Конспект урока по математике на тему: « Решение примеров и задач в пределах 100».


Конспект урока математики в 4 «А» классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната YIII вида.
Учитель Бухтанова Светлана Викторовна.
Тема: « Решение примеров и задач в пределах 100».
Цель: закрепить умения учащихся решать задачи и примеры в пределах 100.
Задачи: совершенствовать умения и навыки вычислительных действий в пределах
100; повторить названия компонентов арифметических действий; названия
геометрических фигур
коррекция и развитие познавательной деятельности (логического
мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия)
воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся.
Тип урока: урок коррекции и закрепления изученного материала.
Форма урока: урок – путешествие.
Методы и приёмы: словесные
наглядные
практические
Оборудование: изображения персонажей из произведения К. Успенского
« Простоквашено»; иллюстрации фермы, зоопарка, банка,
мастерская художника; карточки с текстом задачи, с примерами;
аудиозапись с голосами животных, звуками города; школьные
принадлежности для урока математики; карточки для работы с
детьми, имеющих диагноз F 71.
Ход урока
Организационный момент:
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
На экскурсию отправимся смело,
В мир примеров и сложных задач.
Сегодня, ребята у нас необычный урок, мы с вами отправимся на экскурсию, а я буду у вас не просто учителем, а учителем – экскурсоводом. Во время экскурсии мы с вами будем решать примеры и задачи в пределах 100, повторим названия компонентов всех арифметических действий и поиграем с геометрическими фигурами.
Все вы помните село Простоквашино с его обитателями, но время шло село расстроилось, разрослось и превратилось в город Простоквашинск. Мы с вами побываем в этом городе, познакомимся с его жителями и узнаем, чем они занимаются. Отправимся на вот этом поезде, сели все правильно и в путь, а чтобы в дороге не было нам скучно, выполним следующие задания.
Устный счёт:
Подобрать нужные названия Ребята, вы знаете, что поезд
компонентов к действию состоит из вагонов, номера
(работа в парах) вагонов я выписала в числовой ряд
-посчитаем, сколько их(от 1 до 10)
-Какое самое маленькое число?
-Какое самое большое число?
-Назовите соседей чисел: 4, 7, 9.
Актуализация опорных знаний и умений:
1)Устно решить примеры, назы- -Составить из чисел, которые на
вая компоненты: партах, такой же числовой ряд.
51+7=58 12:2=6
3х6=18 42+14=56
78-23=55 4х5=20
Выработка умений применять и переносить стержневые знания
в новые условия:
Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями, наша экскурсия
продолжается и перед нами посмотрите, показалась ферма кота
Матроскина, сделаем остановку. Ферма находится не доезжая города
Простоквашинска.
Дети, кот Матроскин – фермер, он занимается разведением домашних
животных. У него на ферме живут коровы и телята. И он предлагает
нам решить задачу о его любимых животных.
Но прежде дадим «волшебную установку» для нашей ручки и сделаем
гимнастику для пальчиков:
Ручка, мы с тобой друзья!
Нам на «три» никак нельзя,
Постараемся опять
И напишем всё на «пять»!
Решение задачи:
/текст задачи у каждого ученика на парте/ Дети F-71 выполняют
задания в тетрадях.
Коров у Матроскина было 45 голов, а телят в 9 раз меньше.
Сколько голов коров и телят было на ферме у кота Матроскина?
Составление краткого условия задачи и её решение.
К. – 45г.
Т. - ? г., в 9 раз меньше, чем ? г.
Решение
45:9=5 (г.) - телят
45+5=50(г.)
Ответ. 50 голов коров и телят.
Решение примеров:
Отправляемся дальше, въезжаем в город Простоквашинск, посмотрите какой большой и красивый город. Совершаем в нём остановку и идём по нему на экскурсию. Что мы видим? (Мы видим зоопарк?) Правильно, ребята, это зоопарк Шарика. Шарик приветствует нас и просит ответить на несколько вопросов про его животных. Но для этого надо решить примеры, верно решённые примеры, помогут правильно ответить на вопросы.
Дети F - 71собирают
пазлы с изображением
животных.
а) Какое животное любит водные процедуры?
тигр - 20
70+20=90 слон - 90
обезьяна - 80
б) Какой зверёк самый чистоплотный?
