Методическая разработка Методика установления психологического контакта. Техника общения и приемы психологической саморегуляции


Аркадакский филиал
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балашовское медицинское училище»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по дисциплине:
«Психология профессионального общения»
Тема: «Методика установления психологического контакта. Техника общения и приемы психологической саморегуляции»
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
Курс 3
Аркадак, 2016
Методическая разработка по дисциплине «Психология профессионального общения».
Тема: «Методика установления психологического контакта. Техника общения и приемы психологической саморегуляции» - 4 часа
Автор: Медведева Светлана Викторовна
Количество страниц: 31
Утвержден
на заседании ЦМК общепрофессиональных и специальных дисциплин
Протокол №__ от «__» ____ 201__ г.
Председатель ЦМК
_______Вьюнова Н.Е.
Согласовано
с методическим кабинетом филиала
методист
____________Терешонкова Е.К.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение……………………………………………………………………….
2.Цели и задачи изучения темы………………………………..…….………
3.План занятия……………………………………..………………………….
4.Технологическая карта практического занятия.………………………….
5.Содержание теоретического материала……………………………………
6.Контрольно-оценочный материал…………………………………………..
7.Заключение…………………………………………………………………..
8.Приложение………………………………………………………………….. 4
5
7
8
12
19
20
21
Введение
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и на основе рабочей программы по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Знание основ психологии профессионального общения потребуется студентам для овладения профессий, для достижения профессионального успеха, для повышения коммуникативной компетентности.
При изучении данной темы формируется понятие установления психологического контакта с пациентом. Технике и приемам общения. Способах психологической саморегуляции.
В методической разработке выделяется структура занятия: ставятся цели занятия, определяется тип занятия, оснащение, дидактический материал, план и содержание занятие.
Для активизации учебной деятельности при изучении темы используются все возможные методы: тестовые задания, ситуационные задачи, тест- контроль.
Для достижения поставленных целей на занятии использованы комплексы методов обучения:
1.Репродуктивный
- словесный
- наглядный
- практический
2. Самостоятельная работа студентов
3. Методы активного обучения (решение тестовых заданий и ситуационных задач)
Использованы разнообразные средства обучения
- информационные
- методические
- технические
При изучении учебного материала сформулированы основные требования к знаниям и умениям студентов, представлены планы занятий, вопросы по теме, этико-деонтологические обеспечении.

Методическая разработка помогает активно овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также профессиональными и общими компетенциями, что является обязательным требованием при подготовке будущих медицинских работников.
Цели и задачи изучения темы
Цели занятия:
- приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области психологии общения;
- познакомить студентов с приемами психологической саморегуляции и освоить их.
Задачи:
- формировать у студентов представление о психологии профессионального общения;
- развивать навыки эффективного общения необходимые для работы;
- продолжать формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов.
После изучения темы студент должен
Знать:
- значение и функции профессионального общения;
- техники и приемы общения;
- способы психологической саморегуляции.
Уметь:
- устанавливать психологический контакт с пациентом
- применять техники и приемы эффективного общения
- использовать приемы саморегуляции в процессе межличностного общения
Формирование профессиональных качеств на занятии
Профессиональные качества
Возможность их формирования на различных этапах занятия
1 .Чувство организованности.
2 .Аккуратность.
3.Интерес к профессии.
4.Дисциплинированность, исполнительность.
5 .Коммуникативные способности
6.Ответственность.
7.Концентрация внимания и
наблюдательность.
1 этап - организационный момент
2 этап- определение целей занятия
5 этап - закрепление нового материала
1 этап - проверка внешнего вида
6 этап- подведение итогов занятия
2 этап- мотивация темы
5 этап закрепление нового материала
6 этап подведение итогов занятия
4 этап - работа над изучаемым материалом
5 этап - закрепление нового материала
1 этап - организационный момент
4 этап - работа над изучаемым материалом
5 этап - закрепление нового материала
4 этап - работа над изучаемым материалом
5 этап - закрепление нового материала
5 этап - закрепление нового материала
План занятия
1. Организационной момент
Проводится с целью мобилизовать студентов на работу: отмечаются отсутствующие, проверяется готовность студентов к занятию, особое внимание уделяется внешнему виду и форме одежды.
2. Формулировка темы, её мотивация.
