Учитель: Это приспособление называется ворот. И в основе этого приспособления лежит простой механизм, который называется рычаг. Посмотрите на СЛАЙД 2. Здесь вы видите пример еще одного простого механизма блока. И в его основе вы тоже можете увидеть рычаг. А где вы видели такое сочетание блоков?
Ученики: Такое сочетание блоков можно увидеть на подъемном кране.
Учитель: Давайте дадим определение рычага. Откройте тетради и запишите определение рычага. Приведите примеры ,где вы используете рычаг в быту.
Ученики приводят примеры. СЛАЙД 3 подтверждает примеры учащихся.
Итак, ребята, мы познакомились с простыми механизмами. Еще раз перечислите простые механизмы. Посмотрите на СЛАЙД 4,5,6. Использование простых механизмов в быту.
Сейчас мы познакомимся подробнее с рычагом Запишите в тетради определение рычага.
Для того, чтобы выяснить условие равновесия рычага , мы должны познакомиться с понятием плеча силы. Откройте учебник на странице 134. Рис. 4.15. Прочитайте второй абзац и ответьте мне на вопрос . Что называется плечом силы? Ученики читают учебник и дают определение плеча.
На доске на чертежах строят плечи сил.
Переходим к условию равновесия рычага. Рычаг на демонстрационном столе. Находится в равновесии. Как вращает сила №1 рычаг? Как вращает сила №2 рычаг? Найдите плечи сил. Ученики измеряют плечи сил.


Найдите отношение сил и отношение плеч. Какой вывод вы сделаете? Когда рычаг находится в равновесии? Ученики делают вывод и записывают в тетрадь.
Даю определение момента силы и единиц его измерения.
Предлагаю учащимся решить задачу по карточкам.
Пока учащиеся решают задачу готовлю схему для заполнения










Проверяем задачу.
Обращаю внимание учащихся и заполняю таблицу
Предлагаю вернуться к высказыванию Архимеда.
Подвожу итог урока:
О чем узнали на уроке?
В чем испытали затруднение?
Где пригодятся знания?
Что было интересно?
Задаю домашнее задание.
Простые механизмы

рычаг

Наклонная плоскость

блок

ворот

клин

винт



15