Конспект занятия: Артикуляционная сказка для детей


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА о ПЧЁЛКЕ «ЖУЖУ» и её ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ
Цели: развитие артикуляционного аппарата (губ, языка) с помощью упражнений артикуляционной гимнастики; развитие речевого дыхания у дошкольников (глубокий вдох носом и плавный, медленный выдох ртом); воспитание отзывчивости, чувства взаимопомощи, автоматизация звука Ж изолировано и в слогах.
Оборудование: мягкая музыкальная игрушка пчелки; тучки с бабочками для упражнений на развитие речевого дыхания; лесная полянка; цветы; деревья; музыкальная игрушка лошадки; грибок; корзинка, картинка для автоматизации звука Ж в слогах.
Ход занятия
Логопед. На цветочной полянке жила-была пчелка. И звали ее Жужжу. Она была очень веселой, потому что любила петь песенки (играет музыка). Вот летит однажды пчелка и видит, бабочки сидят на цветочках. Спрашивает она их.

Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете? Ведь такая прекрасная погода!
Бабочки. Не можем мы полететь, пошел дождик и намочил наши крылышки.
Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, бедные бабочки, вот если бы ветер вам помог, только в такую погоду он не подует.
Бабочки. Что же нам делать?
Пчелка Жужу.  Не переживайте, бабочки, мои друзья вам помогут. Ребята, давайте поможем бабочкам высушить их крылышки. Подуйте на крылышки бабочек, и они обсохнут.
Логопед. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.
Подойдите и встаньте поближе.
Упражнение на дыхание «ПОДУЕМ на БАБОЧЕК»: вдох-выдох (дети дуют на бабочек, затем садятся).
Логопед. Вот и обсохли крылышки у бабочек. Теперь они смогут красиво летать! Молодцы ребята!

Бабочки. Спасибо вам, ребята! И тебе, пчелка, спасибо за помощь.
Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, пожалуйста.
Бабочки. Мы знаем, что ты любишь петь песенки, и поэтому хотим подарить тебе дудочку, чтобы было тебе веселей петь.
Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, спасибо бабочки. Ребята, давайте я буду петь, а вы дудеть на моей новой дудочке.
Упражнение «ТРУБОЧКА»
Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду!
Дети выполняют упражнение «ТРУБОЧКА».
Упражнение «УЛЫБКА»
Логопед. Покажите, как улыбнулась пчелка Жужу бабочкам. (Счет от 1 до 10).
Дети выполняют.

Логопед. Повернулась пчелка Жужу, посмотрела на ребят и тоже улыбнулась. Улыбнитесь и вы ей.
Логопед. Полетела дальше пчелка по лесной полянке и видит, расцвели прекрасные цветы, полюбовалась она их красотой: «Ж-ж-ж, какие красивые цветочки!» И тоже им улыбнулась. Давайте и мы улыбнемся цветочкам. (Счет от 1 до 10).
Дети выполняют.
Автоматизация звука Ж в слогах
Логопед. Захотелось пчелке попрыгать по цветочкам. Прыгает пчелка Жужу и песенку напевает: ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖУ-ЖА-ЖО. Давайте и мы споем вместе с ней.
Дети повторяют слоги за логопедом.

Логопед. Развеселилась пчелка Жужу и вот запрыгал у нее язычок, вверх – вниз. Покачаемся и мы.
Упражнение «КАЧЕЛИ»
Логопед. Улыбнитесь шире:
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Устал язычок.
Упражнение «ЛОПАТОЧКА»
Язык лопаткой положи,
И немножко подержи.
Язычок мы расслабляем
Язычок наш отдыхает.
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно и убрать.
Логопед. Захотелось пчелке Жужу спеть песенку, да только язычок почему-то не слушался ее, давайте его накажем.
Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Дети произносят пя-пя-пя (пять раз).
На губу язык кладу,
И «Пя-пя-пя» я пропою,
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается…
Ты держи её, держи,
А теперь-ка отпусти.
Логопед. А теперь давайте споем песенку вместе пчелкой Жужу: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.
Логопед. Захотелось пчелке Жужу попить чайку с медом, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.
Упражнение «ЧАШЕЧКА»

Логопед.
Язык широкий положи,
Его края приподними –
Получилась пиала,
Почти круглая она.
В рот её ты занеси
И края к зубам прижми.
Логопед. Попила пчелка Жужу чая из чашечки и решила отдохнуть. Посмотрела по сторонам и увидела, под деревом что-то растет. Ребята, отгадайте загадку и узнаете, что увидела пчелка.
Он растет под хвойной лапой,Он растет, а с ним и шляпа.Никогда на наш поклон,Не снимает шляпы он.
(Грибок.)
Логопед. Правильно, грибок. Решила пчелка Жужу полежать под ним. Улыбнулась она ему и сделала язычком грибочек. Давайте и мы сделаем грибок.

Упражнение «ГРИБОК»
Логопед. Лежит пчелка Жужу, отдыхает, наслаждается тишиной лесной. Вдруг слышит … (логопед включает музыкальную лошадку)лошадка копытами цокает. Захотелось пчелке Жужжу, научиться так же цокать язычком.
 
 
 

 
Упражнение «ЛОШАДКА».
Давайте присосём язык к нёбу и пощелкаем язычком. Цокать нужно медленно и сильно.
Дети цокают (от 1 до 10 раз).
Логопед. Устала наша пчелка и полетела в домик, к своим друзьям пчелкам. И наш язычок тоже устал, положите его на нижнюю губу, пусть отдохнет.
 

Итог занятия.
Логопед. Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Ребята, понравилась сказка? Какую песенку мы сегодня научились петь вместе с пчелкой Жужу: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Молодцы!
Примечание: материал данной сказки можно использовать как логопедам на занятиях с детьми, так и родителям играя и тем самым  развивая  речь ребенка.