лиса - 10
80-50=60 ёж - 30
барсук - 60
в) Какое животное может обходиться без пищи несколько дней?
жираф - 10
20+80=100 верблюд - 100
носорог – 50
Физминутка:
Дорога не тропинка,
Дорога не канава.
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Ты налево повернись,
Другу рядом улыбнись.
Топни правою ногой
Раз, два, три.
Покачай головой
Раз, два, три.
Руки вверх ты подними
И похлопай
Раз, два, три.
Самостоятельная работа:
А теперь пройдём к следующему зданию. Это банк, в котором хозяин дядя Фёдор. Банк – сердце любого делового города. Надёжно защищённое место, где хранятся деньги. Дядя Фёдор просит вас правильно заполнить счета в банке.
(выдать каждому ученику счёт, проверить работу с паз
на котором тот выполняет зада лами, количество пазл
ние – решение примеров и сравне записать цифрой
ние чисел и выражений – карточки
по группам)
I группа II группа III группа
6х4 3х8 8х5 5х8 12 84
45:5 72:8 63 59
32+36:6 28-7х2 58-8х3
(45+11):7 (64-0):8
Работа с геометрическим материалом:
Перед начало нашей экскурсией почтальон Печкин передал мне телеграмму, в которой приглашение от художника в гости, к себе в мастерскую. Но адрес, ребята, указан не полный, есть названия города «Простоквашинск», улицы «Центральная», а вот номера дома, где находится мастерская художника нет. Номер скрыт в числе, в котором 7 дес. 2 ед. Назовите номер дома.
Художник просит вас поиграть в игру: «Верно, не верно»
Верно, что у треугольника 4 угла?
Верно, что это квадрат?
Верно, что в окружности находится отрезок?
Верно, что прямоугольник зелёного цвета?
Итог
На этом наша познавательная и увлекательная экскурсия подошла к
концу. Я благодарю вас, ребята, за активную работу, за правильные
ответы и выполненные задания. Скажите, чем мы занимались на уроке?
Каких героев мы встретили во время нашей экскурсии? Сегодня мне
очень понравилось, как вы работали на уроке (комментирование
оценок).
Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу и подумайте, как хорошо,
что мы сегодня все вместе. Вдохните в себя свежесть и чистоту
весеннего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного
отношения друг к другу. И хочу подарить вам свою улыбку. На
обратной стороне вы увидите домашнее задание.
Домашнее задание: Стр.169, примеры 38 (2 столбика).
Коров у Матроскина было 10 голов, а телят на 4 головы
меньше. Сколько голов коров и телят было на ферме у кота
Матроскина?
Коров у Матроскина было 10 голов, а телят на 4 головы
меньше. Сколько голов коров и телят было на ферме у кота
Матроскина?
Коров у Матроскина было 10 голов, а телят на 4 головы
меньше. Сколько голов коров и телят было на ферме у кота
Матроскина?
Коров у Матроскина было 10 голов, а телят на 4 головы
меньше. Сколько голов коров и телят было на ферме у кота
Матроскина?
Коров у Матроскина было 10 голов, а телят на 4 головы
меньше. Сколько голов коров и телят было на ферме у кота
Матроскина?
Коров у Матроскина было 10 голов, а телят на 4 головы
меньше. Сколько голов коров и телят было на ферме у кота
Матроскина?
Коров у Матроскина было 45 голов, а телят в 9 раз меньше.
Сколько голов коров и телят было на ферме у кота Матроскина?
Коров у Матроскина было 45 голов, а телят в 9 раз меньше.
Сколько голов коров и телят было на ферме у кота Матроскина?
Коров у Матроскина было 45 голов, а телят в 9 раз меньше.
Сколько голов коров и телят было на ферме у кота Матроскина?
Коров у Матроскина было 45 голов, а телят в 9 раз меньше.
Сколько голов коров и телят было на ферме у кота Матроскина?
К. – 10г.
Т. - ? г., на 4 г.меньше, чем ? г.
К. – 10г.
Т. - ? г., на 4 г. меньше, чем ? г.
Физминутка:
Дорога не тропинка,
Дорога не канава.
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Ты налево повернись,
Другу рядом улыбнись.
