Сценарий урока по математике Решение задач и примеров в пределах 100

Сценарий урока
Автор: Сулимова Лидия Михайловна
Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» рабочего поселка Кропачево
Предмет: математика
Тема: «Решение задач и примеров в пределах 100».
Класс: 2
Учебно-методическое обеспечение: учебник 2 класса (часть 2) М. И. Моро, рабочие тетради, поурочные разработки по математике к УМК М. И. Моро и др.
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: обобщение полученных знаний, умений и навыков учащихся при решении задач и примеров в пределах 100.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить умения применять переместительное свойство умножения; отработать умения решать задачи на конкретный смысл умножения; повторить компоненты сложения и вычитания при решении уравнений.
Развивающие: развивать наблюдательность и умение рассуждать; развивать математические способности, логическое мышление, внимание и интерес к предмету через игру.
Воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки с математическими заданиями, сердечки для оценивания урока.
План проведения урока:
Этапы урока
Временная реализация

Организационный момент
1 мин.

Сообщение темы и цели урока.
1 мин.

Устный счёт
10 мин.

Работа по теме урока. Актуализация опорных знаний.
20 мин.

Закрепление опорных знаний.
10 мин.

Итог урока. Рефлексия.
2 мин.

Домашнее задание
1 мин.


Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать.
Поприветствуем гостей,
И начнём играть скорей.
Сообщение темы и цели урока.
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказке. Путешествие далёкое, интересное, но опасное. Вместе со сказочными героями мы закрепим полученные знания об умножении, порешаем примеры и задачи. Поэтому в это путешествие берём самых смелых, дружных, находчивых и сообразительных ребят. А среди вас есть такие? Это мы сейчас проверим.
Устный счёт.
В некотором царстве, в Тридесятом государстве жили – были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив первое задание.
найди «лишнее» число: 35, 73, 33, 40, 13, 23
- Почему оно лишнее? Докажите.
(это круглое число; во всех числах есть и количество единиц.
И количество десятков, а в этом числе – 0 единиц)
расположите числа в порядке убывания; 73, 35, 33, 23, 13.
Теперь перевернём карточки и узнаем, кто похитил Василису.
К О Щ Е Й
Иван-царевич отправился в путь. Но его уже поджидает змей Горыныч, посланный Кощеем. Нужно сразиться со змеем, и победить его три головы.


Групповая работа (по карточкам)
1-ый ряд 2-ой ряд 3-ий ряд
38+2 65+5 28+2
46-4 87-3 39-6
46+40 87+10 39-30
82+8 56+6 76-4
100-20 50+30 90-40
75-5 91-90 83-3
59-30 36-2 49-3
59-3 36-20 49-30

- Молодцы! Вы дружно и быстро сразились со змеем и помогли Ивану-царевичу. Поэтому дальше ему будет указывать дорогу – волшебный клубочек. Но для того, чтобы клубочек указал правильную дорогу, их надо посчитать разными способами.
Физминутка

IV.Работа по теме урока. Актуализация опорных знаний.

1.Работа в тетрадях

Я тетрадь свою открою
Уголочком положу,
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запишите сегодняшнее число и классная работа.
Каллиграфическая минутка.
- Какая цифра спряталась в орнаменте? (это цифра два)
Пропишем её следующим образом: 22 2 22 2 22 2
- Нарисуйте 3 ряда по 6 клубочков.

·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
- Посчитайте, сколько всего клубков? (18)
- Как записать решение, разными способами?
(3
·6=18 или 6
·3=18)
- Как вы думаете, а какое решение верное? (два решения являются верными)
- Докажите, что оба решения верны.
(клубочки можно посчитать по строчкам – по 6 взять 3 раза, а можно столбиками – по 3 взять 6 раз)
- Верно. Каким свойством умножения мы воспользовались? (переместительным)
- Как звучит это свойство? (от перестановки множителей произведение не меняется)

Вот волшебный клубочек привёл Ивана-царевича на распутье. На придорожном камне надпись: «Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький!»
- Возникла проблема, а по какой же дороге отправиться Ивану?
- А что мы видим на дорогах? (уравнения)
- Какие компоненты неизвестны и как же их найти?
(в левом уравнении неизвестно – вычитаемое: надо из уменьшаемого вычесть разность; в среднем неизвестно – первое слагаемое: надо из суммы вычесть второе слагаемое; в правом неизвестно – уменьшаемое – надо к разности прибавить вычитаемое)
Решите уравнения в тетради и укажите верную дорогу Ивану-царевичу.
Левое: 14-y=6
Среднее: x+8=20
Правое: x-8=15
(надо идти по средней дороге, так как в среднем уравнении результат равен 12, в левом – результат равен 8, а в правом равен 23)
Ребята, вы победили змея Горыныча, а он охранял сундук, в котором находится меч для Ивана-царевича. Но сундук крепко заперт тремя замками. А замки непростые – на каждом выражения. Как можно иначе назвать эти выражения? (эти выражения можно назвать равенства)
Замки откроются, если мы подберём нужный ключ.
Работа в парах.
7
·2=2
· 3
·5=
·3 2
·9=9
·
9
·=7
·9 7
·5=
·7
·1=1
·2
Молодцы! Меч в руках Ивана, путь в царство Кощея свободен!
Физминутка
- Ну, вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Ивана-царевича такими словами: «Раз ты смог до меня добраться, выполни мои задания, и Василиса твоя. Если не выполнишь, голова с плеч!
V. Закрепление опорных знаний.
Вот первое задание: В моём саду растут волшебные яблони с золотыми и серебряными яблочками. На каждой из трёх золотых яблонь растёт по 4 яблока, а на каждой из четырёх серебряных растёт по 3 яблока. Узнай, сколько яблок растёт на золотых и серебряных яблонях? Сравни полученные выражения. Сравни их значения.
Решение: (3
·4=4
·3=12 (яб.) – выражения одинаковые, из-за одинаковых значений выражений, а отличаются перестановкой слагаемых самостоятельное решение задачи, а один у доски (самопроверка)

Вот второе задание: Самостоятельная работа по учебнику с.49 №6 (по вариантам)
1в. – первая строка
2в. – вторая строка
Фронтальная проверка:
1в. – 84, 88, 9 (Какой самый маленький ответ? В каком ответе одинаковое количество десятков и единиц? Какой ответ содержит десятков больше, чем единиц?)
2в.- 60, 3, 0 (В каком ответе – круглое число? В каком ответе самое маленькое число?)
- Ну, Иван, забирай Василису – сказал Кощей. Только сначала скажи, из каких геометрических фигур состоит мой замок и сколько их? (на слайде)
(Появляется Василиса) Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
За то, что Ивану, все вы пригодились!
VI. Итог урока. Рефлексия.
У вас на партах лежат сердечки трёх цветов (красное, зелёное и синее). Оцените урок.
Кому урок не понравился – поднимите синее сердечко.
Кому урок понравился – поднимите зелёное сердечко.
Кому урок очень понравился – поднимите красное сердечко.
Оценка работы учеников (выставление оценок)
VII. Домашнее задание.
(запись на доске – задания по рабочим тетрадям на печатной основе)

Список используемой литературы:
Волина В. В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М.1993
Ермолаева И. А. Школьная доска. [ www документ] – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Жикалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя. – М.,1987
Кульневич С.В., Лаконценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – М., 2002
Лазутина В.Ф. Устный счёт с улыбкой. – М. 1994
Савинова С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. – Волгоград - 2002
Шевляк И. А. Карандашик. [ www документ] – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] источник картинки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
p://womenschool.ucoz.ru/news/s_dnjom_uchitelja/2010-10-03-4015
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



















15