Научная работа по мировой художественной культуре на тему Использование информационных технологий на уроках Мировой художественной культуры


Министерство образования и науки
Луганской Народной Республики
ГУ ЛНР «Научно – методический центр развития образования»
Отдел методики преподавания
учебных дисциплин
Использование информационных технологий на уроках Мировой художественной культуры
Реферат
Мещериной Дарины Игоревны
слушателя курсов повышения квалификации
учителей «Мировой Художественной Культуры»
учителя ГБОУ ЛНР
«Стахановская средняя общеобразовательная школа І – ІІІ ст. № 2»
Стаханов
2016
Содержание
стрВведение 3
1.Описание и сравнительный анализ инновационныхи традиционных педагогических технологии 5
2.Возможности применения педагогических инновационных
технологий в образовательном процессе 9
3.Практическая иллюстрация возможностей использования
педагогических инновационных технологий в преподавании
мировой художественной культуры 14
Заключение 17
Список литературы 19
Введение
Современный период развития общества характеризуется активным процессом информатизации. Информатизация общества - это глобальный процесс, который внёс изменения в общение людей. Она осуществляется посредством информационных технологий (телевидение, радио, пресса и другое). Несомненно, педагогические технологии (понимаемые как способы общения) также являются информационными, поскольку учебный процесс основывается на обмене информацией между учителем и учеником, учеником - учеником, учеником и учебным пособием. В этом заключается актуальность выбранной мною темы. На современном этапе развития образования появилась новая трактовка понятия информационная технология обучения - это педагогическая технология, которая использует специальные способы, программные и технические средства (компьютеры, видео- и аудиоаппаратуру) для работы с информацией. Такая технология позволяет на уроке мировой художественной культуры иначе подойти к предоставлению наглядности.
Использование ИКТ на уроке само по себе представляет эффективный инновационный метод, который позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным, индивидуальным, интерактивным. Для всех методик характерен учет такого важного требования к процессу обучения, как оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. Создатели методик стремятся разделить функции, которые выполняет компьютер. Так, в качестве учителя компьютер выступает в роли источника учебной информации; наглядного пособия; средства контроля. Функции компьютера как рабочего инструмента заключаются в помощи при подготовке текстов, совершении вычислений и др.
Цель данной работы состоит в выявлении роли педагогических инновационных технологий в преподавании в школе мировой художественной культуры.
Задачи работы сводятся к следующему:
•описание педагогических инновационных технологий, используемых на современном этапе преподавания;
•сравнительный анализ инновационных и традиционных педагогических технологий;
•анализ возможностей применения педагогических инновационных технологий в образовательном процессе на материале мировой художественной культуры;
•практическая иллюстрация возможностей использования педагогических инновационных технологий при преподавании мировой художественной культуры.
Работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, заключение и список литературы.
1.Описание и сравнительный анализ инновационных и традиционных педагогических технологий
Как самостоятельный предмет «Мировая художественная культура» существует около двух десятков лет, вырос из курса истории и являлся логическим продолжением и завершением программ «Музыка» (автор - Д.Б. Кабалевский) и «Изобразительное искусство и художественный труд» (автор - Б.М. Неменский). Своеобразие самой первой программы, созданной Л.М. Предтеченской, заключалось в том, что она поставила перед педагогом не только задачу «изучения» искусства. В фокусе внимания педагога оказывалась личность ученика, претерпевающая глубинные изменения под воздействием общения с искусством. Принципы, положенные Л.М. Предтеченской в основу предмета, сохраняют свою актуальность и в наши дни. Теория прогресса мало приемлема для искусства, и ценность художественных произведений для современного человека не зависит от времени их создания: Толстой не «хуже» Шекспира, а Прокофьев не «отменяет» Моцарта. Произведения разных видов искусства, отобранные для изучения в курсе «МХК», целесообразно оценить с позиций того, насколько они необходимы и достаточны для конструирования развивающей среды. Первоначальный вариант программы во многом отвечал этим требованиям. Он предлагал неспешное погружение, работу с тщательно отобранными памятниками художественной культуры того периода, который устанавливал диалогические отношения с предшествующими культурными эпохами.
Исходя из опыта преподавания «Мировой художественной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях в 1970-е годы - начале XXI века можно сформулировать новые принципы. Одним из ключевых является принцип сообразности содержания предмета МХК образовательному стандарту общего образования. МХК входит в число базовых и профильных дисциплин федерального компонента. Определяется Минимум содержания МХК, который структурирован по историческому принципу в тематические разделы. Данный Минимум является основой для составления различного рода программ и тематических планов.
