ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»


ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
И. Н. Стальманскаясоциальный педагог МБОУ «СОШ №10»
г. Усолье-Сибирское
Аннотация.
В статье описаны пути выявления проблем в работе социального педагога с семьей «группы риска». Отмечены показатели неблагополучия семьи. Направления работы с семьей «группы риска»
Ключевые слова: семья, «группа риска», показатели неблагополучной семьи, основные проблемы и трудности в работе с семьей «группы риска», направления работы социального педагога с семьей «группы риска».
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Детей, чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по-разному: «педагогически запущенными», с «отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «дезадаптированными», «социально заброшенными», с «девиантным поведением», с «делинквентным поведением», с «ассоциальным поведением» и т.п. Общим является лишь то, что всех детей, относящихся к вышеперечисленным категориям, авторы определяют как категорию «трудные». Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной. Теория семейного воспитания, как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского, Н.В. Шелгунова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи.
Семья с своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов. Социально-педагогический аспект совершенствования работы учреждения образования с детьми «группы риска» может быть реализовано в следующих направлениях: - организация работы по профилактике девиантного поведения с ориентацией на более широкие возрастные границы, начиная с младшего школьного возраста; - смещение акцентов в профилактической и коррекционной работе на позицию индивидуализации этой работы; - учет позиции ребенка как активного субъекта организации работы по профилактике и коррекции поведения; - целесообразность применения в профилактической работе методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности детей и подростков и стимулирующих развитие положительных; - организация досуга детей через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования. Различные формы работы с детьми «группы риска» обусловлены наличием у них психологических трудностей.
К наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие: - взаимоотношение с родителями, педагогами, другими сверстниками; - самоотношение, самопонимание; - формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», «ценностей»; - внутреннее одиночество, невыраженность и непонятность другими; - поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного; - поиск комфортного существования, эмоционального благополучия; - отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей; - обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности; - переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого неорганизованность; - зависимость от других, низкая сила своего «я»; - трудности в обучении; - отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях; - трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д. – отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»; - чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей ( низкий материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.
Риску обычно подвергаются дети из-за нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т.п.Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача социального педагога в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска». Семья, находящаяся в пограничной зоне, т.е. имеющая проблемы, усугубляющие условия жизни ребенка, может регрессировать до статуса неблагополучной. Главным показателем неблагополучной семьи относятся:1. Уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг; 2. Деструктивное поведение родителей; 3. Грубые искажения детско-родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение их нуждам. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами-психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью. Однако социальному педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать помощь и детям, и родителям. Категория семей социального риска нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы: Родители, школа и учреждение дополнительного образования обязаны создать ребенку нормальные условия для его жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.Адекватное психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы.Специалисты системы сопровождения должны в комплексе подходить к решению проблем ребенка, качественно организовать профилактическую работу в образовательном учреждении. Необходимо системное эффективное взаимодействие специалистов различных служб и ведомств (управления образования, ОДН,КДН, управления по делам семьи, материнства и детства, управления культуры и молодежной политики, управления здравоохранения), которое организуется на основе открытости и комплексности в подходах при решении проблем конкретного ребенка, семьи. Правильная организация социально-педагогической деятельности на основе программы способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условий для успешной социализации ребенка. Прежде всего, следует напомнить основную цель деятельности социального педагога, которая состоит в защите прав и интересов ребенка, в том числе и от собственных нерадивых родителей. Необходимость обеспечивать защиту детей в семьях со стороны российского общества. В работе с «семьей группы риска», социальный педагог руководствуется следующими основными принципами:соблюдение приоритета интересов ребенка: «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» ( Конвенция о правах ребенка, ст.3);максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка: не игнорирование их, партнерство;защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, его «права знать своих родителей, право на их защиту, право на совместное с ними проживание» (Семейный кодекс, ст.54);тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, образования и т.д.Основными направлениями работы социального педагога с семьей «группы риска» являются:
1. Выявление актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска».
2. Социально педагогическая поддержка ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
3. Гармонизация взаимоотношений между ребенком и родителями, воспитание толерантности. Правильная организация социально-педагогической деятельности но основе программы способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия для успешной социализации ребенка.