Топни правою ногой
Раз, два, три.
Покачай головой
Раз, два, три.
Руки вверх ты подними
И похлопай
Раз, два, три.
уменьшаемое
вычитаемое остаток
1 –ое слагаемое
2 – ое слагаемое
сумма

1 –ый множитель
2 –ой множитель
произведение

Конспект урока математики во 2 «Б» классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната YIII вида.
Учитель Бухтанова Светлана Викторовна.
Тема: «Число 19. Место в числовом ряду. Сравнение чисел».
Цель: закрепить умения учащихся называть, записывать, распознавать,
сравнивать и находить число в числовом ряду, решать задачи и примеры в
пределах 19.
Задачи: совершенствовать умения и навыки вычислительных действий в пределах
19; повторить названия компонентов арифметических действий; названия
геометрических фигур
коррекция и развитие познавательной деятельности (логического
мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия)
воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся.
Тип урока: урок коррекции и закрепления изученного материала.
Форма урока: традиционный.
Методы и приёмы: словесные
наглядные
практические
Оборудование: ёлка, новогодние игрушки, карточки с заданиями для
самостоятельной работы; школьные принадлежности для урока
математики.
Ход урока
Организационный момент: (психологический настрой)
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Вы на парты поглядите,
Всё в порядок приведите.
А теперь тихонько сели
И на доску посмотрели.
Устный счёт:
Коррекционное упражнение: (с геометрическими фигурами, поменять местами, убрать фигуру – что изменилось)
Скажите, ребята, а какой праздник скоро наступит?
На какую геометрическую фигуру в основном похожи ёлочные игрушки? (круг)
Класс мы уже с вами украсили, а ёлочку нет. Вот сегодня на уроке мы будем её украшать. Каждая повешенная игрушка- это наше выполненное задание.
А будем мы с вами решать примеры и задачи с числами второго десятка.
- С каким числом мы вчера с вами познакомились?
- Разложите это число на разрядные единицы. (1дес. 9ед.)
- Какое это число? (двузначное) –Почему? (записано с помощью 2 цифр)
1. Счёт от 1до 19; от 11до 19; от 19до 1.
2. Назвать соседей чисел: 13, 18, 16, 14.
3. Переложить игрушки, пересчитывая их, в коробку (Емельянов Н.).
повесить игрушку
Актуализация опорных знаний и умений:
А сейчас открываем тетради, надо записать число и прописать цифру. Но прежде дадим «волшебную установку» для нашей ручки и сделаем гимнастику для пальчиков:
Ручка, мы с тобой друзья!
Нам на «три» никак нельзя,
Постараемся опять
И напишем всё на «пять»!
Решение примеров (запись по названиям компонентов)
11+8=19 17- 5=12
19- 6=13 19+0=19
повесить игрушку
Физминутка
1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!Валенки наденем, шапку,Шарф завязан?Всё в порядке!Раз – присесть, Два – наклониться,Три – снежок лепи,На четыре и на пять,Начинай снежки бросать!
Выработка умений применять и переносить стержневые знания
в новые условия:
Решить задачу: (написана на доске)
Принесли 19 игрушек, 2 игрушки повесили на ёлку. Сколько игрушек
осталось в коробке?
(разбор задачи, выделение главных слов)
Принесли – 19иг.Емельянову– карточка.
Повесили - 2 иг.Калашникова– раскраши
Осталось - ? иг.вает игрушку.
Решение
19 – 2=17 (иг.)
Ответ. 17 игрушек осталось в коробке.
повесить игрушку
Гимнастика для глаз
Найти глазами цифру 12, 18,11,16,14,13.
Самостоятельная работа (сравнение чисел и выражений):
(на новогодних игрушках)
1 группа 2 группа3 группа
19 * 1216 * 1911 12 . 14 15 . 17 . 19
15 * 918 * 143 * 6
14 * 1111 * 179 * 2
19+0 * 14+515 * 6
Калашникова Е. (на доске игрушка с заданием)
19 * 14
16 * 11
13+6 * 19+0
повесить игрушку
Работа с геометрическим материалом:
Длина первого отрезка 19 см, а длина второго на 9см меньше. Начертить второй отрезок.
19см – 9см =10см
повесить игрушку
Итог:
На этом наш урок подошёл к концу.