Важным принципом преподавания МХК является рассмотрение феноменов культуры в историческом контексте. Знание историко-культурной ситуации обеспечит полное и глубокое понимание учащимися сути тех или иных произведений искусства, творчества художников. Акцент делается не на специфике отдельного вида искусства, а на специфике памятника культуры эпохи. В культурологии и искусствознании существует принцип выделения ведущего вида искусства - «интуиции эпохи». Именно он является основой для характеристики культурно-исторической эпохи.
Урок МХК немыслим без непосредственного общения с искусством, поэтому важным принципом преподавания МХК является принцип наглядности. Как показывает опыт работы в школе, наиболее эффективными средствами наглядности являются репродукции. С ними можно работать на всех этапах урока.
Все темы курса, так или иначе, связаны между собой. Учитель должен отчетливо видеть общность материала данной темы с другими, близкими ей по содержанию. Для этого следует установить внутрикурсовые связи, которые бывают двух типов. Ретроспективные - связи данной темы с ранее изложенными, перспективные связи - с теми, которые еще предстоит изложить. Особенно значимы ретроспективные связи с так называемыми вводными темами, которые предусматривают изложение большого и важного теоретического материала. Он в ходе раскрытия следующих тем постоянно углубляется и уточняется. Перспективные связи постепенно подводят учащихся к изучению нового материала. Они формируют у учащихся представление о целостности историко-культурного процесса, несмотря на большие различия отдельных его этапов. Курс носит интегративный характер и тесно связан с такими школьными предметами, как история, литература, изобразительное искусство. Все это позволяет установить многочисленные межпредметные связи. Самые тесные связи курс имеет с отечественной и всеобщей историей. Знание межпредметных связей с историей важно потому, что события культурной жизни разворачивались на фоне широких исторических процессов, были инспирированы ими, следовательно, отражают их. Максимальное выявление и умелое использование межпредметных связей позволит повысить эффективность учебной работы, избежать ненужного дублирования. Являясь самой по себе межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, мировая художественная культура не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обусловливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания. При этом не следует сводить интеграцию до уровня простых иллюстраций. Важно проводить параллели на уровне идейной, идеологической, мировоззренческой общности, сохраняя специфику языка искусства, как в целом, так и по видам искусства. Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. В этом отношении особое место занимает проектная деятельность, которая предполагает интеграцию всего комплекса знаний по мировой художественной культуре и связанных с ней дисциплин, разнообразную деятельность в области применения информационных технологий и главное - создание нового продукта.
В настоящее время разработан интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в школе, реализация интеграции обеспечивается синтезом двух циклов: эстетического и гуманитарного. В эстетическом цикле преподавание осуществляется посредством конкретного вида творческой деятельности.
МХК - предмет, значительную часть которого составляет информационный блок. Формы работы с информацией могут быть различны.
Можно выделить два основных подхода: информационно-познавательный и образно-эмоциональный. Оба подхода дополняют друг друга и одинаково важны. Уроки по МХК могут состоять из модулей, которые рассматривают искусство в разных плоскостях. Погружая учеников в различные виды искусства во время урока, можно менять характер этих модулей. Преимущества такой системы в том, что каждый урок оказывается не похожим на другой. Учащиеся знакомятся со стилями в искусстве, изучают новые термины, обсуждают увиденное и услышанное с учителем. Затем ученикам предлагается рассмотреть серию репродукций и высказать свое впечатление от увиденного. Учащимся предлагается прослушать какое-либо классическое произведение и понять, что выражает эта музыка, какие она вызывает ассоциации, и что композитор хотел выразить в ней. В дальнейшем учащиеся записывают, обсуждают высказывания великих философов, писателей, ученых различных времен и народов. Обсуждая их и дискутируя по поводу этих высказываний, учащиеся вырабатывают свой взгляд на мир, жизнь. И, наконец, по репродукциям и диапозитивам учащиеся знакомятся с шедеврами и сдают зачет по итогам года и так далее.
2.Возможности применения педагогических инновационных технологий в образовательном процессе
Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения происходит благодаря включению их в совместную деятельность, организации самостоятельной работы учащихся.
