Конспект урока «Искусство» Тема: «История кинематографа». 9 класс


Полякова Анна Александровна.Конспект урока «Искусство»
Тема: «История кинематографа».
9 класс
Цель:
формирование представлений о понятии кинематограф
познакомить учащихся с историей развития кинематографа, вызвать интерес к достижениям мировой культуры.
проанализировать условия и причины возникновения кинематографа
Задачи:
Образовательная – ознакомить учащихся с историей кинематографа.
Развивающая – формировать навыки анализа произведений мировой художественной культуры;
- развивать мышление, память, образное мышление.
Воспитательная - способствовать развитию эстетического восприятия киноискусства.
Ход урока
1. Организованный момент
Если глаза — это зеркало души, то кинематограф — это зеркало нашей жизни. С момента появления кинематографа появилась возможность видеть зеркальное отображение истории. Кинематограф сохранил в себе и передал миллионам людей практически все моменты нашей истории.
Слайд №2
Но мало кто задаётся вопросом: «А какова же история кинематографа?» Историю появления и развития кинематографа мы сегодня и узнаем.
-Кто может назвать имя человека, который изобрел кинематограф?
-Как назывался первый фильм?
-Кого считают «королем немой комедии»?
Своим появлением в мире кинематограф произвел настоящий фурор. Его считали настоящим чудом, началом новой эпохи в истории человечества. Движущиеся картинки вызывали бурю эмоций у представителей абсолютно всех слоёв общества. У кого-то восхищение, у кого-то удивление, а у кого-то даже страх.
Давайте, мы прочитаем эпиграф к нашему уроку (учащиеся читают эпиграф)
Слайд №3
«…страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных. Уж не намёк ли это на жизнь будущего? Что бы то ни было - это расстраивает нервы. Этому изобретению, ввиду его поражающей оригинальности, можно безошибочно предречь широкое распространение».
М. Горький
Что вы думаете об этих словах о киноискусстве. Как мы можем убедиться, Горький был прав, кинематограф получил чрезвычайно широкое распространение
Слайд №4
Сегодня сложно представить, что в момент своего появления кинематограф не имел ничего общего с искусством и являл собою диковинное техническое изобретение, предназначенное для показа на вертикальном белом экране фотографических снимков в движении, даже изобретатели аппарата «Синематограф» братья Огюст и Луи Люмьер не предполагали, что их детище ожидает такое великое будущее.
Слайд №5
Создание аппарата для съемки и проецирования «движущихся фотографий» братьями Луи и Огюстом Люмьер в 1895 г. положило начало успешному развитию кино в XX в. Первый фильм «Прибытие поезда». За сто с небольшим лет кино достигло потрясающих успехов, стало одним из популярных и любимых искусств, своеобразным символом XX в.
На нашем уроке мы обратимся лишь к знаменательным вехам в истории киноискусства XX в., выдающимся именам и шедеврам мирового кино.
(Группе учеников на дом было дано задание подготовить рассказ о создании кино.)
Учащиеся-историки рассказывают о первых шагах кинематографа (Слайды №6-9). На первом сеансе братьев Люмьер присутствовал человек, который поверил в будущее кинематографа гораздо больше, чем его первооткрыватели. Этим человеком был фокусник и иллюзионист Жорж Мельес. Именно он сделал следующий шаг в истории киноискусства. Получив отказ братьев Люмьер на приобретение их киноаппарата, он вскоре по собственным чертежам заказал камеру и приступил к производству фильмов с короткими бытовыми сценками. Очень скоро он понял возможности нового зрелища и значительно расширил их, используя свой талант иллюзиониста. Его главное открытие — эффект «стоп-кадра». Одним из первых Мельес сделал попытку перейти от черно-белого к цветному кино. С помощью обыкновенной кисточки он кропотливо, раскрашивал все пленку, он даже попробовал создать звуковое кино: записал синхронно голос певца на валик фонографа. Очень скоро фильмы Мельеса перестали пользоваться спросом. В дальнейшем кино пошло по пути объединения достижений братьев Люмьер и Жоржа Мельеса.
