Конспект внеурочного конкурса эрудитовдля 8 классов Математический калейдоскоп












Конкурс эрудитов
«Математический калейдоскоп»

8-А и 8-Б классы










2002г.
«Математический калейдоскоп»

«В математике есть своя красота,
как и в живописи и в поэзии».
( М.Е. Жуковский).

Ведущая: Я приветствую
всех знатоков математики
и всех присутствующих
в этом зале.
Наш юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот зал
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть.
Сегодня вспомнишь формулу Герона,
Какую ты не раз писал.
Ты вспомнишь также и Нъютона,
Бином которого познал.
Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед,
Сраженный за великое творенье.
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.

Ведущая: Я с удовольствием назову команды-участницы
математического ринга! Я приглашаю знатоков занять места за игровыми столами :
Команда «Луч»! Капитан - ..
Команда «Конус»! Капитан -
Представляю Вам Жюри: 1. Абдуллаева Э.Э.
2. Мустафаева Л.М.
3. Хурдаде Ф.С.
Ведущая: Сегодня наши знатоки будут соревноваться в конкурсных
заданиях:
Блиц-турнир.
Конкурс эрудитов.
Математический словарь.
Аукцион математиков (Конкурс для болельщиков).
А ну-ка реши!
Математика в быту.
Конкурс капитанов: «Угадай».
Мы надеемся, что наша встреча будет находчивой, умной и интересной! Участникам команд пожелаем «Ни пуха, ни пера!».

1-е конкурсное задание - Блиц-турнир. Вопросы:
Фигура, состоящая из двух различных полупрямых с общей начальной точкой (прямая).
Расстояние от точки окружности до её центра (радиус).
Часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащих между двумя данными её точками (отрезок).
Фигура, состоящая из всех точек плоскости, равноудаленных от одной точки (окружность).
Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны (медиана).
Равенство, содержащее переменную (уравнение).
Самая большая хорда (диаметр).
Фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки (треугольник).
Часть прямой, состоящая из всех точек этой прямой, лежащих по одну сторону от данной точки (луч).
Истина, принимаемая без доказательств (аксиома).
Назовите число, от прибавления и вычитания которого к любому другому, последнее не меняется (нуль).


Болельщики: (читают стих. «Нуль»)
Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего
И как ни странно полагали,
Что он вообще не есть число.
Но на оси средь прочих чисел
Он все же место получил
И все действительные числа
На два разряда разделил.
Коль нуль к числу ты прибавляешь,
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
Попав как множитель средь чисел,
Он сводит мигом все на нет
И потому в произведении
Один за всех несет ответ.

Ведущая: Переходим к следующему конкурсу:
«Конкурс эрудитов»
Кто из математиков впервые ввел буквенный коэффициент?
(Ф. Виет)
Кто из математиков впервые разрабатывал математическую теорию музыки?
Кого из гениальных математиков убили на дуэли?
(Э. Галуа)
Кто назовет больше пословиц, поговорок и загадок с числами? (Кто последним называет правильно пословицу, задачу, поговорку приносит своей команде 3 очка).
Ведущая: Объявляем 3-й конкурс:
«Математический словарь»
Требуется написать семь математических терминов на одну букву (плакат):
I команда
II команда

Буква П
Буква Р

1. Сотая часть числа
1. Отрезок в круге.

2. График квадратичной функции
2. Знак, используемый в уравнениях.

3. Сумма длин всех сторон многоугольника.
3. Результат математического действия.

4. Взаимное положение двух прямых.
4. Уравнения, имеющие одни и те же решения.

5. Знак для обозначения действия сложения.
°5. Вид треугольника.

6. Отрезок, образующий прямой
угол с данной прямой.
6. Плоский четырехугольник.

7. Плоский четырехугольник
7. Сторона куба.


Ведущая: Объявляем логическую паузу (исполняют учащиеся другого класса или болельщики)
На сцене двое учеников и доска. Младший спрашивает старшего:
- Ты умеешь делить?
- Да.
- Тогда раздели девять на три.
- Пожалуйста. (Пишет на доске «Де – вя – ть!»)


Ведущая: Следующий наш конкурс для болельщиков:
«Аукцион математиков» - называем фамилии выдающихся математиков. Кто последним называет фамилию математика, тот приносит своей команде – 5 очков!
Ведущая: А теперь у нас самый интересный конкурс: «А ну-ка реши!» Вычислите, затратив не более одной минуты.
1. 13 EMBED Equation.3 1415 (13 EMBED Equation.3 1415)
2. 13 EMBED Equation.3 1415 (9999)
3. 13 EMBED Equation.3 1415 (1)
Ведущая: Логическая пауза (миниатюра). К столу прикреплен плакат: «Экзамен по математике». За столом сидит ученик – старшеклассник (в роли учителя). Вбегает ученик.
- Извлекать корни умеете? – спрашивает экзаменатор.
- Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растения посильней, и корень его извлечется из почвы.
- Нет, я имел в виду другой корень, например из девяти.
- Это будет «девя», т.к. в слове «девять» суффиксом является «ть».
- Вы меня не совсем поняли, я имел в виду корень квадратный.
- Квадратных корней не бывает. Они бывают мочковатые и стержневые.
- Арифметический квадратный корень из девяти.
- А, это три, так как три в квадрате равно девяти. (При этом берет со стола плакат с записью 13 EMBED Equation.3 1415=3 и показывает аудитории).
Ведущая: Следующий наш конкурс «Математика в быту» - это решение прикладных задач, для решения которых нужны не столько знания, сколько сообразительность, наблюдательность и логика мышления.
Задача 1. Требуется поджарить 3 ломтика хлеба. На сковородке умещаются лишь два ломтика. На поджаривание с одной стороны требуется одна минута. За какое кратчайшее время можно поджарить с двух сторон 3 ломтика. (3 мин.).
Задача 2. У мальчика столько же сестер, сколько и братьев. А у каждой его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в этой семье братьев и сколько сестер? ( 3 сестры, 4 брата).
Задача4. Летела стая уток: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток? (3 утки).
Задача 4. В клетке находится три кролика. Три девочки попросили дать им по одному. Просьба их была удовлетворена, каждой из них дали по кролику. И все же в клетке остался один кролик.

Ведущая: Капитан, капитан, подтянитесь. Ведь в команде вы первый эрудит.
Уважаемые капитаны! Ваша очередь защитить честь своих команд наступила. Предлагаем для вас конкурс «Угадай!».
1. Нужно вписать математические термины:


п


с

р р




с

г г




с

с



а





с




р




с







р


2. В каком треугольнике высоты пересекаются в одной из его вершин?
3. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 2 десятка. (40 десяток.).
Игра-конкурс окончена.
Жюри подводит итоги.
Победители награждаются.



Root Entry