Стимулируют познавательную активность и интерес обучаемых дидактические средства, во-первых, направленные на получение информации о предстоящей познавательной деятельности. Это могут быть разнообразные тексты из художественной литературы, легенды, истории, примеры. Во-вторых, дидактические средства, помогающие выделить основной предмет изучения, такие, как различные приборы, дидактические игры, муляжи, компьютерные обучающие программы. В-третьих, дидактические средства, стимулирующие функциональную умственную деятельность в виде материальных объектов, несущие информацию о процедуре деятельности.
Опыт эффективного применения ИКТ в образовательном процессе свидетельствует о значительных возможностях информационно-коммуникационных технологий в реализации идей компетентностного подхода и, в частности, культурно-исторической педагогики.
Цель образования - передать следующим поколениям ценности культуры и научить их жить в быстро меняющемся мире. Образовательный процесс по определению ориентирован прежде всего на передачу ученику ценностей культуры; также очевидно, что умение жить в быстро меняющемся мире наилучшим образом формируют эффективно преподаваемые ИКТ. Внедрение ИКТ помогает ученику и учителю в преодолении восприятия культуры как «лавки древностей, где хранится красивый, но давно отработанный материал», создаёт условия для реального включения молодого человека в контекст культуры, прежде всего благодаря применению метода проектов.
Проектная деятельность позволяет учащимся приобрести дополнительные знания в интересующей их предметной области, научиться планированию собственной познавательной деятельности, овладеть основным программным обеспечением, необходимым современному пользователю ПК.
Обладая значительными ресурсами для обеспечения удовлетворения потребностей учащегося в самовыражении и самореализации, ИКТ развивают у молодого человека умение жить в согласии с собой и с окружающими. Это закономерно улучшает процесс развития таких ключевых компетенций, как ответственность и способность принимать решение в ситуации выбора.
Особенность культурно-исторической педагогики состоит в том, что одно из ее смыслообразующих оснований - установление соответствия между развитием творческих способностей личности и формированием прочной базы умений и навыков. ИКТ развивают у учащегося исполнительскую культуру - существенный фактор рационального баланса творческих способностей и умений терпеливо и качественно исполнять повседневную рутинную работу.
Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Стремительно обновляющаяся информационная составляющая культуры социальной среды меняет традиционные представления о сущности образования как управляемом извне процессом обучения, воспитания и развития ребенка в строгих рамках доминирующих отношений «учитель-ученик», «педагог-воспитанник». Учитель как источник информации, ранее лидирующий на «информационном поле» системы образования, постепенно вытесняются со своих привычных позиций.
Новые тенденции в развитии информационной культуры общества никоим образом не исключает учителя из системы образования, но влекут за собой изменения в соотношении его функций функции организатора обучающегося взаимодействия учащихся с разнообразными источниками информации и формирования у учащихся умений и навыков самостоятельного информационного потребления.
Состав источников информации среды учения на современном этапе развития общества существенно обогатился за счет становления и быстрого развития в сфере образования компьютерной информационной сети. Виртуальная информационная среда обладает специфическим материалом
Образовательная мощность виртуальной среды в условиях стремительного совершенствования технологии производства компьютерной техники, определяющей скорость обработки и передачи информации, информационную емкость компьютера, появление возможностей хранения информации на различных носителях, неуклонно нарастает. Это обстоятельство обязывает педагогическое сообщество адекватно оценить виртуальную среду в составе прочих источников информации по масштабам и эффективности ее образовательного воздействия.
Программно-педагогические средства (ППС) образуют различные типы предметных электронных учебных изданий. К настоящему времени сформировалось их некоторая система.
Типы информационно-коммуникационных педагогических технологий:
•электронные учебники;
•электронные энциклопедии;
•электронные справочники;
•электронные каталоги: рисунков, фото, иллюстраций, моделей, видеоматериалов, таблиц, схем, тематических презентаций и т.п.;•электронные библиотеки (каталоги и соответствующие им коллекции: электронных версий учебников, учебных пособий)
обучающие среды, предусматривающие: использование комплекса средств обучающего воздействия - мотивация учения, предъявление материала, отработка, контроль; интерактивный характер обучения и вариативность его способов в двух их разновидностях:
сценарии;
моделирующие среды (электронные конструкторы как частный случай среды моделирования)
•электронные тренажеры;
•электронные тесты.
