Конспект урока Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число


Конспект открытого урока математики,
проведенного в 6 классе ГБОУ школы № 8 г. Ейска
на тему «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число»
Учитель : Ванюкова Ксения Владимировна.
Цели:
Образовательная: повторить понятия «умножение и деление», вспомнить названия компонентов умножения и деления, учить письменному умножению и делению многозначных чисел на однозначное, совершенствовать вычислительные навыки, совершенствовать умение работать с интерактивной доской, продолжить формирование умения решать задачи.
Коррекционно – развивающая: корригировать мыслительные процессы: память, внимание, речь; развивать аналитико – синтетическое мышление, добиваться восприятия материала, побуждать к оречевлению своих действий.
Воспитательная: показать практическую значимость письменного умножения и деления, воспитывать интерес к предмету, формировать мотивацию к обучению, культуру поведения, аккуратность при письме.
Оборудование: мультимедийная презентация, интерактивная доска, раздаточный материал.
Тип урока: закрепление.
Этап урока Ход урока Индивидуально – дифференцированный подход
Организационный момент Проверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку. Постановка целей Сегодня у нас урок не такой как всегда - на нашем уроке присутствуют гости. (Приветствие) Актуализация знаний
- Откройте тетради, запишите число – 15.04. Классная работа.
- Тема нашего урока зашифрована. Чтобы ее разгадать, нужно правильно справиться с моими заданиями.
(Повторение таблицы умножения и деления. Фронтальный опрос.) 5 ∙ 8 = 40 45 : 9 = 5
3 ∙ 4 = 12 24 : 6 = 4
6 ∙ 7 = 42 32 : 4 = 8
9 ∙ 3 = 27 25 : 5 = 5
8 ∙ 6 = 48 56 : 8 = 7
2 ∙ 9 = 18 21 : 7 = 3
9 ∙ 4 = 36 81 : 9 = 9
6 ∙ 5 = 30 24 : 8 = 3
у м н о ж е н и е
и
д е л е н и е
м н о г о з н а ч н ы х
ч и с е л
- Что значит умножить? (увеличить в несколько раз)
- Что значит разделить? (уменьшить в несколько раз)
- Ребята, какие числа называются многозначными? (Числа, в записи которых 3 и более цифр)
- Сейчас я расскажу вам историю про одного мальчика, а ваша задача слушать внимательно и в тетради через запятую записывать все услышанные вами числа.
Вася родился в 1998 году. Когда ему было 7 лет, он пошел в 1 класс. Уже 2013 год и Вася заканчивает 8 класс. Он учится только на 5 и 4. Вася всегда делает уроки, участвует в художественной самодеятельности и посещает 3 кружка. Казалось бы, у него 1000 дел, но он все успевает!!! Васин портрет весит на доске почета, и он торжественно объявлен гордостью школы № 459. Вася – пример для подражания!
- Назовите числа, которые вы записали
(1998, 7, 1, 2013, 8, 5, 4, 3, 1000, 459)
- Подчеркните многозначные числа.
- Сегодня мы продолжаем учиться умножать и делить многозначные числа на однозначное число. Вспомним компоненты этих действий.
- Как называется число, которое мы делим? (делимое)
- Как называется число, на которое мы делим? (делитель)
- Результат деления? (частное)
- Назовите действие, обратное делению (умножение)
- Вспомните компоненты умножения (Множитель, множитель, произведение)Следить за посадкой Корнюшкина А.
Шик С., Волкова Н. – добиваться правильного чтения примеров.
Алимский В. Петухова О. – исправление допущенных одноклассниками ошибок.
Кучма А. – чтение темы урока
Алимский, Шик, Волкова – добиваться развернутых ответов
Кучма А. – правильно назвать все записанные числа.
Петухова О. – назвать многозначные числа.
Петухова О., Корнюшкин А., Волкова – правильно называть компоненты действий.
Шик А. – исправление ошибок.
Этап формирования умений и навыков
ФизминуткаВспомним, как выполняется умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. Прочитайте пример:
7 812 : 4 ∙ 3
- Сколько действий в данном примере? (2 действия)
- Как будем их выполнять? (по порядку)

