Конспект урока по литературному чтению А. Майков. Весна.


Тема. С. Есенин. Сыплет черёмуха….В. Борисов - Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы.
Задачи уроков: формировать умение эмоционального восприятия художественного текста ;учить анализировать лирическое произведение и произведение живописи, сравнивать их, определять тему, главную мысль, содержание; учить создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений ;учить работать в паре, группе.
Личностные умения:
- проявлять интерес к лирическим стихотворениям о весне;
- проявлять желание составлять лирический текст на тему «Весна».
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятия «лирический текст», «никнут», «ходят в полосе», «шелковые травы», «одурманен» и использовать его в активном словаре;
- определять признаки лирического произведения и обосновывать свое мнение;
- определять средства выразительности лирического текста и обосновывать свое мнение;
- соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя план;
- выполнять самопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- подбирать адекватные высказывания, представляя свое суждение в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
- работать с текстом лирического произведения
- выразительно читать поэтический текст;
- определять в лирическом тексте олицетворения и писать их;
- составлять текст описание, используя олицетворения и образные выражения;
Планируемые результаты освоения темы: эмоциональный отклик на лирическое произведение; осмысление произведений литературы и живописи; сравнение произведений (что общего и в чём различие);создание своего текста на основе ключевых слов и выражений осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях).
Ресурсы и оборудование: Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Часть 2.Т. Коти. Творческая тетрадь
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний.
Разминка
Проверка домашнего задания.
3.Самоопределение к деятельности
4.Работа по теме урока
Учебник с.143 С.Есенин «Сыплет черемуха снегом»
Аудиозапись текста
Чтение и анализ стихотворения С. Есенина «Сыплет черёмуха...».
Назовите значение выражения: «никнут», «ходят в полосе», «шелковые травы», «одурманен».
Назовите главную мысль произведения.
Назовите тему произведения.
Назовите слова и словосочетания, раскрывающие отношение автора к весне в данном произведении.
Какие картины вы видите? Какие слова помогают вам?
Какими запахами наполнена природа?
Определите настроение стихотворения.Можно ли утверждать, что в стихотворении С.Есенина «Сыплет черемуха снегом» описывается снегопад? Обоснуйте свое мнение.
Верно ли, что автору не нравиться весна? Обоснуйте свое мнение.
Прочитайте стихотворение «Сыплет черемуха снегом», учитывая критерии оценивания выразительного чтения*.
-громкость (адекватность содержанию)
-соблюдение логических и психологических пауз
-логические ударения
-мелодика (движение голоса по звукам)
-выбор эмоционального тона
Подберите слова ассоциации к слову «черемуха».
Черемуха - белоснежная, невеста, метелица, красавица, аромат, весенний символ.
Составьте текст описание черемухи и представьте его.
Сообщение учителя:
Описание — текст, в котором описываются предметы, люди, животные, растения или явления природы. Цель описания — дать наиболее полные, точные сведения о предмете. К тексту-описанию можно поставить вопросы: какой? какая? какое? Текст-описание насыщен именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.
План текста-описания.
1. Вступление (название предмета описания).
2. Основная часть (характерные признаки предмета описания).
3. Заключение (эмоциональная оценка предмета описания).
Алгоритм составления текста описания
Чтобы составить текст описание, надо:
1) представить образ (предмета, явления), который будешь описывать, и дать ему название;
2) описать детали образа с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений;
3) выразить свои чувства или настроение, используя:
а) образные средства;
б) слова, которые передают настроение.
Например:
Мать-и-мачеха – первые весенние цветы.
Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и холодные, а снизу – мягкие и теплые, словно мамины руки.
Приятно смотреть на первые весенние цветы, как лучики
5.Физминутка
6.Продолжение работы по теме
Составьте рассказ о картине, которая, по вашему мнению, является иллюстрацией к стихотворению, используя сложный план:
1. Автор и название картины
2. Жанр произведения (портрет, пейзаж, натюрморт).
3. Замысел художника.
4. Время года, изображенное на картине.
4.1 Описание неба
4.2. Описание деревьев
5. Краски, которыми воспользовался художник, чтобы передать образ природы:
5.1. Описание неба
5.2. Описание деревьев
5.3. Описание снега
6. Описание чувства вызывает у вас картина.
7.Итог урока
8.Рефлексия.
9.Домашнее задание (на выбор)
Выучите наизусть стихотворение.
Проиллюстрируйте произведение. Напишите сочинение по картине на тему «Уходи, зима седая...».