Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме: Николай Иванович Рыленков «К Родине»



Открытый урок литературного чтения в 4 классе
по теме:
Николай Иванович Рыленков
«К Родине»




Учитель: Янушок М.Б.






МБОУ - ООШ №13 п. Черёмухи


Тип: урок изучения нового материала.
Форма урока: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Цель: формирование понятия «малая родина».
Задачи:
Учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа, размышлять над авторским отношением к Родине.
Формировать знания детей о Родине, воспитывать уважение и любовь к Родине; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; навыки коллективной работы.
Работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

Оборудование.
-портрет Н.И.Рыленкова;
-карточки со словами;
-конверты с разрезными пословицами для работы в парах (на столах учеников);
-СД запись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера;
- СД запись полонез Агинского «Прощание с родиной»;
-выставка детских рисунков о Родине;
-выставка книг о Родине;
- толковый словарь Ожегова С.И., слайды,

Ход урока.
Организационный момент.
Дети стоят и говорят слова: (Слайд 1)

Прекрасно всё на небе, Прекрасно на Земле, Прекрасно в нашем классе, Прекрасно всё во мне.

-Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение, давайте поприветствуем друг друга и гостей улыбкой и начнем наш урок (дети садятся).

2. Введение в урок.
А) Проблемная ситуация
-Сегодня почтальон принёс нам письмо. А что в нём, давайте узнаем. А там диск, давайте его прослушаем. (СД запись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера); (Слайд 2)
С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается С той песни, что пела нам мать? С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять?
-Кто догадается, о чем пойдет речь на уроке ?
- Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете ребус.
(К доске прикрепляется карточка красного, синего и белого цвета с определенными буквами, чтобы получился флаг России.)
Р д а и о н
- Прочитайте хором, какое слово получилось?
-Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О Родине) (Слайд 3)

Б) Мотивация урока.
На доске слова эпиграфа:
Сколько же их, тропинок, ведущих в родные края?
- Хочу начать наш урок со слов японского поэта. Еса Бусон- автор этих строк. (Слайд 4)
- Кто из вас, ребята, может ответить на вопрос, который задаёт японский поэт? (ответы детей )
- О каких тропинках говорит японский поэт?
1)показ слайдов ( приложение).
- Какие памятники изображены на слайдах?
Древнегреческий храм. (Слайд 5)
Древнерусский храм. (Слайд 6)
Биг-Бен. (Слайд 7)
Японская гора Фудзи. (Слайд 8)
- Почему все эти памятники объединены? Можно обратиться к названию нашей главы.
Д. У каждого человека, где бы он ни жил, есть памятные места, связывающие его с родиной. Каждый японец знает о горе Фудзи, россияне – о православном храме, человек, живущий в Великобритании – о Биг-Бене, греки – о древнегреческом храме и т. д.
3. Сообщение темы урока.
А) Вводная беседа
У. Тропинки бывают разными – это не только железнодорожные или воздушные пути. Сегодня в течение урока мы попробуем отыскать, обозначить так называемые тропинки, ведущие в родные края, попытаемся отдать частичку душевной теплоты русской природе, родной сторонушке, мы побеседуем о Родине, узнаем, что называют Родиной, продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.
– Ребята, так что же такое Родина?
– Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.
- А вот какое определение дает автор толкового словаря Ожегов (чтение учеником словарной статьи):
 
Родина.1. Отечество, родная страна.
              2. Место рождения, происхождения кого-нибудь; место возникновения чего-нибудь.
-Родина бывает большая и маленькая. Какую Родину называют большой?
-А маленькая родина – это какая?
Каждый человек любит свою малую родину. И куда бы ни забросила судьба, он всегда будет с любовью и нежностью вспоминать о родном крае.

Б) Показ портрета Н. И. Рыленкова. (Слайд 9,10)
- Какие сведения вы нашли об этом поэте? (ответы детей).
-Я рада, что вам удалось к сегодняшнему уроку собрать столько информации о Н.И.Рыленкове.(слайд 11)
4. Работа с текстом стихотворения Н.И.Рыленкова «К Родине»
Открыли учебник стр.152
1)чтение учителем стихотворения;
- Поделитесь своими чувствами, мыслями о прочитанном.
2)повторение правил выразительного чтения; (Слайд 12)
Для правильного произношения стихотворения необходима четкая дикция, умение пользоваться диапозоном голоса, его силой, умение выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос.
Звуковая разминка:
Скажи погромче слово гром,
Грохочет слово, словно гром. (1 и 2 строчки читать громко)
Скажи потише «шесть мышат»,
И сразу мыши зашуршат. (3 и 4 строчки читать тихо)

