Урок математики Решение примеров и задач на вычитание однозначного числа из 20

Предмет
Класс
УМК



Тема
Тема урока


Цели урока






Оборудование
Математика
2
Алышева Т.В. Математика. 2 класс. Учеб. для специальных (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. В 2 ч. Ч. 1 / Т.В. Алышева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 128.: ил.

Получение суммы 20, вычитание из 20

Решение примеров и задач на вычитание однозначного числа из 20

1. Закрепление вычислительных навыков при решении примеров и задач на вычитание однозначного числа из 20.
2. Коррекция операций мышления при решении задачи. Развитие памяти при повторении состава чисел в пределах 20, связной устной речи при объяснении вычислений.
3. Воспитание мотивации к обучению, эмоциональной адекватности поведения, аккуратности при выполнении письменной работы.

Макет погона для каждого ученика, звёздочки для воинских званий (вручаются за правильно выполненное задание), шифровки, карточки с дополнительными примерами для обучающихся 1 группы, макеты парашютов с числами, которые являются ответами к примерам.
На доске: примеры, текст задачи, шифровка, буквы на магнитах, таблица с погонами, на которой показано соответствие количества звёздочек определённому воинскому званию.


Ход урока
Этапы урока
Содержание

Действия участников
образовательного процесса

1. Организационный

Проверка готовности к уроку

Подготовительная беседа

Дежурные объявляют, какой и который по счету начинается урок.
Учитель: В этом году вся страна будет праздновать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Вы со своими родителями готовите материалы для Книги памяти про ваших прадедушек, которые одержали эту Великую Победу. Они были храбрыми солдатами.
А вы пока что маловаты,
Но вы в будущем – солдаты,
И сегодня мы проверим,
Кому Родину доверим.


2. Сообщение темы урока
Сообщение темы и задач урока






Выделение родов войск в армии
Учитель: Сегодня на уроке вы будете решать примеры и задачу на вычитание однозначного числа из 20. За каждое правильно выполненное задание вас будут повышать в звании – выдавать звезду на погон. Так вы можете дослужиться до звания генерала!
Учитель: В армии много родов войск. Кем может служить солдат?
Ученики: Солдат может служить танкистом, лётчиком, моряком, пограничником.

3. Гимнастика для глаз и рук
Проводит дежурный по своему выбору
Учитель: Нам нужно подготовить наши зоркие глаза и сильные руки!

4. Минутка
Чистописания
(разведчики)
Прописывание чисел по заданию (индивидуально)



За правильно выполненное задание даётся первая звезда, которая соответствует званию «лейтенант»
Учитель: Предлагаю побыть разведчиками и разведать территорию, т.е. тетрадь. Разведчики умеют добывать информацию по самым маленьким признакам. У каждого из вас в тетради написаны числа. Нужно красиво прописать своё число столько раз, сколько в этом числе единиц.

3. Устный счет
Повторение десятичного состава двузначных чисел в пределах 20 и приемов вычитания из двузначного числа нескольких единиц, десятка






По сигналу учителя дети берут карточку и называют подобные «шифровки». Один ученик записывает числа на закрытой от остальных детей части доски











Расшифровка
Учитель: Ребята, оказывается, в армии нужны ещё радисты – шифровальщики. Они зашифровывают нужное сообщение, чтобы противник не сумел его прочитать, передают это сообщение в часть. Там тоже сидят радисты, которые расшифро
·вывают сообщение и читают его командиру.
Сейчас вы немного послужите радистами - шифровальщиками. Записывайте шифровки: в моём числе 1 дес. 7 ед.
17 12 15 18 14 20 16
Учитель: Из каждого числа вычтите 2 единицы. Запишите получившиеся числа во второй строке.
15 10 13 16 12 18 14
Учитель: Из каждого числа вычтите 10. Получившиеся числа запишите в следующей строке.
5 0 3 6 2 8 4
Учитель: Мы получили числовое сообщение. Расшифруйте его с помощью данного шифра:
0
а
1
л
2
т
3
п
4
н

5
к
6
и
7
б
8
а
9
ж

5 0 3 6 2 8 4
к а п и т а н
Учитель: Испытания почти все прошли успешно! Тем, кто выполнил задание без ошибок, присваивается следующее звание – капитан! Поздравляю!

6. Работа над темой
(парашютисты)
Решение примеров с. 95, № 25











Объяснение хода вычислений каждым учеником



Для тех учеников, которые быстрее всех решат примеры, даются дополнительные карточки
Учитель: А сейчас мы с вами пойдём в школу парашютистов. Для этого надо уметь группироваться, т.е. правильно сидеть за партой. Проверили свою осанку! Послушайте следующее задание.
Вам выдаются личные парашюты. На каждом из них есть свой номер – это ответ к примеру. Решив пример, вы найдёте своё место приземления. Желаю удачи и жду вас на посадке в пункте назначения!

Ученики: (20 – 8) Двадцать минус восемь. 20 – это 10 и 10. Поэтому 1 дес. оставляем (20 – 8 = 1__), из второго десятка вычитаем 8: 10 – 8 = 2. Значит 20 – 8 = 12.
Учитель: Молодцы! Вы заслужили ещё одну звезду и следующее звание – майор!

5. Физминутка

Зарядка на общую моторику

За правильное выполнение всех упражнений даётся очередная звезда, которая соответствует званию «полковник»
Проводит дежурный:
Дружно встали! Раз, два, три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги сильные расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Точно в танце – руки в боки,
Буквой «эль» расставим ноги.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!


6. Работа над темой (штаб)
Чтение с доски и анализ задачи







Краткая запись и решение задачи с объяснением выбора действия
Учитель: Звание у вас высокое. Теперь вы можете служить даже в штабе! А в штабе планируются военные операции и решаются важные задачи.
Задача: «В отряде противника было 20 солдат. Мы с вами взяли в плен 5 солдат. Сколько солдат осталось в отряде противника?»
Было – 20 ч.
Взяли – 5 ч.
Ост. - ?
Учитель: Поздравляю вас с высоким званием «генерал»!


7. Итог урока.
Домашнее задание
Оценивание учеников: отметки выставляются по количеству заработанных звёзд






Домашнее задание
Учитель: Кем вы сегодня учились стать?
Ученики: Мы учились стать военными.
Учитель: Какие задания для этого выполняли?
Ученики: Составляли и разгадывали шифровки. Решали примеры и задачу.
Учитель: До какого звания вы дослужились, выполняя все эти задания? От этого зависит ваша отметка за урок.
Учитель: с. 95, № 26 (1, 2 столбики)


15