Конспект урока Электрическая цепь и её составные части

Конспект урока учителя физики и математики МБОУ « Нискасинская СОШ»
Мигушовой Зои Николаевны

Урок по теме: "Электрическая цепь и ее составные части".
8-й класс
Цели и задачи урока:
Образовательные: продолжить изучение электрического тока, ввести понятия «электрическая цепь» и «электрическая схема», ознакомить с условными обозначениями электрических устройств, формировать навыки и умения составлять схемы электрических цепей.
Воспитательные: формировать интерес учащихся к изучению физики, продолжить воспитание бережного отношения к оборудованию, соблюдению техники безопасности при работе с электрическими приборами.
Развивающие: научить составлять простейшую электрическую цепь.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор.
(Мероприятие сопровождается с презентационными слайдами в Power Point.)
ПЛАН УРОКА
Этапы проведения урока:
Организационный момент.
Повторение изученного материала.
Изучение нового материала.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока.
Оборудование: Слайдовая презентация в PowerPoint , приборы для сборки электрической цепи, сетка кроссворда для каждого ученика с вопросами.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Повторение изученного материала:

1. Какое явление называют электрическим током?
2. Каковы условия возникновения электрического тока?
3. Возникнет ли электрический ток в резиновом шнуре, подсоединенном к
источнику тока?
4. А в мотке проволоки, который лежит на столе?
5. Для какой цели нужно получать электрический ток?

III. Изучение нового материала.
Электричество, как вы знаете, широко используется во всех отраслях промышленности, в освещении, а также в быту. Получают её с помощью разных источников тока и используют её для различных целей, и возникает необходимость доставить электрическую энергию по проводам к потребителям.
Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью ( Слайд 3). Электрическими цепями занимается электротехника. Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части. ( Слайд 4)
Первая составная часть цепи – источник тока.( Слайд 4.) Перечислите известные вам виды источников тока. (подсказка)
В калькуляторе, в часах Ей везде найдется дело. Плохо, если вдруг она Почему-то сразу села. Ты ответа не жалей-ка
Что же это? (Батарейка)
Он энергию хранит. С ним пересечет экватор Ваш мобильный телефон. Что это? (Аккумулятор)
Источники тока : гальванический элемент, батарея, аккумулятор, электрофорная машина, термоэлемент, фотоэлемент, генераторы.( Ученики записывают в тетрадях, а учитель показывает действие этих приборов.)
Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это вторая составная часть цепи.( Слайд 4.) Приведите примеры потребителей в классе дома на столе(подсказка)
Что как солнышко сияет И дорогу освещает? Вот какая лапочка Золотая (лампочка)!
Весел, голосист и звонок, Начинает он урок, Вас зовет на перемену электрический (звонок).
Третья важная часть электрической цепи – это размыкающие и замыкающие устройства. ( Слайд 4.) (подсказка).
Он замкнет любую цепь, Невелик он, но могуч! Остановит вмиг конвейер, Даже открывает двери! Что это такое? (Кнопка, выключатель)
Кнопки, выключатели, рубильники называют вместе замыкающими и размыкающими устройствами. Источник тока, потребители, замыкающие и размыкающие устройства подсоединяют друг к другу с помощью( подсказка) соединительных проводов.

В каждом доме, и квартире, И в любимой вами школе Хорошо известно вам, Ток течет по (проводам)
Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств: кнопки, выключатели, рубильники. ( Слайд 4).
Электрические цепи могут быть и сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит его электрическая цепь. Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов.( Слайды 6, 7). (Ученики заносят условные обозначения в тетрадь.)
Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи ( Слайд 8).
А теперь немножко отдохните от теории. Попробуем сами собрать такую же цепь. (Демонстрация на столе сборки электрической цепи с лампочкой КДЭ-1 (комплект учебного оборудования электродинамика, Санкт-Петербург). Стенд включает устройства, обозначенные условными знаками. Какие элементы включает цепь? Почему не горит лампочка? Замкнем цепь. Электрическая цепь представляет собой замкнутый путь, по которому заряд течет от источника тока к другим частям цепи.
Запомните: при работе с электрическими цепями надо знать меры предосторожности. При сборке цепи ключ замыкают только после проверки в последнюю очередь!
Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.
( Физкультминутка)
IV. Закрепление знаний – составление простых и более сложных схем электрических цепей фронтальная лабораторная работа ( Слайды 10,11,12,13)
1.Составить электрическую цепь, состоящую из источника тока, двух лампочек, но включать их можно только своим выключателем.