Я благодарю вас, ребята, за активную работу, правильные
ответы и выполненные задания. Скажите, чем мы занимались на уроке?
Сегодня мне очень понравилось, как вы работали на уроке (коментиро-
ние оценок).
Домашнее задание: Стр.161, №247 – 1,2 группы, 2 стол. – 3 группа.
Ребята, домашнее задание у вас находится на конфетах, надо решить
такие же примеры, какие решали в классе. А теперь, чтобы настроение
у вас в преддверьях праздника было хорошим, радостным, украсим
нашу ёлочку остальными игрушками. Вот и произошло чудо, в моём
мешочке появились настоящие конфеты. Дед Мороз решил, что вы
заслужили небольшой сладкий приз.

19 * 12
15 * 9
14 * 11
19+0 * 14+5
19 * 12
15 * 9
14 * 11
19+0 * 14+5
19 * 12
15 * 9
14 * 11
19+0 * 14+5
Конспект урока математики во 2 «Б» классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната YIII вида.
Учитель Бухтанова Светлана Викторовна.
Тема: « Решение примеров и задач в пределах 20».
Цель: закрепить умения учащихся решать задачи и примеры в пределах 20.
Задачи: совершенствовать умения и навыки вычислительных действий в пределах
20; повторить названия компонентов арифметических действий; названия
геометрических фигур
коррекция и развитие познавательной деятельности (логического
мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия)
воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся.
Тип урока: урок коррекции и закрепления изученного материала.
Форма урока: урок – игра ( путешествие).
Методы и приёмы: словесные
наглядные
практические
Оборудование: изображения персонажей из произведения К. Успенского
« Простоквашено»; иллюстрации фермы, зоопарка, банка,
мастерская художника; карточки с текстом задачи, с примерами;
аудиозапись с голосами животных, звуками города; школьные
принадлежности для урока математики; карточки для работы с
детьми III группы.
Ход урока
Организационный момент:
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
На экскурсию отправимся смело,
В мир примеров и сложных задач.
Сегодня, ребята у нас необычный урок, мы с вами отправимся на экскурсию, а я буду у вас не просто учителем, а учителем – экскурсоводом. Во время экскурсии мы с вами будем решать примеры и задачи в пределах 20, повторим названия компонентов арифметических действий сложения и вычитания, поработаем с геометрическими фигурами.
Все вы помните село Простоквашино с его обитателями, но время шло село расстроилось, разрослось и превратилось в город Простоквашинск. Мы с вами побываем в этом городе, познакомимся с его жителями и узнаем, чем они занимаются. Отправимся на вот этом поезде, сели все поудобнее и в путь, а чтобы в дороге не было нам скучно, выполним следующие задания.
Устный счёт:
Подобрать нужные названия Ребята, вы знаете, что поезд
действий и компонентов к действию состоит из вагонов,
номера
(работа в парах) вагонов я выписала в числовой ряд
-посчитаем, сколько их(от 1 до 15)
-Какое самое маленькое число?
-Какое самое большое число?
-Назовите соседей чисел: 4, 9, 13.
Актуализация опорных знаний и умений:
1)Устно решить примеры, назы- -Записать чисел в тетрадь.
вая компоненты:
11 + 7=18 2 + 10=12
9 - 6=3 17- 4=13
15 - 5=10 0 + 20=20
Выработка умений применять и переносить стержневые знания
в новые условия:
Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями, наша экскурсия
продолжается и перед нами посмотрите, показалась ферма кота
Матроскина, сделаем остановку. Ферма находится не доезжая города
Простоквашинска.
Дети, кот Матроскин – фермер, он занимается разведением домашних
животных. У него на ферме живут коровы и телята. И он предлагает
нам решить задачу о его любимых животных.
Но прежде дадим «волшебную установку» для нашей ручки и сделаем
гимнастику для пальчиков:
Ручка, мы с тобой друзья!
Нам на «три» никак нельзя,
Постараемся опять
И напишем всё на «пять»!
Решение задачи:
/текст задачи у каждого ученика на парте/ У детей III группы
(Е .Н.- задача в 1 дейст-
вие, готовое условие).
Коров у Матроскина было 10 голов, а телят на 4 головы меньше.