Характерной особенностью школы ХХI века является обновление общего среднего образования, расширение масштабов и содержания работы с учащимися в образовательной области культуры и в изобразительной базовой области «Искусство». Одним из наиболее интересных, глубоких и значимых в этой области является интегрированный курс «Мировая художественная культура», который имеет свою специфику, заключающуюся в комплексном освоении различных видов искусств в их взаимосвязи.
Особенно актуален этот курс для подростков. Сегодня переосмысливаются идеи развития творческой личности, в том числе в подростковом возрасте, преодоления отчужденности подростка от педагогического процесса, гуманизации и демократизации педагогических взаимоотношений, подростка и учителя, оптимизации деятельности последнего. С учетом роли гуманитарных дисциплин важным звеном является курс МХК. Он раскрывает историю, виды искусств, творческие достижения разных стран и народов, историю стилей и жанров, отдельные проблемы художественного творчества. В центре современного образовательного процесса находятся взаимосвязи между видами и явлениями искусства, его проблемами, теориями, в контексте целостного гуманитарного знания. Интеграция лежит в основе курса МХК и является основным принципом построения его программы.
Ее реализация призвана помочь подростку ответить на вопросы: - как устанавливались теснейшие идейно-нравственные и эстетические связи в разных цивилизациях, как связаны между собой литература, музыка, изобразительное искусство, как обусловлены они жизнью эпохи и общими закономерностями развития культуры в данный исторический отрезок времени, как передают духовные ценности от поколения к поколению, чтобы помочь человеку понять окружающий мир?3.Практическая иллюстрация возможностей использования педагогических инновационных технологий в преподавании мировой художественной культуры
Одним из важнейших направлений в модернизации системы образования в области мировой художественной культуры является совершенствование методики преподавания предмета. Новизна подходов к проблеме преемственности в области художественного образования на разных ступенях обучения заключается в том, что в новом стандарте реализуется идея непрерывного художественного образования на всех ступенях образования с учетом возрастных приоритетов учащихся: от целостного восприятия искусства, через анализ целого и углубление в специфику каждого вида искусства и практическую творческую деятельность к синтезу целого на новом уровне в курсе «Мировая художественная культура». Не менее важно обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности в ходе изучения мировой художественной культуры, например проектную деятельность учащихся, которая представляет собой синтез учебно-познавательного, творческого, игрового процесса. Ее непременным условием представляется наличие заранее выработанного плана о конечном результате, промежуточных этапах (концепция, цели, задачи, ресурсы), путях реализации. При этом учебная проектно-исследовательская деятельность должна быть ориентирована не на научный результат, а на развитие интереса к творческой работе, устойчивой мотивации учащихся к самостоятельному поиску, анализу различной информации, умению работать с текстом (выделение главного, обработка, презентация в виде эссе, реферата, рецензии, конспекта, плана, публичного выступления), а как конечный результат - активизации личностной позиции учащегося.Кабинет может нести разную эстетическую и смысловую нагрузку (кабинет-музей, кабинет-лекторий и т. д.). Независимо от этого кабинет должен обеспечивать высокий уровень изучения искусства в соответствии с педагогической концепцией учителя. Эстетическая среда кабинета в первую очередь отвечает эстетической позиции учителя, его профессиональным качествам и уже во вторую - финансовым возможностям учебного заведения (оснащение техническими средствами). Наличие методического фонда систематизируется в виде картотеки или каталога, он может включать: репродукции произведений изобразительного искусства; художественные рисунки и иллюстрации; таблицы, схемы; демонстрационный и раздаточный материалы; детские работы как результат выполнения творческих заданий. От педагога зависит, что он подберет для своих занятий и насколько этот материал будет интересным, ярким и впечатляющим для детей.
Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.
Возможна «защита» проектов в форме деловой игры, имитирующей защиту научной работы-диссертации и требующей распределение ролей: «диссертант» (ученик, защищающий работу), «оппоненты» (ученики, выступающие на «защите» работы с критикой), «ученый совет» во главе с «ученым секретарем», который руководит процедурой «защиты» (ученики и учителя истории и литературы, работающие в данной параллели классов), присутствующие на «защите» (ученики класса или нескольких классов.Учащиеся старших классов должны уметь формулировать и отстаивать собственную позицию в дискуссиях по обсуждаемым вопросам. При изучении мировой художественной культуры на профильном уровне учащиеся должны научиться формулировать цели своей работы и успешно их реализовывать. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности представляются в формах конспекта, реферата, рецензии, а также творческого задания любого жанра, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации. Особенно актуально на обоих уровнях умение пользоваться различными источниками информации в современном информационном поле для выполнения учебных и творческих заданий.
