Конспект урока математики ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО СЛОЖЕНИЯ 1 класс УМК Гармония


Методическая разработка урока математики по теме "Переместительное свойство сложения" в 1 классе по программе "Гармония"
Тема урока: "Переместительное свойство сложения"
Цель:
Создать условия для ознакомления учащихся с переместительным свойством сложения и его особенностью, практически применять перестановку слагаемых.
Задачи: Содействовать формированию УУД:
Личностных: способствовать формированию полноценного восприятия изучаемого материала, положительного отношение к школе, к изучению математики, уважение к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательное отношение к ним; воспитывать доброту, отзывчивость, чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Регулятивных: учить в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, умению выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей работы.
Познавательных: развивать способность к познанию, выполнять сложения, сравнивать, проверять, исправлять действия в предлагаемых заданиях, работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление, сообразительность.
Коммуникативных: учить детей работать, группами, индивидуально; воспринимать мнение других учащихся, понимать необходимость использования правил вежливости, уметь контролировать свои действия в классе.
Оборудование:
счётный материал (круги красного и синего цвета у каждого ученика), индивидуальные карточки с цифрами, геометрические фигуры (2 жёлтых круга, 1 зелёный круг, 1 жёлтый квадрат), карточки с цифрами, знаками >, < , =; карточки для игры "Что изменилось?",наглядное пособие «Поезд», карточки с фишками домино. Учебник Истоминой Н.Б. «Математика 1 класс».
Ход урока:
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учёбе надо.
II. Постановка учебной задачи
- Сегодня у нас не совсем обычный урок - к нам пришли гости . Это ваши воспитатели из детских садов, учителя нашей школы, специалисты из отдела образования. Они хотят посмотреть, чему мы научились за два месяца учёбы в школе. Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь ещё раз кивком головы, и больше не отвлекайтесь назад.
- У нас урок математики.
- Как вы думаете, для чего в школе дети изучают математику? (Чтобы уметь считать, решать задачи, уметь сравнивать, ...)
- Великий русский учёный М. В. Ломоносов сказал: "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит..." Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ум был в порядке, необходимо заниматься математикой.
- А какие умения и качества необходимы нам, чтобы успешно заниматься математикой? (Надо уметь думать, правильно считать, быть внимательным.)
- А ещё, ребята, важно научиться преодолевать трудности. Я уверена, что вы сможете справиться со всеми трудностями. А я всегда вам помогу.
- На уроке мы с вами откроем очень важный закон в математике.
- А что обозначает это слово - закон? ( Это правило, которому должны все подчиняться.)
- Как считаете, для чего нужны законы? (Наверно, для того, чтобы был порядок во всём.)
- Чтобы вы смогли открыть закон математики, проведём разминку для ума.
III. Устный счет
1. Счёт по рядам.
1-ый ряд - посчитайте от 2 до 9 хором;
2-ой ряд - от 8 до 3;
3-ий ряд - от 1 до 9 через 1.
2. Работа с геометрическим материалом (выделение лишней фигуры).


- Что изображено на доске? Как можно назвать одним словом? (Геометрические фигуры.)
- Какие фигуры вы видите? (круги и квадрат)
- Сколько кругов? квадратов?
- Как вы думаете, какая фигура лишняя? (Зелёный круг, так как остальные фигуры жёлтые., т.е. выделяем лишнюю фигуру по цвету.)
- Есть ли ещё варианты? (Квадрат, так как остальные фигуры - круги, т.е. по форме.)
3. Решение выражений на сложение.
- Чтобы перейти к следующему заданию, отгадайте загадку:
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведёт всех за собой.
- Итак, перед вами паровозик.

- Посмотрите, какой он длинный, наверное, в нём едет очень много пассажиров.
- Что вы видите в каждом вагоне? (Это выражения.)
- Какое действие в числовых выражениях? (Сложение.)
- Кто помнит, как называются числа при сложении? (Первое слагаемое, второе слагаемое, значение суммы.)
- Давайте посчитаем пассажиров в каждом вагоне.
- Но сначала приготовьте карточки с цифрами. Я буду читать выражения, а вы молча показываете карточку, на которой будет ответ: (Некоторые выражения читают дети.)
1+2 4+2 2+3 3+3 6+1
(Дети молча показывают ответ на карточке.)
- Молодцы. Какой рад быстрее и тише сложит карточки в конверты?
(Убираю паровозик с доски.)
4. Работа с неравенствами.
- Вот перед нами возникли какие-то непонятные знаки: > , <, =.
- Знаете ли вы, ребята, что обозначают эти знаки? (Больше, меньше, равно.)
На доске:

- С помощью этих чисел и знаков постройте неравенства.
- Но сначала ответьте, что называют неравенством? (Когда одно число больше или меньше другого.)
(Дети по одному выходят, ставят знаки, называют неравенство. Последнее выражение является равенством.)