Раскрывается теоретическая и практическая значимость темы, студентам сообщается план занятия. Студенты записывают тему и план в тетради.
3. Определение целей занятия
Студентам сообщаются цели занятия с учетом профессиональных и общих компетенции, которые они записывают.
4. Работа над изучаемым материалом
Объясняется новая тема, с использованием проектора, ноутбука. Весь материал студенты слушают, наблюдают и конспектируют.
5. Закрепление нового материала
С целью углубления знаний по теме каждой группе студентов раздаются задания, в виде ситуационных задач, тестовых заданий. Результаты проявляются, комментируются ошибки и фиксируются полученные результаты.
6. Подведение итогов занятия. Задание на дом.
Повторяются цели занятия, и проводится анализ и степень их достижения. Оценивается степень деятельности бригады и каждого студента в отдельности, оценки выставляются в журнал. Студенты записывают задание на дом, и ориентируются на подготовку к следующему занятию.
Аркадакский филиал
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области «Балашовское медицинское училище»
Технологическая карта практического занятия №1
Название учебной дисциплины: психология профессионального общения
Специальность, группа: сестринское дело, 631,633
Тема занятия: Методика установления психологического контакта. Техника и приемы психологической саморегуляции.
Цели занятия:
Образовательная: формирование знаний умений и навыков по данной теме.
Тип занятия: практическое
Студент должен:
Уметь:
- устанавливать психологический контакт
- применять технику общения
- выполнять приемы психологической саморегуляции
- составлять программу обучения приемам психологической саморегуляции
Знать:
- Технология установления психологического контакта
- основные этапы установления контакта
- технику общения
- приемы психологической саморегуляции
Формируемые компетенции
ПК: 1:1; 1:2:1:3
1:1; 2:2:2:3:2:4;2:7;2:8
ОК: 1:2:3:4:6:7:8:10:11
Уровень освоения:3
Междисциплинарные связи: истоки, выход
Общая психология, социальная психология, медицинская психология
Материально-техническое оснащение: мультимедиа презентации, раздаточный материал, тестовые задания, индивидуальные задания
Учебно-методическое оснащение: рабочая программа, календарно-тематический план
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
Абрамова Г. С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов // М : Академический Проект, 2001.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. (Текст) /Выготский Л.С. - М.; Педагогика.-2007
Кондратьева С.М. Психологические аспекты в работе медицинской сестры. Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей.- М.: ГОУ ВУНМЦ, 2008
Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведение».- М.: Издательство «Когито-Центр», 2008
Немов Р.С. Психологический словарь-справочник: // М. Просвещение: ВЛАДОС, 2007.
Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учебное пособие // Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
Практическая психодиагностика: Методика и тесты. Учебное пособие/ред. Д.Я. Райгородский- Самара, 2011
Серия статей в журналах «Сестринское дело», «Медицинская сестра», «Медицинская помощь» в разделе «Психология».
Сидоров П.И., М. Е. Путин Деловое общение: Учебник для вузов // М: Издательство: ГЭОТАР МЕД., 2004.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учебник // М. Издательство: ГЭОТАР-Медиа.,2008.
Субъект и личность в психологии саморегуляции: Под ред. В.И. Моросановой М.- Ставрополь: Издательство ПИРАО, 2007
Интернет - ресурсы:
«Мир психологии», страница «Публикации». http://psychology.net.ru/articlesПсихологические тесты. http://www. psychology- online. net это ресурс по научной и популярной психологии.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http//www.minzdravsoc.ru)
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http//www.mednet.ru).
Ф.И.О. и подпись преподавателя _____________________________________________
Этапы и хронология занятия (90 минут):
Этапы занятия Время Содержание знания
Организационный момент
3 мин Отмечаю отсутствующих, уточняю готовность студентов к занятию, обращаю внимание на форму одежды.
Формулировка темы, ее мотивация
4 мин Сообщая тему, акцентрирую внимание на значимости. Сообщая план занятия.
Определение целей занятия
3 мин Сообщая цели занятия
Контроль исходного уровня знаний
20 мин Задаю вопросы по предыдущей теме.
Работа над изучаемым материалом темы
45 мин Объясняю новую тему. Студенты демонстрируют самостоятельную работу по теме.
Отработка практических манипуляций
30 мин Разбираем технику общения. Причины психологической саморегуляции. Применение на практике.
