Конспект открытого занятия «Весёлый счёт» Тема: «Число и цифра 9»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творчества «Созвездие» муниципальное образование Усть-Лабинский район




Конспект открытого занятия
«Весёлый счёт»


Тема:
«Число и цифра 9»




Подготовила:
педагог дополнительного образования
Чириченко Светлана Ивановна







г. Уст-Лабинск,
2016 г.
Ход занятия


Тема: Число 9. Цифра 9.
Цель: знакомство с образованием числа 9 и цифры 9.
Задачи:
1. Формировать умения воспроизводить последовательность чисел от 1 до 9 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место каждого числа в этой последовательности.
2.Содействовать развитию навыка самоконтроля.
3. Развитие навыков сотрудничества.

Планируемые результаты.
Личностные: формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению, ответственности, прилежания.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение выявлять проблему, определять и сохранять цель; умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, умение сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать различные точки зрения, мнение других людей; умение использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения.
Предметные: соотносить цифру и число 9, умение писать цифры от 1 до 9; считать различные предметы и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при заданном порядке счета.

Оборудование: рабочая тетрадь по математике, портрет Н.Н.Носова, сказка Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», иллюстрация с изображением Незнайки, плакат «Цифры», карточки с числами.

Ход занятия:
I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
Ученики хором произносят стихотворение.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

- Ребята, у нас сегодня необычные занятие. Отгадав загадку, можно узнать, кто придет к нам на занятие.

Загадка.
Над мальчишкой все смеются:
Всё он делает не так!
Не желает он учиться-
Несознательный чудак!
(Ответ учащихся: Незнайка)

- Из какой сказки этот герой?
(Ответ учащихся: «Приключения Незнайки и его друзей», Н.Н Носов)

II. Актуализация знаний.
(на доску крепится Незнайка)
- Ребята, Незнайка не хотел учиться. А сейчас у него есть желание всё знать.
- Поможем ему стать прилежным?
(Ответ учащихся: да)
-Вам нужно выполнить задания.

1.Решение задач в стихах.

Три цыплёнка стоят,
Пять в скорлупках сидят.
Сосчитай поскорей,
Отвечай поверней.
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (Ответ учащихся: 3+5= 8)

Семь весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (Ответ учащихся: 7-1= 6)

Шли подружки по дорожке
Было их немножко:
Две матрёшки, 3 матрёшки
И одна матрёшка.
Сколько же матрёшек
Шли по дорожке? (Ответ учащихся: 2+3+1=6)

Три котёнка на диване,
Два котёнка – у Вани.
Теперь спросим у ребят
Сколько было всех котят? (Ответ учащихся: 3+2=5)

По зелёной травке
Разбрелись овечки.
Три пошли на горку,
А четыре – к речке.
Девочка овечек
Сосчитать не может.
Кто из вас, ребята.
Девочке поможет?
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (Ответ учащихся: 3+4=7)

Четыре мяча у Саши
И столько же у Наташи.
Вы мячики все эти
Скорей считайте, дети! (Ответ учащихся: 4+4=8)

На полке восемь книг,
Толя взял одну из них.
Кто посчитал вмиг,
Сколько осталось на полке книг? (Ответ учащихся: 8-1=7)

III. Формирование темы учащимися (постановка проблемы)
1.Работа с числовым рядом.
-Ой, ребята, посмотрите, а у Незнайки что-то в руках. Давайте посмотрим.
На доске около Незнайки карточки с числами 1 2 3 4 5 6 7 8
- Ребята, Незнайка не знает в правильном ли порядке расположены числа? (Ответ учащихся: да)
- Прочитайте их в прямом порядке. (Ответ учащихся: 1 2 3 4 5 6 7 8)
- Прочитайте их в обратном порядке. (Ответ учащихся: 8 7 6 5 4 3 2 1)
- А сейчас Незнайка хочет поиграть с вами в игру «День-ночь».
Игра «День-ночь»
Педагог произносит слово «ночь», дети закрывают глаза. В это время педагог меняет карточки с числами местами. 3 8 1 6 4 2 7 5
Педагог произносит слово «день», дети открывают глаза.
- Ребята, восстановите ряд чисел. (Ответ учащихся: учащиеся меняют карточки с числами местами 1 2 3 4 5 6 7 8)
Педагог произносит слово «ночь», дети закрывают глаза. В это время на доске появляются карточки с числами 1 2 3 4 5 6 7 8?
Педагог произносит слово «день», дети открывают глаза.
- Ребята, что новое появилось? (Ответ учащихся: появился вопросительный знак)
- Какой вопрос Незнайка вам хочет задать? (Ответ учащихся: какое число будет следовать за числом 8?)
- Как вы думаете, какова будет тема нашего занятия? (Ответ учащихся: число и цифра 9)

IV. Постановка учащимися задач занятия.
- Итак, ребята, какую цель поставим перед собой и Незнайкой? (Ответ учащихся: познакомиться, как образуется число 9, научиться правильно писать цифру 9).

V. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания.

1. Дети хором произносят стихотворение.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я берусь!

2. Решение примеров в тетрадях.
- Давайте покажем Незнайке, как мы решаем примеры и научим его. Вместо звездочек напишите пропущенные числа
3+ *= 4 *+ 1=5 *+ 1=6
2+1= * 6+1=* 7+ *= 8
Ответ учащихся: 3+1=4 4+1=5 5+1=6
2+1=3 6+1=7 7+1=8
3.Работа в парах.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга решение примеров.
-Ребята, Незнайка спрашивает: Какое же число получится, если к 8 прибавить 1 (Ответ учащихся: получаем следующее за ним число)
- Ребята, так как же мы можем получить число 9? (Ответ учащихся: если к числу 8 прибавим 1).
- А как еще мы можем получить число 9? (Ответ учащихся: 7+2, 6+3, 5+4, 4+5)
- Мы узнали новое число 9, узнали, как оно образуется.
- При помощи чего мы будем обозначать число 9 на письме? (Ответ учащихся: при помощи цифры 9)
- Давайте оживим цифру 9.
- На что она похожа? (Ответ учащихся: перевёрнутую цифру 6)
Педагог произносит стихотворение С. Маршака:
Цифра девять иль девятка-
Цирковая акробатка.
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.


4. Показ и объяснение написания цифры 9 педагогом.
- Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшого овала и большого правого полуовала. Начинаем писать овал немного ниже вершины правого верхнего угла клетки. Закругляем, ведём вниз до середины клетки. Опять закругляем и ведём вверх, касаясь верхней стороны клетки. Закругляем, ведём к началу овала и затем ведём вниз; закругляем на середине нижней стороны клетки, закругляем влево чуть выше нижней стороны клетки.

VI. Физминутка.
Влево ножку, вправо ножку
Незнайка пляшет под гармошку.
То присядет, то привстанет
И нисколько не устанет (движения по тексту).

VII. Систематизация и повторение.
1.Работа в рабочих тетрадях стр. 18 выполняют самостоятельно.
-Обведите по пунктирам цифру 9 в больших клеточках, потом – в средних и в маленьких.
2. Работа в рабочих тетрадях с.18 выполняют с комментированием.
В каждой строчке вписывают пропущенные числа.
3. Работа в рабочих тетрадях с.19 выполняют самостоятельно.
- заполнить домики «Состав чисел» 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
4.Работа в парах.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, правильно ли заполнены домики.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на занятии.
1.Графический диктант.
- Ребята, Незнайка приготовил для вас графический диктант. Отступите 4 клетки сверху и 5 клеток от левого края. Поставьте точку и начинайте рисовать.
2 клетки влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 3 клетки вниз, 1 клетку вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку вправо, 1 клетку вниз,
1 клетку вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 3 клетки вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх,
2 клетки влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх.
- Что у вас получилось? (Ответ учащихся: сердечко)

- Ребята, Незнайка вот этим показывает, что он вас любит и благодарен за сегодняшнее занятие. Вы хорошо справились со всеми заданиями на занятии. Надеюсь, что наш сказочный герой Незнайка, как и вы, станет прилежным учеником.
- Я хотела бы, чтобы вы раскрасили сердечко.
1. Если вы усвоили тему занятия, и оно было интересным, то раскашиваем в Красный цвет.
2. Если у вас возникли затруднения, но занятие понравилось – в Зеленый.
3. Если не получилось, нужно еще потренироваться, то в Желтый цвет.


Список использованной литературы:

1. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика.- Москва: Просвещение, 2014.
2. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Рабочая тетрадь.- Москва: Просвещение, 2014.
3.Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н.Занимательная математика.-Донецк: БАО, 1998.
3. Круглов Ю.Т. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. -Москва: Просвещение, 1990.
4.Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей.- Москва: Детская литература, 1987.


15