Технологическая карта урока математики 3 класс Деление окружности на равные части


Технологическая карта открытого урока
Учитель Иванова Кристина Сергеевна, МБОУ «Заинская основная общеобразовательная школа №1»
Предмет Математика
Класс 3
Тема урока Деление окружности на равные части
Цель урока Научить работать по алгоритму деления окружности на равные части
Тип урока Урок открытия новых знаний
методы и формы обучения Словесный, наглядный, практический методы обучения
Образовательные ресурсы и оборудование Учебник математики УМК «Начальная школа XXI века», тетрадь; проектор, интерактивная доска, презентация; плакат «Страна Геометрия», тема урока на карточках, карточки «Окружность, диаметр и радиус», белый круг на картоне (для учителя), маркер, раздаточный материал: карточка с заданием, белый круг (каждому), 3 круга: зеленый, желтый и красный (каждому), плаката «Дерево успеха», шаблоны окружностей разделенных на 3 части и на 6 частей.
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные
Познакомятся: с алгоритмом деления окружности на равные части;
Научатся: применять практический способы деления круга и окружности на 2,3,4,6 равных частей
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют моделирование и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; расширить кругозор учащихся;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывают правило в планировании и контроле способа решения; нацеливание на успешную деятельность;
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, планирую учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); задаются вопросом о том, какое значение, смысл имеет для них учение, и умеют находить ответ на него;
научатся принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование навыков в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
Этапы урока Время (мин) Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы орг.на уроке Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
1 2 3 4 5 6 7
Организационный этап
2 Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку
-Здравствуйте, садитесь.
Мотивирует учащихся на работу
-Внимание! (Показывает на слайд2, на котором изображение Евклида). Кому-нибудь из вас знакома эта личность Евклид?
- Евклид - древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас учений по математике. Оказал огромное влияние на развитие математики. (Слайд ) Он занимался изучением фигур на плоскости и в пространстве, вычислением их площади и объема.
- Почему же именно эту личность я выбрала, как вы считаете?
- Создателем геометрии является Евклид.
- Сегодня наш с вами урок будет уроком путешествия в страну Геометрия.
- Кому из вас знакомо это слово? Что, по вашему мнению, изучает геометрия? (Слайд )-  Геометрия – это раздел математики, изучающий пространственные структуры и отношения, а также их обобщения. (Слайд)
(На доске плакат волшебной страны, надпись на доске «Страна Геометрия»)
- Как вы думаете, с какими жителями мы можем встретиться в такой стране?
Приветствуют учителя.
Ответы детей
Предполагаемые ответы:
с фигурами, периметром, площадью, луч, отрезок Фронтальная Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.
Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Мотивация к учебной деятельности
4 - Чтобы узнать, об этой стране больше, нужно выполнить задание одного из жителей этой страны. (Слайд: мальчик Круг с заданием).
- У вас на партах лежат вот такие карточки. На них мы видим точки с номерами, расположенными вразброс.
- На слайде будут появляться вопросы, а вы записываете на эти листочки только ответ. Задание понятно? Да.
1) Во сколько раз число 28 больше 7?
2) Сумма чисел 4 и 4.
3) Во сколько раз число 40 больше 8?
4) Вычислите: (13+14):9
5) Запишите число, равное 1 дес.8 ед.
6) Сколько сотен в числе 328? - 4
- 8
- 5
- 2
- 18
- 3 Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:  умение работать самостоятельно, фронтально Актуализация знаний 7 - Поменяйтесь тетрадями, проверяем ответы. (На слайде появляются ответы 4,8,5,3,18,3 и критерии:«5»-без ошибок;
«4» - 1 ошибка;
«3» - 2 ошибки;
«?» - более 2-х ошибок.)
- «?» - это сигнал о том, что нужно вспомнить.
- Соедините точки на рисунке. Что у вас получилось?
- На что похож круг в жизни?
- Теперь послушайте стихотворение и все хором назовите ответ после того, как я дам сигнал:
У круга есть подруга,
Знакома всем её наружность.
Она идёт по краю круга
И называется …
(Вывешивает карточку «Окружность»)
- Что такое окружность?
- Что вы знаете об окружности? Что она имеет?
(Вывешивает карточки «Радиус», «Диаметр»)
- Сейчас возьмите белый круг, который у вас лежит на парте. (Учитель фронтально показывает на большом круге.) Отметьте в середине точку. Как она называется? Теперь соедините центр круга с любой точкой окружности. Как будет называться этот отрезок? Запишите над отрезком слово «радиус»(Учитель показывает фронтально). Что мы с вами еще не отметили на окружности? А как нам его отметить?
Проверяют
- круг
- тарелка, блин, мяч
- окружность
- Граница круга
- У окружности есть радиус, диаметр
- Центр круга (окружности)
-радиус
- диаметр
-провести отрезок от одной точки к другой, проходя через центр окружности Фронтальная Регулятивные:Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)
Коммуникативные:Формировать умения слушать и слышать собеседника Устный опрос
Постановка учебной задачи.
Самоопределение
к деятельности 5 (На слайде девочка Окружность с заданием)
- Разделите окружность на две равные части, не используя линейку и карандаш. – Получилось? Как вы это сделали?