Самостоятельная работа студентов
20 мин Студенты работают самостоятельно (отвечают на задания). Разрабатывают программу обучения приемам саморегуляции
Закрепление изучаемого материала
20 мин Раздаю тест- контроль по данной теме, наблюдаю за работой, проверяю результаты и фиксирую.
Итоговый контроль по теме
20 мин Задаю вопросы по новой теме
Подведение итогов занятия. Комментарий оценок 10 мин Подвожу итог занятия, оцениваю деятельность каждого студента, оцениваю достижения целей занятия. Выставляю оценки.
Задания на дом
5 мин Задаю домашнее задание.
После изучения темы студенты должны овладеть общими и
профессиональными компетенциями
ОК1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОКЗ.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК12.
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
5.2.
Медицинская сестра/ Медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
5.2.1.
Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1.
Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2.
Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3.
Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1.
Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.3.
Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.8.
Оказывать паллиативную помощь.
Содержание теоретического материала
Психологический контакт медсестры с пациентом.
В общении медработников с пациентами, в процессе установления с ними определенных отношений И.Харди выделяет 3 этапа.
На первом, начальном, этапе происходит ориентация: пациент и медработник знакомятся друг с другом. Медсестра получает представление о поведении больного, особенностях его характера, переживаниях и т.д. Это возможно сделать, наблюдая и анализируя вербальные и невербальные знаки пациента.
Следует помнить, что пациент также с первых мгновений оценивает медработника. Разница в том, что, если медработник видит очередного пациента, то для больного медработник — это человек, которому он вверяет свое благополучие, а то и жизнь. Поэтому он пытливо изучает медработника.
Создающееся у него впечатление является фундаментом будущего психотерапевтического влияния. Как говорится в известном изречении: «Если больному не стало легче после первой же встречи с врачом, то он плохой врач».
С первых слов надо создать впечатление приветливости, участия, готовности помочь (благоприятный имидж медсестры). Доброжелательная беседа с пациентом, проведенная ровным, уверенным голосом, приносит успокоение, снимает напряженность. Недопустим равнодушный тон, невнимательность.
Необходимо учиться слушать пациента и задавать вопросы.
На втором, развернутом, этапе работа с пациентом зависит от уже сложившихся отношений, а также от перемен со здоровьем пациента. Оно может улучшится или ухудшится, в этом случае появляется страх, неуверенность, апатия.
В этом случае пациент нуждается в поддержке, утешении, информированности. Следует научиться грамотно рассказывать пациенту о сущности его болезни, применяемых методах лечения и пр.
Важно оградить психику пациента от воздействия отрицательных факторов больничной среды.
На этапе выписки также могут возникнуть психологические трудности у пациента. Ему приходится покидать место, где он защищен от опасности, и это вызывает беспокойство, неуверенность. Поэтому важно подготовить пациента к выписки заранее, помочь осмыслить варианты последующих действий. Задачи медицинского работника заключаются в психологической подготовке родственников пациента к тому, как поддерживать пациента, что делать в той или иной ситуации дома.
Как устанавливать контакт с пациентом
Исходным моментом является понимание того, когда пациент нуждается в информации, социальном контакте или каком-то общении.
Устанавливать хорошее общение нелегко - для этого требуются значительные навыки, включая умение слушать, задавать вопросы, ободрять и проявлять теплоту. Сестринское дело представляет собой диалог-общение человека с человеком.
Коммуникация является основой гуманистического сестринского ухода. Для того, чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение и вера в значимость, ценность, уникальность, доброту и силу этого человека, а также в его способность самому руководить своими действиями и право на это.
Коммуникация требует понимания внутренней целостной ориентации другого человека, это понимание может позволить двум людям, участвующим в этом процессе, установить отношения истинного диалога.
Уникальный характер каждого отдельного человека выявляется именно через общение. Компоненты, способствующие развитию коммуникации как основы для построения взаимоотношений: чувство присутствия, умение слушать, умение воспринимать, проявлять беспокойство, раскрываться самому, принимать чужие взгляды, сопереживать, быть искренним и уважать другого человека.
Что же означает каждый из этих компонентов?
Чувство присутствия - это не ожидание чего-либо, а приятие и интерес; для его развития требуется время.