Сколько голов коров и телят было на ферме у кота Матроскина?
Составление краткого условия задачи и её решение.
К. – 10г.
Т. - ? г., на 4 г. меньше, чем ? г.
Решение
10 - 4=6 (г.) - телят
10+6=16(г.)
Ответ. 16 голов коров и телят.
Решение примеров:
Отправляемся дальше, въезжаем в город Простоквашинск, посмотрите какой большой и красивый город. Совершаем в нём остановку и идём по нему на экскурсию. Что мы видим? (Мы видим зоопарк?) Правильно, ребята, это зоопарк Шарика. Шарик приветствует нас и просит ответить на несколько вопросов про его животных. Но для этого надо решить примеры, верно решённые примеры, помогут правильно ответить на вопросы.

а) Какое животное любит водные процедуры?
тигр - 20
13+6=19 слон - 19
обезьяна - 8
б) Какой зверёк самый чистоплотный?
лиса - 10
20-14=6 ёж - 17
барсук - 6
в) Какое животное может обходиться без пищи несколько дней?
жираф - 15
8+5=13 верблюд - 13
носорог – 3
Физминутка:
Дорога не тропинка,
Дорога не канава.
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Ты налево повернись,
Другу рядом улыбнись.
Топни правою ногой
Раз, два, три.
Покачай головой
Раз, два, три.
Руки вверх ты подними
И похлопай
Раз, два, три.
Самостоятельная работа:
А теперь пройдём к следующему зданию. Это банк, в котором хозяин дядя Фёдор. Банк – сердце любого делового города. Надёжно защищённое место, где хранятся деньги. Дядя Фёдор просит вас правильно заполнить счета в банке.
(выдать каждому ученику счёт,
на котором тот выполняет зада
ние – решение примеров и сравне
ние чисел и выражений – карточки
по группам)
I группа II группа III группа
16 - 4 = 12 11 + 6 = 17 2 14
14 + 1 - 5 = 10 18 – 3 = 15 13 9
12 + 6 19 - 3 14 4 16 – 3 = 13
15 – 3 17 - 5 17 + 2 15 - 0
Работа с геометрическим материалом:
Перед началом нашей экскурсии почтальон Печкин передал мне телеграмму, в которой приглашение от художника в гости, к себе в мастерскую. Но адрес, ребята, указан не полный, есть названия города «Простоквашинск», улицы «Центральная», а вот номера дома, где находится мастерская художника нет. Давайте посмотрим вокруг и найдем дом с синей крышей, с номером 12, с зеленой, с номером 19. Ребята, я рассмотрела номер дома скрыт в числе, в котором 1 дес. 7 ед. Назовите номер дома. Какое число здесь лишнее? Почему?
Художник просит вас поиграть в игру: «Верно, не верно»
Верно, что у треугольника 4 угла?
Верно, что это квадрат?
Верно, что в окружности находится отрезок?
Верно, что прямоугольник зелёного цвета?
Итог
На этом наша познавательная и увлекательная экскурсия подошла к
концу. Я благодарю вас, ребята, за активную работу, за правильные
ответы и выполненные задания. Скажите, чем мы занимались на уроке?
Каких героев мы встретили во время нашей экскурсии? Сегодня мне
очень понравилось, как вы работали на уроке (комментирование
оценок).
Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу и подумайте, как хорошо,
что мы сегодня все вместе. Вдохните в себя свежесть и чистоту
весеннего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного
отношения друг к другу. И хочу подарить вам свою улыбку. На
обратной стороне вы увидите домашнее задание.
Домашнее задание: Стр. 194, примеры 77(2).
+ 7
9 - 6
15 - 5
2 + 10
17 - 4
0 + 20
сложение вычитание

сложение вычитание
сложение вычитание
сложение вычитание
уменьшаемое вычитаемое
уменьшаемое вычитаемое
уменьшаемое вычитаемое
уменьшаемое вычитаемое
остаток остаток
остаток остаток

сумма сумма
сумма сумма
1-ое слагаемое 1-ое слагаемое
1-ое слагаемое 1-ое слагаемое
2-ое слагаемое 2-ое слагаемое
2-ое слагаемое 2-ое слагаемое
+ + +
+ - -
- - -