-Теперь попробуйте на 4 равные части разделить, не использую карандаш и линейку.
- Получилось? Что для это сделали?
(Слайд)
- Окружность нам предлагает следующее задание: теперь попробуйте разделить на 3 равные части, не использую линейку и карандаш.
- Получилось? Чего нам не хватает, чтобы выполнить это задание?
- Знаете вы, как выполнить это задание? Значит, чего вам не хватает?
- Попробуем определить тему нашего урока.
(Слайд) – Вам нужно продолжить фразы «Тема нашего урока…»
- «Цель нашего урока…»
(Открывает карточки на доске с темой урока) - сложили пополам
- да. Еще раз сложили пополам
- нет
- линейки и карандаша
- нет
- знаний
-Деление окружности на равные части
- научится делить окружность на равные части Фронтальная Личностные :  умение работать самостоятельно, фронтально;
Регулятивные:целеполагание; умение самостоятельно ставить  учебные задачи;
Познавательные: анализ с целью выделения признаков Устный опрос
Работа над новым материалом 8 - Откройте тетради. Запишите дату, классная работа.
24 января.
Классная работа.
- Пропишите число 257.
Прописывают число 257
Личностные:  умение работать самостоятельно;
Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Устный опрос
Физкультминутка
По карточкам
Учитель показывает карточку, дети должны выполнить то, что на ней изображено. Фронтальная Продолжение работы по теме уркоа7 - Сейчас я прочитаю сказку, и вместе с этим будем выполнять задание. Готовы? Ручки пока положите.
«Как-то наша знакомая Линейка решила отпраздновать свой день рождения и испекла пирог. (Слайд). Пришли гости – Циркуль и Карандаш. Линейка в затруднении, не знает как разделить пирог на 3 части. Циркуль ей говорит: «Не беда. Сейчас мы быстро справимся. Поставил ножку в центр круга, а другую – на верхнюю точку окружности…
( Как вы думаете, зачем? Правильно.
- Выполните в своих тетрадях построение окружности. Не важно, маленькая она будет или нет.)…А дальше от этой точки на окружности стал откладывать еще 5 таких же точек на одинаковом расстоянии…
- Легко ли это сделать сразу? Будем выполнять вместе. (Показывает на круге)
- Окружность у нас есть. Что еще у нас есть?
-Отметили самую верхнюю точку. Теперь Нам нужно отметить диаметр от этой точки, но не проводить.
(Отмечают самую нижнюю точку, ставят цифру 2).
- Теперь отметим 3-ю и 4-ю точку. (По диагонали) - Отмечаем 5-ю и 6-ю точку.
- Теперь использую карандаш и линейку, попробуйте разделить на 3 равные части. Получилось? Соедините только все чётные или нечетные числа. Назовите мне четные числа. Какие нечетные числа?


… «Вот здорово», - обрадовалась Линейка.
Но вдруг раздался стук в дверь. Неожиданно Линейку пришли поздравить еще трое друзей, но линейка не огорчилась, она посмотрела на пирог, и сразу догадалась, как его разделить поровну на 6 частей. А вы догадались?
- Как это нужно сделать?
(Показывает на доске – эталон)
«… Карандаш и Линейка быстро справились с делом. Соединили оставшиеся точки с центром круга и сели пить чай.»- Теперь разберем по этапам, что нужно сделать, чтобы разделить на равные части.
1. Отметить центр окружности.
2. Отмерить радиус(отрезок) и поставить точку.
3. Начертить окружность.
4. Расставить 6 точек.
5. Разделить на равные части. - Отмерить радиус
Выполняют построение окружности
- нет
- Радиус и точка
- 2,4,6
- 1, 3, 5
- да
-Соединить остальные точки через центр Закрепление 5 -Представьте, что у вас день рождения. Начертить окружность радиусом 2 см-это будет ваш торт. Разделите окружность на 3 равные части.
- А теперь начертите окружность радиусом 3 см. И разделите ее на 6 равных частей.
- Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка)
- Первая окружность должна стать вот такой. (Показывает шаблон окружности, разделенной на 3 равные части).
- Вторая окружность должна быть такой. (Показывает шаблон окружности, разделенной на 6 равных частей)
-Поставьте «+», если все правильно.
«?» - если есть ошибки. Выполняют в тетрадях самостоятельно Фронтальная Личностные:  умение работать самостоятельно;
Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Практическая работа
Рефлексия учебной деятельности 3 «Дерево успеха»
- У вас на партах лежат круги 3 разных цветов: зеленый, желтый и красный- это будут наши яблоки.
-Сейчас вам нужно будет выбрать только 1 круг. Затем вы выйдете к доске и повесите свое яблоко на наше дерево.
Зеленый круг – все было понятно, со всем справился;
Желтый круг – были трудности;
Красный круг – мне нужно еще поработать над этой темой. Вывешивают круги на доску Индивидуальная Личностные:Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные:Осуществлять итоговый контроль,
Коммуникативные:Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме Устный опрос
Итог. Домашнее задание 2 Домашнее задание: №4, №6 с.14
- Встаем. Спасибо за урок. Урок окончен. Записывают домашнее задание Фронтальная