Конспект открытого урока математики в 3 классе Знакомство с единицей измерения площади – квадратным дециметром


Конспект открытого урока математики в 3 классе
Тема урока: Знакомство с единицей измерения площади – квадратным дециметром.
Класс: 3
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока : комбинированный
Используемые технологи: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания и формирования самооценки (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии.
Базовые способности школьников, на которые ориентирован урок: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.
Группы формируемых компетенций:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ЛичностныеУУДинтерес к новому учебному материалу; способам решения учебных задач;
навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами;
выполнять учебные действия в устной и письменной и во внутреннем плане;
Получат возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу;
принимать роль в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД
кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической форме;
классифицировать объекты по разным основаниям;
Получат возможность научиться:
сравнивать, проводить классификации по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы.
Коммуникативные УУД
принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства;
допускать существование различных точек зрения;
использовать в общении правила вежливости.
Получат возможность научиться:
принимать другое мнение и точку зрения;
договариваться, приходить к общему решению;
адекватно использовать средства устного общения.
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая ( помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)
Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).
Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.
Цель урока: знакомство с новой единицей измерения площади, установление соотношения между единицами измерения площади: квадратным дециметром и квадратным сантиметром, применение новых знаний при выполнении заданий.
Задачи:
- повторить единицы измерения площади, выявить соотношение 1дм²=100см²,
- закрепить умение переводить единицы измерения площади из крупных в мелкие и наоборот.
Оборудование:
для учителя: мультимедиапроектор, экран, компьютер с программой PowerPoint.
для учащихся: учебник “Математика» 3 класс, часть 1, под ред. Демидова Т.Е.,
Козлова А.С., Тонких А.П..;
линейки; конверты с фигурами.
ХОД УРОКА
Организационно-мотивационный этап. Минутка чистописания.
Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.
- Напишите числа от 1 до 20. На какие группы их можно разделить? (четные и нечетные, однозначные и двузначные).
2. Актуализация знаний.
Нам интересная предстоит работа:
Это задания для устного счёта.
1) Математический диктант
Вычислите произведение чисел 4 и 8
Увеличьте число 8 в 6 раз
Уменьшите число 40 в 4 раза
Из 14 м ткани портной сшил 7 одинаковых костюмов. Сколько метров ткани уходило на каждый костюм?
Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получилось 15?
Чему равен периметр квадрата, сторона которого равна 2 см?
Сколько см в 1 дм?
Для ремонта квартиры купили 4 банки краски по 3 кг каждая. Сколько кг краски всего купили?
1 множитель - 9, 2 множитель - 8, вычислите произведение.
Вычислите частное чисел 48 и 6.
Ответы: 32, 48, 10, 2м, 5, 8 см, 10см, 12 кг, 72, 8. (проверка с доски)
- На какие 2 группы мы можем разделить наши ответы? (Простые числа и именованные; четные и нечетные; однозначные и двузначные)
– Подчеркните именованные числа. Среди именованных назовите лишнее. (12 кг)
2) Индивидуальная работа (у доски 2 человека, на компьютерах 2 человека)
1. Найди периметр и площадь прямоугольника со сторонами 5 см и 3см.
2. Выполни преобразования:
1 см = … мм 65 см = … дм…см
1 дм = … см 27 мм = …см…мм
1м = …дм 8м 9дм = … дм
- Что измеряем этими единицами? (длину)
- Можем ли мы этими единицами выразить площадь фигуры? Почему?
- Какую единицу измерения площади вы знаете? (кв.см)
- А что такое «кв.см»? (квадрат со стороной 1 см) Изобразите его в своей тетради.
3) Выполнить тесты на компьютере.
3. Самоопределение к деятельности
Работа в парах:
1) Знакомство с квадратным дециметром
– Положите перед собой белый прямоугольник и достаньте из конверта маленький желтый квадратик. Что вы можете сказать об этом квадратике? (Это мерка – 1 квадратный сантиметр)
– Попробуйте с помощью этой мерки измерить площадь прямоугольника. Как вы это будете делать? (Прикладывать квадратик)
– Какова площадь этого прямоугольника? (Не успели узнать)
– Почему не успели, у вас же все для измерения есть, вы работали парами, что случилось? (Маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать)
– В конверте есть еще одна мерка, большая, попробуйте измерить с помощью этой мерки. (Мерка поместилась 2 раза)
– А почему с этим заданием вы справились быстро? (Мерка большая, легко было измерять)
– А теперь с помощью линейки измерьте стороны большой мерки (10 см)
– Как по другому записать 10 см? (1 дм)
10 см = 1 дм (СЛАЙД, запись в тетради)
– Значит большая мерка – это квадрат со стороной 1 дм. А теперь сравните маленькую мерку с большой меркой. Подумайте и скажите, как в математике мы назовем квадрат со стороной в 1 дм? (1 квадратный дециметр).