Умение слушать означает открытость миру, мыслям и чувствам другого человека. Для умения слушать требуется чувствительность, понимание, а также воздержание от каких-либо суждений в отношении другого человека. Для медсестры умение слушать облегчает распознавание потребностей пациента, выраженных в словесной или иной форме.
Проявление беспокойства о другом человеке включает помощь в его развитии и самореализации. Для установления заботливых взаимоотношений общение должно характеризоваться пониманием, искренностью, доверием, надеждой. Для медсестры проявлять беспокойство означает больше, чем заботиться; это означает также интересоваться и ухаживать.
Принимать другого человека - значит помочь ему расти. Понятие сродни прошению: Вы принимаете во внимание нежелательные или отрицательные стороны его поведения, но Вы сознательно заостряете внимание на тех моментах, которые являются для него наиболее приятными и обнадёживающими. Принимая пациента, медсестра как бы позволяет ему принять самого себя.
Сопереживание - это умение поставить себя на место пациента, увидеть его таким, каким он видит себя. Нужно настроиться на мысли и чувства пациента и проявить понимание как вербально (словесно), так и невербально (жестом, мимикой, позой). Сопереживание очень важно для установления доверительного контакта с пациентом.
Искренность означает, что человек честно делится своими мыслями, чувствами, опытом. Уважение подразумевает теплоту, расположение, приятие; является проявлением глубокого беспокойства по отношению к другому человеку.
Какими же личными качествами и умениями должна обладать медсестра для возможности выразить себя?
Во время своей повседневной работы сестра находится в контакте с большим количеством людей.
На уровень сестринского ухода, который получает пациент, оказывает сильное влияние то, каким образом сестра использует свои навыки Межличностного общения.
Внутреннее «я» оказывает большое влияние на коммуникацию и понимание других людей.
Самая трудная задача для медсестры, как и для любого человека, является возможность самопонимания, потому что не всегда легко провести границу между тем, что мы думаем о себе, тем, что о нас думают другие и тем, чем мы действительно являемся.
Для эффективной работы сестра должна быть чувствительной к тому, что происходит по обе стороны взаимодействия (сестра-сестра, сестра-пациент).
Это, прежде всего умение отстаивать свои права, не ущемляя права других. В ситуации, когда Вы не можете выполнить чего-либо, Вы должны либо утверждать себя, либо смириться с ситуацией, отказавшись от самоутверждения (и возможно, согласиться на более низкий уровень ухода за пациентом).

Техника и приемы общения
Содержание, цель и средства общения, виды общения тесно связаны с такими важными понятиями как техника и приемы общения.
“Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное”. Человек, прежде чем вступить в общение с другим человеком, определяет свои интересы, соотносит их с интересами человека, с которым общается, оценивает человека как личность, вырабатывает технику и приемы общения, которые наиболее подходят при данном общении. Здесь следует обратить внимание на то, как правильно завершить общение, чтобы у собеседника осталось соответствующее впечатление о себе, сделать так, чтобы у собеседника в дельнейшем возникло желание общаться дальше.
Начиная общение с человеком, следует помнить о том, что здесь техника общения включает такие элементы: принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, которые привлекают внимание партнера, они должны быть направлены на преднастройку партнера, на определенное восприятие информации. Важное значение придается выражению лица, так как это должно отражать три главных момента: цель сообщения, желаемый результат общения и демонстрируемое отношение к собеседнику. Здесь важно буквально все: и занимаемая поза при общении, и выражение лица.
Очень внимательно при общении следует относиться к начальным словам и тону, ведь официальный тон и подчеркнутое обращение на “Вы” уже может означать, что обращающийся к партнеру при общении не намерен переходить на дружеский лад. И в то же время обращение на “ты”, дружеский тон располагают собеседников друг к другу, а улыбка, которая подчеркивает дружеское отношение, делает общение приятным. От умения улыбаться может многое зависеть в жизни человека, улыбка способна сделать больше, чем что-то другое в технике общения.
Жесты человека при общении, так же как и выражение лица, его мимика часто являются непроизвольными, поэтому можно наблюдать, как общающиеся, чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, могут отводить в сторону глаза и прятать руки.