1 действие
Выделяем первое неполное делимое – 7
7 : 4. Берем 4 один раз.
Один записываем в частное.
4 ∙ 1 = 4, записываем под 7.
7 – 4 = 3. Остаток меньше делителя.
Сносим 8. Получаем второе неполное делимое 38.
38 : 4. Берем 4 девять раз.
9 записываем в частное.
4 ∙ 9 = 36. Записываем под 38.
38 – 36 = 2. Остаток меньше делителя.
Сносим 1. Получаем третье неполное делимое 21.
21 : 4. Берем 4 пять раз.
5 записываем в частное.
4 ∙ 5 = 20. Записываем под 21.
21 – 20 = 1. Остаток меньше делителя.
Сносим 2. Получаем четвертое неполное делимое 12.
12 : 4. Берем 4 три раза.
Три записываем в частное.
4 ∙ 3 = 12. Записываем под 12.
12 – 12 = 0 Пример решен.
2 действие
Умножаем на единицы. 3 ∙ 3 = 9. Записываем под единицами. переходим к следующему разряду.
Умножаем на десятки. 3 ∙ 5 = 15. 5 - пишем, 1 – запоминаем. Переходим к следующему разряду.
Умножаем на сотни. 9 ∙ 3 = 27 и еще 1 , получится 28. 8 – пишем, 2 – запоминаем. Переходим к следующему разряду.
Умножаем на единицы тысяч. 1 ∙ 3 = 3 и еще 2, получится 5.
Читаем ответ.
(физминутка)
Ребята, для каждого из вас я подготовила специальное задание, вот конверты для вас:
Алимский В.
7 050 : 5 ∙ 9
1548 ∙ 5 : 3
6 300 : 5 ∙ 8
8 670 : 3 ∙ 5
Корнюшкин С., Волкова Н.
9 612 : 2 ∙ 4
3 684 : 4 ∙ 3
Кучма А., Шик С.
8642 : 2 ∙ 3
3996 : 3 ∙ 4
Петухова О.
6 573 : 7 ∙ 5
1 548 ∙ 5 : 3
Работа с учебником. стр. 165 № 655.
С одного участка собрали 1 350 кг клубники, а с другого – в 2 раза больше, чем с первого, а с третьего участка – в 3 раза меньше, чем со второго. Сколько килограммов клубники собрали с 3х участков?
- О чем эта задача?
- Какие слова возьмем для краткой записи?
- Известно ли сколько килограммов клубники собрали с первого участка?
- Куда запишем?
- Известно ли сколько килограммов клубники собрали со второго участка?
- Но что об этом сказано?
- Куда запишем?
- Известно ли сколько килограммов клубники собрали с третьего участка?
- Но что об этом сказано?
- Куда запишем?
- Что спрашивается в задаче?
-Как обозначим?
- Повторите задачу по краткой записи.
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?
- Почему?
- А можем ли мы это узнать?
- Каким действием?
- Почему?
- Что узнаем дальше?
- Каким действием?
- Почему?
- Что узнаем теперь?
- Каким действием?
- Сколько будет слагаемых?
- почему?
- Ответили ли мы на вопрос задачи?
- Сколько действий в задаче?
- Что узнаем 1 действием?
- Что узнаем 2 действием?
- Что узнаем 3 действием?
- Запишите решение.
Коллективное обсуждение решения.
Добиваться от учащихся развернутого обьяснения решения.
Петухова О. – исправление ошибок.
Самостоятельно в тетради по карточке 1 уровня.
Работа по карточке 2 уровня
Работа по карточке 3 уровня
Алимский В. проверяет решение
Работа у доски по карточке 1 уровня
Шик С. – прочитать задачу.
Коллективный анализ задачи и составление краткой записи.
Добиваться у учащихся полного объяснения своих действий.
Алимский В. у доски.
Рефлексия Если больше раз так в пять,
Числа будем... (умножать)
Если меньше, стало быть,
Числа будем мы... (делить)
- Какие действия мы выполняли на уроке? (умножение и деление)
- Назовите компоненты умножения.
- Назовите компоненты деления.
Дополнительное задание: перед вами таблица, в которую внесены буквы. найдите в ней компоненты умножения и деления. Они могут располагаться вертикально и горизонтально.

- Что вам понравилось на уроке?
- Что было трудным?
Выставление отметок. Добиваться развернутых ответов.
Шик – исправление ошибок.
Д/з Стр. 209 № 883, 876
Работа по карточкам. 1 уровень: Петухова, Алимский2 уровень: Корнюшкин, Волкова
3 уровень: Кучма, Шик