- Сформулируйте тему урока и чему мы должны научиться (познакомиться с квадратным дециметром, узнать, как он связан с квадратным сантиметром, учиться решать задачи с использованием новой единицы площади).
2) Работа с учебником
– Чтение объяснения на странице 66.
– А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)
– Как вы думаете, площадь чего можно измерить в дм2? (Площадь учебника, тетради, стола, доски).
4. Практическая работа в группах.
Повторение правил работы в группе (СЛАЙД)
Измерьте сколько полных дм2 (СЛАЙД)
1 группа – обложка учебника математики
2 группа – поверхность стула
3 группа – поверхность картины
4 группа – платок
5. Первичное закрепление. Установление связи дм2 и см2.
Работа в группах:
Задание для групп на карточках. Дети самостоятельно читают задание.
Даны единицы измерения: м, кг, см², км, т, см, м², мм, г, мм², дм1.Назовите одним словом.
2.Распределите на группы.
3.Назовите каждую группу.
После выполнения задания в группах проверка на СЛАЙДЕ.
1.Единицы измерения.
2. м кг см²
км т м²
см г мм²
мм
дм
3. единицы единицы единицы длины массы площади
- Какой единицы измерения не хватает? (дм²)
- Что такое дм²? (Это квадрат со стороной 1 дм)
- Начертите в тетради квадрат со стороной 1 дм. Как это квадрат можно назвать?
- Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.
- Какая единица площади меньше дм²? (см²)
- Начертите 1см² внутри вашего квадрата. Сколько таких квадратов поместится в квадратном дециметре? (много; 100 см²)
- Найдите сколько квадратных сантиметров в 1 квадратном дециметре. Какие способы есть?
- Мы разбили квадратный дециметр на квадратные сантиметры и пересчитали. У нас получилось 100 квадратных дециметров.
- Мы тоже разбили на квадратики, посчитали сколько квадратиков в строке и умножили на количество строк, получилось 100 квадратных сантиметров.
- А мы нашли площадь квадрата. Мы знаем, что 1 дм=10 см. Умножили длину на ширину и получили 100 см²
Вывод: тремя различными способами у нас получилось одно и тоже число.
1 дм ²= 100 см² (табличка вывешивается на доске).
- Достигли мы цели? (Мы только узнали, что в 1 дм²=100 см². А нам ещё нужно научиться применять знания при выполнении заданий)
Динамическая пауза
6. Закрепление изученного материала.
1) - Применяя новое знание, выполните задание: (СЛАЙД)
Соедини линиями равные друг другу именованные числа
1 дм² 8 дм²
10 дм² 2900 см²
29 дм² 100 см²
800 см² 5 дм²
500 см² 1000 см²
Самооценка: ______
Оценка товарища: _____
2) Вычислить и сравни площади прямоугольников. (НА СЛАЙДЕ)
3) Будем учиться решать задачи, используя новую единицу площади.
Задача с. 66, № 3
– Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала?
– В каких единицах измеряется высота и ширина зеркала? (В дм)
– Почему? (Зеркало большое)
(Ученик у доски решает с объяснением).
7. Работа над задачей (дополнительно)
Работа по учебнику
№ 4 (с. 67).
- Прочитайте задачу.
- Как записать задачу кратко? (В таблице.)
- Что примем за единицу? (Расход ткани на один костюм.)
- Заполните таблицу.
Расход ткани на один костюм Количество костюмов Общий расход ткани
? (одинаковый) 6 шт. 12 м
10 шт. ? м7 шт. ? м - Запишите решение и ответ задачи.
Домашнее задание: с. 67, №4, №6
Рефлексия. Какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу?
Закончите предложение.
Сегодня я узнал(а) …
Было интересно …
Было трудно…
Я почувствовал(а) …
Я приобрел(а) …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Мне хотелось…