“В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения”. При обратной связи происходит сознательный контроль коммуникативных воздействий, здесь и наблюдение за собеседником, и оценка его реакций, и последующие изменения в соответствии с этим своего собственного поведения. Обратная связь при общении позволяет собеседникам видеть себя со стороны и правильно судить о себе в процессе общения, кроме того еще обратная связь дает возможность партнерам соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось, к примеру, причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова, здесь же имеет место и коррекция, которую вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера по общению.
 Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и помогает взять контроль над эмоциями, а также усиливает мобилизацию ресурсов организма.
Кроме естественных приемов регуляции организма существуют и другие способы психической саморегуляции .
Способы саморегуляции, связанные с управлением дыханием
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).
- На следующие четыре счета задержите дыхание.
- Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.
- Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
2. Техника дыхания «Пушинка». Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
3. Техника дыхания «Шарик». Закройте глаза и представьте легкий пинг-понговый шарик. Вдох - и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох – и шарик также медленно опускается вниз. Вдох – шарик медленно поднимается вверх, выдох – мягко опускается вниз.
Способы саморегуляции, связанные с управлением тонусом мышц, движением.
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Как правило, добиться полноценного расслабления сразу всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.
1. Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза.
- Дышите глубоко и медленно.
- Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот).
- Постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе.
- Прочувствуйте это напряжение.
- Резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе.
- Сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы удивления, радости и пр.).
2. Упражнение «Сосуд с жидкостью». Примите удобную позу. Закройте глаза и начинайте представлять себе, что в ваши пятки через подошвы ног (или с макушки) начинает поступать поток теплой вязкой жидкости золотистого или серебристого цвета. Ваше тело – пустой сосуд, в который с приятными для вас ощущениями тепла и тяжести заливается извне эта жидкость. Эти представления должны сопровождаться реальными ощущениями тепла и тяжести. Мышцы при этом становятся вялыми и расслабленными.
3. Упражнение «Волна расслабления». Примите удобную позу, представьте, что вдоль вашего тела идет волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабнут, станут вялыми и мягкими. Поначалу, пока вы не добьетесь устойчивого ощущения волны расслабления, проходящей по телу сверху вниз, это упражнение надо выполнять сидя или лежа. Потом эти ощущения можно будет вызывать в любом положении.
Способы, связанные с воздействием слова
- Самоприказы. Самоприказ – это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!» «Дыши и слушай!» – это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами. Сформулируйте самоприказ. Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.
- Самоподдержка. Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями. Похвалите себя, проговорите мысленно себе что именно и как вы делали в прошлом.
- Самопрограмирование. Дайте себе программу на успех, позитив, благоприятный результат. для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:«Именно сегодня у меня все получится»;«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». Мысленно повторите текст программы несколько раз.
- Самоодобрение (самопоощрение). Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, – одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!». Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.
Способы, связанные с использованием образов
Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.
Чтобы использовать образы для саморегуляции, прибегайте к следующему:Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, – это ваши ресурсные ситуации. Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте зрительные образы, события ; слуховые образы ; ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
При ощущении напряженности, усталости сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза; дышите медленно и глубоко; вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций; проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения; побудьте внутри этой ситуации несколько минут; откройте глаза и вернитесь к работе.
Контрольно- оценочный материл
Фронтальный опрос:
- Общение определение. Три стороны общения.
- Разновидности ролевого поведения.
- Типы межличностного общения
- Компоненты общения
- Функции общения
- Определение обратная связь. Виды обратной связи.
- Уровни обратной связи и функции.
Тест- контроль исходного уровня знаний для закрепления темы.
Критерии оценок при контроле знаний на занятиях:
Фронтальный опрос:
- Отсутствие ошибок – 5 баллов
- Незначительные ошибки- 4 балла
- Значительные ошибки- 3 балла
- Отсутствие знаний – 2 балла
Тестовый опрос:
- 100% правильных ответов – 5 баллов
- 90% правильных ответов – 4 балла
- 80% правильных ответов – 3 балла
- 70% правильных ответов – 2 балла
Заключение
Для успешной профессиональной деятельности студенты на занятиях должны овладеть знаниями в области психологии профессионального общения, а также общими и профессиональными компетенциями.
Актуальность данной темы заключается в установлении психологического контакта между медицинскими работниками и пациентом. А также овладение способами психологической саморегуляции как у студентов, так и у пациентов.