- Почему не получается построить неравенство? (Это выражение является равенством: шесть равно шести.)
5.Игра "Что изменилось?"
- Чтобы добиться успехов в математике, надо быть очень внимательными. Посмотрите внимательно на карточку, запомните. Закройте глаза. Что изменилось?
1) прямая - луч;
2) -
IV. Физминутка. - Вы устали чуточку?
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри.
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
V. Изучение нового материала.
- Теперь приступаем к математическому закону. Его ещё называют свойством.
1.Работа с счётным материалом.
•- У вас на партах лежат круги.
1) -Положите слева 1 синий круг, а справа 4 красных. Придвиньте к 1-му синему кругу 4 красных круга.

(Я выполняю те же действия на доске).
- Сколько всего кругов стало? (Стало 5 кругов.)
- Что мы сделали с кругами? (Сложили, соединили.)
- Какое числовое выражение можно записать? (1+4 = 5) (Я записываю на доске)
- Какое действие в этом выражении? (Действие сложения.)
- Как называется число 1? число 4? число 5? (1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое, значение суммы)
2) - А теперь поменяйте круги местами, т.е. слева положите 4 красных круга, а справа 1 синий круг.
- Придвиньте к 4-м красным 1 синий.

- Какое выражение мы запишем? 4+1=5 (Пишу на доске.)
- Какое действие в числовом выражении?
- Как называется число 4? число 1? число 5? (1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое, значение суммы)
На доске:
1+4 = 5
4+1 = 5
- У нас получились равенства или неравенства?
- Сравните равенства. Чем они отличаются? (Поменяли местами слагаемые.)
- Что в них общего? (Значение суммы равно 5, т.е. не изменяется.)
3)- Теперь положите слева 2 синих круга, а справа 3 красных. Придвиньте к 2-м синим 3 красных.
- Сколько всего кругов стало? (Стало 5.)
- Что мы сделали с кругами? (Сложили.)
- Какое равенство мы запишем? 2 + 3 = 5 (Один ученик пишет на доске)
- Как называется число 2? число 3? число 5?
- Поменяйте круги местами.
- Придвиньте к 3 красным 2 синих круга.

- Сколько всего кругов стало? (5)
- Что мы сделали с кругами?
- Какое равенство мы запишем? 3 + 2 = 5 (Другой ученик пишет на доске.)
- Как называется число 3? число 2? число 5?
На доске:
1+4 = 5 2+3=5
4+1 = 5 3+2=5
- Сравните равенства. Чем они отличаются? (Поменяли местами слагаемые)
- Что в них общего? (Значение суммы не изменилось)
2. Вывод.
- Какой же вывод мы можем с вами сделать? Что сделали со слагаемыми и что произошло при этом со значением суммы?
Если слагаемые переставить местами, значение суммы не изменится.
- Это и есть, ребята, новый для вас закон математики. Какие вы молодцы, сами смогли открыть такой сложный закон. Этот закон ещё называют свойством.
- Надо дать этому закону, свойству название. Для этого вспомним, какие действия выполняли.
- Что делали с кругами, со слагаемыми в числовых выражениях? (Переставляли, передвигали, перемещали, меняли местами …)
- Как же будет называться свойство? (Переместительное свойство сложения.)
- Мы с вами сделали математическое открытие, что от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.
3. Чтение правила в учебнике.
- Откройте учебник по закладкам на стр. 85. Прочитаем правило в голубой рамочке.
(Читает 1 ученик)
- От перестановки слагаемых значение суммы не меняется. (Повторить хором)
- После такого великого открытия нам надо передохнуть.
4. Физминутка.
На внимание: действия с руками.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику. Стр. 84 № 187

- Что видим на картинках? ( Фишки домино)
- Посмотрите внимательно на первую картинку.
- Сколько точек на левой фишке? (2)
- Сколько точек на правой фишке? (3)
- Что сделали с точками этих фишек? (Точки сложили, соединили в одну фишку.)
- Какие равенства можем записать? (По 1 человеку у доски записывают)
2+3=5 2+4=7 1+5=6
3+2=5 4+2=7 5+1=6
(Дети записывают в тетрадях.)
2. Гимнастика для пальцев.
3. Работа с числовым лучом. №188, стр.84 - Поработаем с числовым лучом.
На доске:
- Какие равенства можно составить?
- Кто понял? (От точки 2 делаю 5 шагов вперёд, останавливаюсь на 7. Значит к 2 + 5 = 7)
- Запишем в тетрадь.
- Посмотрите на эти равенства.
- В чем мы снова убедились? Какое свойство сложения применили? (От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется)
VII. Итог урока
Рефлексия.
- Урок наш подходит к концу.
- Что нового узнали на уроке? С каким свойством математики мы познакомились? Для чего мы этот закон, свойство изучили? Ребята, кому из вас было легко выполнять задания на уроке? А кто испытывал трудности?
- Перед вами лежат смайлики радостные и грустные. Если вы считаете, что на уроке вы справились со всеми заданиями, поняли тему и у вас хорошее настроение, поднимите смайлик с улыбкой. Если вы работали на уроке не в полную силу, не справились с некоторыми заданиями и у вас грустное настроение, поднимите грустный смайлик.