3) повторное чтение стихотворения про себя;
- Какие картины природы вы увидели?
- Как вы понимаете строчки «и всё ускользнёт от беглого взора»?
- Объясняет ли это сам поэт?
4) анализ стихотворения (работа по вопросам учебника стр. 152-153)
На доске:
смотреть слушать
всматриваться вслушиваться
1)словарная работа - чтение слов;
-Чем отличаются действия?
- Давайте, ребята, обратимся к толковому словарю.
Д. Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору.
Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие. (Слайд 13)
- То же самое можно сказать о следующей паре слов. Вы были правы!
- Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (ответы детей).
У.Такая красота медленно проникает в душу человека, постепенно наполняет сердце. И не каждому человеку дано увидеть эту застенчивую красоту.
2) работа в группах по карточкам;
- Выберите те глаголы, которые более точно выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом?
поражает
ослепляет
завораживает
проникает
захватывает
околдовывает
очаровывает
удивляет
потрясает
- Вдумайтесь в смысл каждого глагола перед тем, как дать ответ.
- Что нужно человеку, чтобы понять прелесть русской природы?
Д.Уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в её неброских признаках.
-Что является тропинкой, ведущей в родные края, для поэта Рыленкова Н. И.?
- Что означает понятие «малая родина»?
Д. Это конкретное место, где человек родился и жил, где прошло его детство, школьные годы.
3)составление схемы
- Ребята, давайте напишем ассоциативную цепочку к слову «Родина», которую использовал поэт Н.И.Рыленков. (дети пишут на карточках и прикрепляют на доску вокруг российского флага).
 
 РОДИНА: холмы, перелески, реки, озера, любовь и т.д.                                                                                                            
-  Как много хороших слов входит в понятие слова «Родина». Все слова указывают на что-то близкое, родное, дорогое сердцу.
- А сейчас я попрошу назвать вас однокоренные слова к слову «Родина».
(Родная, родня, родинка, родимый, родословная, родоначальник, род, )
 
-Так что же такое Родина? (Ответы учеников).
 
(Учитель открывает доску. Выставка рисунков “Родина бывает разная, но у всех она одна”)
-Давайте посмотрим, как вы изобразили Родину на своих рисунках.

5. Музыкальная физминутка «Две сестрицы – две руки» (Слайд 14-19 )

6. Творческая работа (индивидуально). (Слайд 20)
Звучит Полонез Агинского «Прощание с родиной»
Группа А.
- Перед вами текст о вашей « родине». Мне бы хотелось, чтобы вы вставили в него подходящие по смыслу слова:
Я живу в посёлке __________ на улице __________. Наш ________ район славится __________, на которых растут _____, _____,_____. На территории нашей области есть большая река, которая называется ____. В ней водятся ________, ________, _________. Летом там отдыхают люди и туристы из разных уголков__________ области. Я горжусь своей родиной!
Группа Б.
Составить рассказ о малой родине.

7 .Проверка.
-Кто из вас, ребята, желает прочитать текст?
- А можно этот текст дополнить ещё сведениями о нашем районе? Вот это и будет домашним заданием!
– Русские люди всегда любили, защищали и заботились о своей Родине. Они создали много пословиц, поговорок о Родине.

Задание 1. «Собери пословицу» (Слайд 21)
Каждая пара учеников из отдельных слов должна собрать пословицу.
Родина-мать, умей за неё постоять.
Чужбина-калина, Родина-малина.
Человек без Родины – что земля без семени.
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

8 .Чтение высказываний знаменитых людей о родине (д/з)

9. Знакомство с поэтами – земляками нашего района (Григорий Чубенко, Виктор Колонтаев)- биография (Слайд 22,23)

10. Итог.
-Так сколько же тропинок, ведущих в родные края? (Слайд 24)
Давайте перечислим:
Д. железнодорожные, воздушные пути;
-мысли, чувства;
-фотографии;
-картины (произведения искусства);
-здания архитектуры, которые тоже напоминают о родной стране;
-духовно близкие люди;
-письма;
-воспоминания;
- книги.

11. Рефлексия.
-А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели, поставленной в начале урока.
Ребята, на ваших столах лежат бланки телеграмм разных цветов. Если вы считаете, что вы сегодня на уроке активно работали, прошу опустить в почтовый конверт бланк красного цвета, работали, но не активно – бланк зеленого цвета, были пассивны – синего цвета, предварительно написав от кого данная телеграмма. Затем мы отправим ребятам в клуб «Ключ и заря»

- Ребята, спасибо вам за сотрудничество на уроке.

12. Д/З: выразительное чтение стр. 152-153








13PAGE 15







Заголовок 115