Конспект урока по физике Рычаг. Простые механизмы. Правило равновесия рычага



Конспект урока физики для 7 класса
Автор: Кунышева Римма Николаевна, учитель физики МОУ Стемасской СОШ
Конспект урока физики по теме
«Простые механизмы. Рычаг. Правило равновесия рычага».
Описание работы: предлагаю Вам конспект интегрированного урока по теме.
Интеграция: Физика-биология
Тема: Простые механизмы. Рычаг. Правило равновесия рычага
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель урока: изучить понятия «простые механизмы», «рычаг»;
-выявить взаимосвязь теории и эксперимента, как критерия истины;
-создать позитивные условия для проявления познавательного интереса у обучающихся, желания самостоятельного поиска знаний и развития творческого мышления;
-способствовать эмоционально-ценностному отношению к физическим явлениям в природе.
В конце урока учащиеся должны получить
Знания
понятий «простые механизмы» и «рычаг».
видов простых механизмов.
условия равновесия рычага.
отличия рычага от других простых механизмов.
Понимания:
Выделять простые механизмы от других видов механизмов.
Доказывать принадлежность данного вида механизма к простому механизму.
Формулировать определение простого механизма и рычага.
Делать вывод о применение простых механизмов и об условии равновесия рычага.
Применение.
практически определять равновесие рычага.
решать задачи на равновесие рычага.
Оборудование: мультимедийная проектор, компьютер, лабораторное оборудование: рычаг, штатив, установочный стержень, набор грузов, линейка.Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащегося Примечания
1. Организационный этап Подготовка к уроку 2. Этап повторения и проверки усвоения пройденного материала Работа с картинками, работа в парах – устный рассказ По плану, взаимопроверка знаний
3. Этап актуализации знаний, целеполаганияВведение понятия «простые механизмы», по4. Организационно-деятельностный этап: помощь и контроль над работой учащихся Работа с учебником, составление схемы самооценка
5. ФизминуткаФизические упражнения 6. Организационно-деятельностный этап: практическая работа, актуализация и целеполагание- Сбор установки
- Введение понятия «рычаг», постановка целей
- Введение понятия «плечо силы»
- Экспериментальное подтверждение правила равновесия рычага самооценка
7. Этап практического закрепления полученных знаний: решение задач Рычаг в организме человека.
Решают задачи взаимопроверка
8. Этап закрепления пройденного материала Отвечают на вопросы 9. Этап обсуждения домашнего задания
Записывают домашнее задание 10. Этап рефлексии: предлагает ученикам выделить новое, интересное, трудное в уроке Делятся своими впечатлениями в устной и письменной форме Учитель:
Сегодня на уроке мы заглянем в мир механики, будем учиться сравнивать, анализировать. Но прежде выполним ряд заданий, которые помогут раскрыть таинственную дверь шире и показать всю красоту такой науки, как механика.
На экране несколько картинок:

- Египтяне строят пирамиду (рычаг);
- человек поднимает (с помощью ворота) из колодца воду;
- человек катит бочку на корабль (наклонная плоскость);
- человек поднимает ведро (блок).
Учитель: задание №1
Что выполняют эти люди? (механическую работу)
Составьте по плану рассказ:
1. Какие условия необходимы для совершения механической работы?
2. Механическая работа – это …………….
3. Условное обозначение механической работы
4. Формула работы
5. Что принято за единицу измерения работы?
6. Как и в честь какого ученого она названа?
7. В каких случаях работа положительная, отрицательная или равна нулю?
.
Учитель продолжает:
А теперь посмотрим на эти картинки ещё раз и обратим внимание, как эти люди выполняют работу?
(дети: используют длинную палку, ворот, устройство наклонной плоскости, блок)
Учитель: Как можно назвать одним словом данные приспособления?
(Учащиеся: ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ)Учитель: Правильно! ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Первой темой нашего урока будут ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ (запись темы урока в тетради, слайд с темой урока)
Поставим перед собой цели урока:
Вместе с детьми: - изучить, …(что такое простые механизмы);
- рассмотреть …(виды простых механизмов).
Учитель: Ребята, а как вы думаете для чего применяют простые механизмы? (Их используют для уменьшения силы, которую мы прикладываем, т.е. для её преобразования)
Учитель: Простые механизмы имеются и в быту и во всех сложных заводских машинах и т.д. Ребята , а где вы видели в каких бытовых приборах и устройствах имеются простые механизмы.
(весы рычажные, ножницы, мясорубка, нож, топор)
Учитель: А какой простой механизм есть у подъемного крана.
Ответ: рычаг (стрела), блоки
Учитель: Сегодня мы более подробнее остановимся на одном из видов простых механизмов. Он лежит у вас на парте. Что это за механизм? (Это рычаг).
Проведем практическую работу в парах.
Оборудование: штатив, грузы, стержень для укрепления
рычага, линейка.
Соберем установку:
Повесьте грузики на одно из плеч и, используя другие грузики, уравновесьте рычаг (смотри рис.1).
Посмотрим, что получилось. Мы видим, что ваши рычаги отличаются друг от друга. Давайте качнем одно из плеч рычага. Что мы видим? (Покачавшись, рычаг возвращается в положение равновесия).
Ответьте на вопрос: 1.Что называется рычагом?
(Рычаг – это твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры)
2. Когда рычаг находится в равновесии?
(1 вариант: одинаковое количество грузов на одинаковом расстоянии от оси вращения;
2 вариант: больше груз – меньше расстояние от оси вращения)Как называется такая зависимость в математике?
(Обратно пропорциональная)
С какой силой грузы действуют на рычаг?
(весом тела вследствие притяжения земли) P = Fтяж= F
13919201601470
где F1 – модуль первой силы;
F2 – модуль второй силы;
l1 – плечо первой силы;
l2 – плечо второй силы.
Это правило установил Архимед в III веке до нашей эры.
Задача: При помощи лома рабочий поднимает ящик массой 120кг. Какую силу он прикладывает к большему плечу рычага, если длина этого плеча 1,2 м, а меньшего плеса 0,3 м. Какой будет выигрыш в силе? (отве поясняют)
Учитель биологии: Ребята, но простые механизмы, в частности рычаги встречаются и в живой природе .
В скелете человека и животных все кости имеющие некоторую свободу движения, являются рычагами.
Как выдумаете, что у человека можно считать рычагом?
Ответ: кости конечностей, нижняя челюсть, череп, фаланги пальцев.
Учитель по картинке черепа человека рассматривает условие равновесия рычага. Здесь ось вращения рычага О проходит через сочленения черепа с первым позвонком. Спереди от точки опоры на коротком плече действует сила тяжести головы R, позади – сила F тяги мышц и связок, прикреплённых к затылочной кости.
13944601567815
Другой пример работы рычага является действие стопы при подъеме на полупальцы.
(По картинке) Опорой рычага служат головки плюсневых костей. Преодолеваемая сила R (вес всего тела) приложена к таранной кости. Действующая мышечная сила F, осуществляющая подъем тела, передается через ахиллово сухожилие и приложена к выступу пяточной кости.
Учитель физики: Ребята давайте оценим мышечную силу (мускулатуру) при ходьбе мальчика массой 50 кг. Длина его стопы 26 см, расстояние от фаланги пальцев до центра таранной кости 21см.
(вывод)
Учитель биологии: Интересные рычажные механизмы можно найти и в некоторых цветках. Рассмотрим строение лугового шалфея.
( По картинке) Вытянутая тычинка служит длинным плечом рычага А. На её конце расположена пыльца. Короткое плечо Б рычага как бы стережет вход в цветок. Когда насекомое заползает в цветок, оно нажимает на короткое плечо рычага, длинное плечо при этом ударяет пыльником по спинке насекомого и оставляет на ней пыльцу. Перелетая на другой цветок, насекомое этой пыльцой опыляет его.

Учитель физики:
Решение задач (самостоятельно с последующей взаимопроверкой).
1. Пусть первая сила равна 10 Н, а плечо этой силы 100 см. Чему равна вторая сила, если ее плечо равно 10 см? (Ответ: 100 Н)
2. Рабочий с помощью рычага поднимает груз весом 1000 Н, при этом он прилагает силу 500 Н. Каково плечо большей силы, если плечо меньшей силы 100 см? (Ответ: 50 с)
Подведение итогов.
- что называется простыми механизмами?
- какие виды простых механизмов вы знаете?
- что такое рычаг?
- каково правило равновесия рычага?
- что называется плечом силы?
Какое значение имеют простые механизмы в жизни человека?
Д/з 1. Читать параграф. 2. Перечислите простые механизмы, которые обнаружите дома и те которые есть у человека и животных , записав в таблице
Простой механизм в быту, в организме человека и животных Вид простого механизма
3. Дополнительно. Подготовить сообщение* об одном (или двух) простых механизмах - рычаге, применяемых в быту, технике.
.
Рефлексия.
Закончи предложения:
теперь я знаю,………………………………………………………………
я понял, что………………………………………………………....………
я умею……………………………………………………………………….
я могу найти (сравнить, проанализировать и т.п.)…………………….…
я самостоятельно правильно выполнил…………………………………..
я применил изученный материал в конкретной жизненной ситуации…
мне понравился (не понравился) урок……………………………………