Заключение
Образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам учащихся и педагогов, улучшенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использования не раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы, продуктивность учебно-воспитательного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.
Эти критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения, независимо от его названия. Особенности инновационного образовательного учреждения можно выявить в сравнении с традиционными учреждениями
Преподавание МХК в контексте инновационных педагогических технологий с методологической точки зрения базируется на двух положениях: целостности человеческой деятельности и деятельностном начале. Первое диктует выбор культурологического принципа как основного в изучении МХК, поскольку он обеспечивает наиболее широкий охват всего, что связано с художественной культурой и что влияет на её формирование, функционирование, изменения и т.д. Культурологические методы подачи материала обеспечивают, с одной стороны целостность транслируемых представлений о культуре, а с другой - соответствие изучаемого предмета и методики его преподавания особенностям детского восприятия.
Для детского восприятия мира в целом и культурных феноменов в частности характерны:
•целостность, синкретичность мышления. Ребенок воспринимает произведение искусства целостно, как единство, не расчленяя его на составные элементы;
•конкретность и мифологичность;
•деятельное отношение;
•установка на изучение мира, потребность в ежедневных открытиях («как?». «зачем?», «что это значит?», «как это делается?», «для чего?» и т.п.):
•ориентированность на проживание изучаемого материала по модели «здесь и сейчас», а не на отстраненные размышления по его поводу.
•активное присвоение всего, что соприкасается с ним, богатый личный опыт, соединенный с опытом социокультурной микросреды ребенка и ещё не засоренный культурно-эстетическими шаблонами (этот опыт редко оказывается востребованным в педагогической практике).
Культурологический, целостный подход соответствует целостности, синкретичности детского мышления (это особенно важно в младшей школе), его установке на глубокое переживание миров, древних цивилизаций культурных артефактов, мифов, которые развертываются перед ним на уроках МХК.
В результате работы с новыми технологиями у школьников формируется устойчивая динамика:
мотивации к познавательной и творческой деятельности;
проявления творческой активности воспитанников;
наличие продуктов оригинальной, творческой, изобретательской деятельности; качественное изменение структуры воображения за счёт развития более сложных, высших его форм; удовлетворённость воспитанников собственными достижениями.
Список литературы:
1.Бесова Е. А. Мировая художественная культура Русская живопись ХII-ХХ вв. для школьников и абитуриентов. Мастера. Стили, Направления. / Е. А. Бесова; под ред. В. Н. Набокова-Алексеева. - М.: Образование, 2006. - 352 с.: ил. - (Мой универсальный справочник)
2.Вачьянц А.М. Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе.Автореферат.М.2003.
3.Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан. М.: Академия, 2001. 368 с.
4.Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под редакцией Н. Е Щурковой. М.: Новая школа, 2008. 208 с.
5.Данилова, Г. И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам "Мировая художественная культура: От истоков до 17в.10кл. и "МХК от 17в. до современности. 11кл."/ Г. И. Данилов. - М.: Дрофа, 2004. - 124 с.
6.Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. От XVII века до современности : 11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. - М.: Дрофа, 2008. - 63 с7.Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века : 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. - М.: Дрофа, 2008. - 63 с8.Емахонова, Л. Г. Мировая художественная культура : методическое пособие к учебнику 10 класса: (базовый уровень) / Л. Г. Емахонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 224 с.
9.Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г. и др. Интернет-образование: не миф, а реальность XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихомирова. М.: Издательство МЭСИ, 2000.
10.Ивлев С.А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры. М.: Международный Союз книголюбов. Издательство ООО «Фирма МХК», 2001. 55 с
11. Лебединская А.Р. Технологии интерактивного обучения./ Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». / Ростов-на-Дону, 2007. - 59с.
12. Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя / Под науч. ред. Л.М. Предтеченской; общ. ред. Л.В. Пешиковой. М.: Фирма МХК, 2001.
13. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Изд-во Просвещение, 2000. - 255 с.
14. Неменский, Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. - М.: Изд-во УРАО, 2007. - 192 с
15. Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура: 11 кл. в 2-х частях. Ч. 1: /Л. А. Рапацкая. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 384 с.: ил.
16. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 2001 -292 с.
17. Суминова Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). М.: Академический проект, 2006.