Медицинская сестра много времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому она может оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Поэтому задача медицинской сестры максимально избегать отрицательных психологических воздействий на пациента и оказывать положительное влияние.
Студентам прививаются такие черты как аккуратность, самостоятельность
умение правильно общаться, развивать позитивный взгляд на мир.
Таким образом, в своей профессиональной деятельности медицинский работник должен освоить эту тему, это будет помогать ему в будущей работе.
Приложение
Тест- контроль исходного уровня знаний
Техника общения это:
а) принятие определенного выражения лица, позы, выбор слов и тона высказывания
б) способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведения в общении
в) предпочтительные средства общения включая вербальное и невербальное средство.
Коммуникативная компетентность –это
а) способность устанавливать и поддерживать контакты с людьми
б) способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека
в) способность уподоблять себя с другими.
Сколько этапов выделяет И. Харди в процессе установления отношений
а) 1
б) 2
в) 3
Саморегуляция это-
а) управление своими психоэмоциональными состояниями
б) управление своими движениями
в) управление своим дыханием
Основные приемы саморегуляции
а) способы, связанные с управлением дыхания
б) способы, связанные с управлением тонусом мышц
в) способы, связанные с воздействием слова
Эталон ответов
1.б
2.а
3.в
4.а
5.а, б, в
Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер)
Инструкция
Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации.
Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным — букву «Н».
1. Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер,
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка результатов
1 балл — начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные.
Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно
сказать следующее:
0-3 балла — у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не
считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему
самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей
прямолинейности.
4-6 баллов — у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих
эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов — у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко
реагируете на изменение ситуации, хорошо ее чувствуете и даже в состоянии предвидеть
впечатление, которое вы произведете на окружающих. Люди с высоким коммуникативным
контролем, по Снайдер, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют
выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не
любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди
с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более
устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов
Методика направлена на выявление уровня эмоциональной эффективности в общении и
выявление типа эмоциональных помех.
Инструкция
Прочитайте каждое суждение и ответьте на него «да», если согласны с ним, или «нет», если не
согласны.
Текст опросника
1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.
2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров.
3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.
4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.
6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.
7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.
8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, переживание), но он этого не чувствует.
9. Чаще всего в моих глазах или выражении лица видна озабоченность.
10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.
11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.
12. Если я увлекаюсь разговором, то моя мимика становится излишне выразительной.
13. Пожалуй, я несколько скован, зажат.
14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.
15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.
16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.
17. Разговаривая, я излишне жестикулирую.
18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.
19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.
21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.
22. Мне часто почему-то бывает весело без всякой причины.
23. Мне очень просто сделать, по собственному желанию или по заказу, разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние ит.д.
24. Мне творили, что мой взгляд трудно выдержать.
25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.
Анализ результатов
Ответы испытуемых сопоставляются с ключом. За каждый ответ «да» начисляется один балл. Заключение об уровне эмоциональной эффективности в общении делается исходя из суммы набранных баллов (она может колебаться в пределах от 0 до 25). Эмоциональные помехи объединены в пять групп. Если испытуемый набрал 3 и более баллов по какой-либо группе, то делается вывод о наличии конкретных «помех» в установлении эмоциональных контактов.
« Помехи» в установлении эмоциональных контактов Номера вопросов и ответы по «ключу»
Неумение управлять эмоциями, дозировать их +1, -6, +11. +16, -21
Неадекватное проявление эмоций -2, +7, +12, +17, +22
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций +3, +8, +13, +18, -23
Доминирование негативных эмоций +4, +9, +14, +19, +24
Нежелание сближаться с людьми на эмоц. Основе +5, +10, +15, +20. +25
Методика «Робость, стеснительность»
Инструкция
Прочитайте утверждения опросника и в случае согласия с ними поставьте рядом знак «+», при несогласии - «-».
Текст опросника
1. Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для разговора.
2. В компании я чувствую себя несколько неловко и из-за этого произвожу впечатление хуже, чем мог бы.
3. Я редко заговариваю с людьми первым.
4. Мне бывает трудно изложить свои мысли словами, и поэтому я не включаюсь в беседу с такой готовностью, как другие.
5. Часто я лишь с большим трудом могу скрыть свою застенчивость.
6. Я схожусь с людьми так же легко, как и другие.