Вопросы учащимся:
Почему изобретения первых режиссеров не получили дальнейшего развития?
С какими проблемами пришлось столкнуться братьям Люмьер, Мельесу ?Столкнувшись с большими проблемами развитие кинематографа, не остановилось, потому что уже по первым шагам было понятно, что за этим видом искусства будущее.
Учащиеся-историки о Великом немом (Слайд №10):
Первые короткометражные фильмы (15—20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер «Политый поливальщик» отражаются тенденции зарождения игрового кино.
Слайд №11
Наивысшего своего расцвета «немое» кино достигает к 20-м годам XX века, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный род искусства, обладающий своими собственными художественными средствами. Хотя первый примитивный цветной фильм (с красно-зелёной гаммой, без синего цвета) вышел ещё в 1922 году, он не впечатлил зрителей. Первый «полноценно цветной» короткометражный фильм системы «Technicolor» под названием «La Cucaracha» вышел в 1934 году. Первый же полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» американского режиссёра армянского происхождения Рубена Мамуляна вышел в 1935, этот год и принято считать годом появления цветного кино. В СССР первый игровой цветной фильм «Груня Корнакова» был снят уже в 1936 году.
Слайды №12, 13
Бронено́сец «Потёмкин» — немой художественный фильм, снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в1925 году. Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики. Причина такого успеха — гениальность его режиссера.
Эйзенштейн внимательно следил за новейшими достижениями мирового кинематографа: они пригодились ему во время съемок фильма. Но главное завоевание Эйзенштейна — это искусство монтажа. Используя опыт Гриффита, он пошел значительно дальше американского режиссера.
Слайд №14
Работая над «Александром Невским», Эйзенштейн был увлечен проблемой синтеза музыки и пластики. Весь год он работал с композитором Сергеем Прокофьевым. В декабре 1938 года «Александр Невский» был завершен. Режиссеру позвонили ночью от Сталина, потребовали прислать картину. Фильм вождю понравился.
В этой картине, как пишет биограф В. Шиловский, последовательно проведено сопоставление двух масс, двух судеб: судьбы людей, врубающихся в чужую страну, и судьбы людей, защищающих свою землю. Ледовое побоище — истинный центр картины.
Слайд №15
Величайшим открытием немого кино стало творчество «короля комедии» Чарльза Спенсера Чаплина. С первого же появления на экране в 1915 г. он покорил сердца зрителей. Блистательный успех Чарли Чаплина был определен сочетанием трагического и комического, серьезного и смешного, реальности и фантастики. На экране он создал образ «маленького человека» с печальными глазами, в узком коротком пиджаке и широких штанах, потрепанной шляпе-котелке и с гибкой тросточкой в руках. С помощью великолепных мимики и жестов он мог передать широчайший спектр человеческих переживаний, сделать смешной любую, даже самую серьезную, ситуацию. Фильмы Ч. Чаплина вошедшие в золотой фонд мирового искусства «Малыш», «Золотая лихорадка», «Цирк», «На плечо».
Выдающийся мастер немого кино, Чарли Чаплин с болью переживал наступление эры звукового кино. Но остановить ход истории и развития техники уже было не в его силах.
Слайд №16
Мэри Пикфорд. Знаменитая кино- и театральная актриса канадского происхождения, соосновательница кинокомпании United Artists. Легенда немого кино. Обладательница премии «Оскар» (1930). Прославилась в амплуа девочек-сорванцов и бедных сироток и лишь в последние несколько лет карьеры перешла на «взрослые» роли. Снялась примерно в 250 фильмах.
Вера Васильевна Холодная —российская актриса немого кино. Точно неизвестно, в каком количестве фильмов она снялась. В различных источниках указывается пятьдесят и восемьдесят фильмов.
Слайд №17