2. Составить схему цепи, состоящей из источника тока, двух лампочек так, чтобы их можно было включить одним ключом.




3. Нарисуйте схему цепи, состоящей из батареи гальванических элементов, лампочки, звонка и двух ключей, при которой лампочка загорается при включении звонка, но может быть включена и при неработающем звонке.



4. Нарисуйте схему, состоящую из батарейки, двух лампочек и трех ключей, при которой включение и выключение.



V. Этап контроля:
1. Разгадывание кроссворда «Электрическая цепь» ( см приложение).
2.Составление схемы цепи, состоящей из аккумулятора, лампочки, звонка так, чтобы звонок звенел при включении лампочки.



VI. Д/з: § 33. Упр.13 (2-5).
VII. Итоги урока.
Молодцы, ребята. СПАСИБО за урок.






Приложение 1.







1.Источник тока, в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.
2. Источник тока, в котором световая энергия превращается в электрическую.
3. Чертеж, на котором показан способ соединения приборов в цепь.
4.Явление упорядоченного движения заряженных частиц.
5.Итальянский ученый, построивший первый источник тока.
6.Часть электрической цепи, служащая для соединения приборов в цепь.
7. Потребитель электрической энергии, на котором варят пищу.
8. Часть цепи, служащая для замыкания и размыкания цепи.
9. Соединение электрических проводов.
10. Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения его в электрическую цепь.
11. Материал пластины простейшего химического источника тока, которая заряжена отрицательно.
12. Итальянский ученый, в честь которого названы элементы – химические источники тока.
13. Источник тока, требующий предварительной зарядки.

Приложение 2. Сетка кроссворда « Электрическая цепь»


1.Источник тока, в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.
2. Источник тока, в котором световая энергия превращается в электрическую.
3. Чертеж, на котором показан способ соединения приборов в цепь.
4.Явление упорядоченного движения заряженных частиц.
5.Итальянский ученый, построивший первый источник тока.
6.Часть электрической цепи, служащая для соединения приборов в цепь.
7. Потребитель электрической энергии, на котором варят пищу.
8.Часть цепи, служащая для замыкания и размыкания цепи 9. Соединение электрических проводов. 10. Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения его в электрическую цепь. 11. Материал пластины простейшего химического источника тока, которая заряжена отрицательно. 12. Итальянский ученый, в честь которого названы элементы – химические источники тока. 13. Источник тока, требующий предварительной зарядки.



1.Источник тока, в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.
2. Источник тока, в котором световая энергия превращается в электрическую.
3. Чертеж, на котором показан способ соединения приборов в цепь.
4.Явление упорядоченного движения заряженных частиц.
5.Итальянский ученый, построивший первый источник тока.
6.Часть электрической цепи, служащая для соединения приборов в цепь.
7. Потребитель электрической энергии, на котором варят пищу.
8.Часть цепи, служащая для замыкания и размыкания цепи 9. Соединение электрических проводов. 10. Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения его в электрическую цепь. 11. Материал пластины простейшего химического источника тока, которая заряжена отрицательно. 12. Итальянский ученый, в честь которого названы элементы – химические источники тока. 13. Источник тока, требующий предварительной зарядки.



1.Источник тока, в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.
2. Источник тока, в котором световая энергия превращается в электрическую.
3. Чертеж, на котором показан способ соединения приборов в цепь.
4.Явление упорядоченного движения заряженных частиц.
5.Итальянский ученый, построивший первый источник тока.
6.Часть электрической цепи, служащая для соединения приборов в цепь.
7. Потребитель электрической энергии, на котором варят пищу.
8.Часть цепи, служащая для замыкания и размыкания цепи 9. Соединение электрических проводов. 10. Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения его в электрическую цепь. 11. Материал пластины простейшего химического источника тока, которая заряжена отрицательно. 12. Итальянский ученый, в честь которого названы элементы – химические источники тока. 13. Источник тока, требующий предварительной зарядки.


Рисунок 1C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Безымянный.bmpРисунок 1C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Безымянный.bmp15