7. Мне трудно поддерживать разговор с малознакомыми людьми.
8. Я часто много теряю из-за своей нерешительности.
9. Иногда из-за своей сдержанности мне бывает трудно отстаивать свои права.
10. В школе мне трудно было говорить перед всем классом.
11. Я без страха и смущения вхожу в комнату, где уже собрались и беседуют люди.
12. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.
13. Мне бы хотелось быть менее застенчивым.
14. Мне кажется, что попадая в новый коллектив, я быстро приспосабливаюсь.
15. Если люди наблюдают за мной, мне становится не по себе.
Обработка результатов
Баллы начисляются за ответы «да» по позициям 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и ответы «нет» по
позициям 6, 11, 12, 14. Подсчитывается сумма баллов.
Выводы
Высокие оценки по фактору «робость, стеснительность» свидетельствуют о застенчивости.
нерешительности, неуверенности. Такие лица избегают рискованных ситуаций, при
необходимости принять решение либо чрезмерно колеблются, либо подолгу оттягивают его
выполнение.
Методика: «Изучение психологического климата коллектива»
Инструкция:
Уважаемый друг! Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по-вашему мнению, соответствует истине.
Оценки:
3 - свойство проявляется в группе всегда;
2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
1 - свойство проявляется нередко;
не проявляется
№№ п/п Свойства психологического климата
А. Оценка
Свойства психологического климата
В.
1 2 3 4
1.
Преобладает добрый, жизнерадостный тон настроения. 3210123
Преобладает подавленное настроение.
2.
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии 3210123
Конфликтвость в отношениях, антипатии.
3. В отношениях между группировками
внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание. 3210123
Группировки конфликтуют -между собой.
4.
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в
совместной деятельности. 3210123
Проявляют к более тесному общению безразличие, выражают отрицательное- отношение к совместной деятельности.
5.
Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы 3210123
Успехи и неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.
6.
С уважением относятся к мнению других 3210123
Каждый считает свое мнение главным и не терпим к мнению товарищей.
7.
Достижения и неудачи группы переживаются как собственные 3210123
Достижения и неудачи группы не находят отклика у её членов.
8.
В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, «один за всех и все за одного». 3210123
В трудные дни группа «раскисает»:
растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения.
9.
Чувство гордости за группу, если её отмечает руководство. 3210123
К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно.
10. Группа активна, полна энергии. 3210123 Группа инертна, пассивна
11.
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоится в коллективе. 3210123
Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.
12.
В группе существует справедливое
отношение ко всем членам, поддерживают слабого, выступают в их защиту. 3210123
Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебре-
гаемых», пренебрежительное отношение к слабым.
13.
Совместные дела увлекают всех, велико желание коллективно.
3210123
Группу не возможно поднять на
совместное дело, каждый думает о своих интересах.
Интерпретация данных:
Для подсчета итогов сложить оценки левой стороны в вопросах: 1,2,3,4, 5,6, 7,8, 9,10,11,12,13- сумма А. Сложить оценки правой стороны во всех вопросах - сумма В;
найти разницу С =А - Б, Если С = 0 или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида.
С более 25, то психологический климат благоприятен. Если С менее 25- климат неустойчиво благоприятен.
Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:
С=Ci/N, где N – число членов группы. Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, оценивают по формуле: n (Ci-)/N∙ 100%, где п (Сi-) количество людей, оценивающих климат коллектива, как неблагоприятный, N - число членов группы.
«Исследование волевой саморегуляции» 
Тест-опросник позволяет определить уровень развития волевой саморегуляции. Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.
Инструкция испытуемому. Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–).
Опросник
Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело
Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией
При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева
Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
Меня трудно отвлечь от начатой работы.
Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.
Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
Я всегда «гну» свою линию.
Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в «хорошей форме».
Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.
Я считаю себя терпеливым человеком.
Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.
При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.
Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.
Считаю себя решительным человеком.
С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.
Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
Испортить мне настроение не так-то просто.
Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.
Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
Переспорить меня трудно.
Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
Меня легко отвлечь от дел.
Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.
Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.
Обработка результатов и интерпретация
Определяется величина индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).
Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.
В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13
Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.
 Общая шкала: 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-
 «Настойчивость»: 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+
 «Самообладание»: 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-
В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.
Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» – 8, для шкалы «С» – 6.
Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью.
Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.
Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.
Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.