Марлен Дитрих родилась 1901 года в Берлине. После успеха в фильме «Голубой ангел», в феврале 1930 года Марлен Дитрих подписала контракт с голливудской кампанией «Парамаунт» и 1 апреля 1930 года, в день премьеры «Голубого ангела», покинула Берлин. Шесть фильмов, которые она сняла в Голливуде, принесли ей всемирную известность. 9 июня 1939 года Марлен Дитрих получила американское гражданство. Последний фильм, где появилась Марлен Дитрих «Прекрасный жиголо, бедный жиголо» был снят в 1978.
Слайд 18
С киноэкранов звук зазвучал еще на рубеже 20—30-х годов. У зрителей, привыкших к титрам, к комментариям специальных актеров за экраном, к музыке таперов или целых оркестров, сопровождавших демонстрацию фильма, появилась возможность услышать живой звук, синхронно звучащую с игрой речь актеров.
Первый звуковой фильм «Певец джаза» был снят в Америке в 1927 г.
Огромные прибыли от проката положили начало массовому выпуску звуковых фильмов.
Вопросы учащимся:
Почему звуковое кино вытеснило немое кино?
Как вы считаете, почему кинематограф становиться очень быстро самым популярным видом искусства XX века?
Слайд №19
Виды и жанры кинематографических произведений:
АгитфильмДокументальное кино
Киножурнал
Кинохроника
Музыкальное кино
Мультипликационное кино
Научное кино
Научно-популярное кино
Научно-производственное кино
Научно-фантастическое кино
Панорамное кино
Стереокино
Учебное кино
Художественное (игровое) кино.
Телевизионные жанры — способы отображения окружающего мира на телеэкране: очерк, интервью, репортаж, телеспектакль, многосерийный телефильм и т. д. Современная система телевизионных жанров объединяет различные жанры журналистики, искусства, научной популяризации, формы развлечения и обучения.
Слайд №20
Назовите виды телевизионных жанров, какие вы знаете:
Вестерн
Исторический художественный фильм
Кинокомедия
Киномюзикл
Приключенческий фильм (триллер)
Анимация
Детектив
Драма
Комедия
Мелодрама
Мистика
Музыкальный
Фантастика
ФэнтезиСлайд №21
Давайте сделаем вывод из нашего урока:
Кинематограф – это великое изобретение человека, оказавшее огромное влияние на формирование мировоззрения человека XX века.
Кино – это самый «передовой» вид искусства, в процессе производства которого сегодня используются огромное количество научных новинок и открытий.
Современный человек, в жизни которого остаётся мало место для героизма, хочет видеть героев на экране. Героем на экране может стать любой человек, сегодня для этого нужно лишь группа хороших программистов, не более.
Кинематограф – универсальное средство для повышения уровня культуры отдельно взятого гражданина.
Рефлексия.
Кроссворд по теме «История кинематографа»
1         1                    
                          2  
                        2      
      3                        
                               
              4          
3                              
                             
                    4          
                             
  5                            
                               
                               
По горизонтали:
1. Известная немецкая актриса, сыгравшая в фильме «Голубой ангел»
2. Фильм Чарли Чаплина вошедший в золотой фонд мирового искусства
3. Вид искусства
4. Кто изобрел кинематограф
5. На что снимали первый фильм
По вертикали:
Фамилия российской актрисы, звезды немого кино.
Композитор фильма «Александр Невский»
Режиссер, снявший фильм «Броненосец Потемкин»
Первый фильм назывался «Прибытие ….»
Актер-комик немого кино
Решение кроссворда на тему: «История кинематографа»
Д И  Т  Р  И  Х                    
          О                П  
          Л             Ц  И  Р К 
      Э    О                  О  
      Й    Д                  К   
     З Н        Ч        О  
К И   Н  Е  М А  Т   О  Г  Р А  Ф      Ф   
      Н     Я         П      Ь   
      Ш              Л Ю   М  Ь Е  Р
    Т               И       В   
  П Л  Е Н   К А         Н          
       Й                        
       Н