Деятельность классного руководителя по предупреждению агрессии и насилия среди учащихся


Деятельность классного руководителя по предупреждению агрессии и насилия среди учащихся.
Гилева Елена Леонидовна
Тема проявления агрессии и насилия серьёзна и трудна. В наше время наблюдается повышенная агрессия у детей, часто психическое и физическое насилие. К сожалению, с каждым годом количество детей с таким поведением только увеличивается. Все это оказывает влияние на отношение ребенка к учебному процессу, взаимоотношений в коллективе, социуме.
Младший школьник, как правило, характеризуется лучшими эпитетами: любознательный, доверчивый, послушный, великодушный. Все твердят, что младший школьник как пластилин, делай что хочешь. И вдруг непослушный, агрессивный, нарушает дисциплину, не желает работать на уроке.
В чем же причина?
В росте агрессивности и насилия чаще обвиняют кино, телевидение, компьютерные игры. Естественно, никто не отрицает, что их неблагоприятное воздействие значительно в формировании личности ребенка. В этом я убедилась, когда проводила опрос детей. Но как вы считаете запрет на просмотр боевиков, криминальных передач сделает наших детей чуткими, добрыми?
Психологи утверждают, что нет, этого не достаточно. Наблюдения показывают, что поведение детей зависит от эмоционально – нравственной сферы в семье. Доказано, что младший школьник строит свое поведение в соответствии с системой сложившихся межличностных отношений в семье. Грубость, равнодушие, как правило – результат отрицательной системы отношений. Если нет добрых уважительных отношений внутри семьи, ребенок ведет себя соответственно с окружающими. Очень часто детей балуют, поэтому дети требуют к себе такого же отношения от окружающих, тем самым проявляют насилие, жестокость.
Не секрет, что жизнь тяжела и сурова, исчезает теплота, сердечность семейных отношений, растет дефицит общения родители – дети. Родители заняты на работе, нередко неблагополучие, пьянство, а в целом родители не в полной мере несут ответственность за воспитание своих детей. Родители чаще всего надеются на воспитательную роль школы.
С этой проблемой я столкнулась не понаслышке. И случилось это еще с первого класса. Дети обзывались, дрались, грубили друг другу, проявляли психическое насилие. Для того чтобы выяснить причины, мне пришлось изучить некоторую литературу, побеседовать с родителями, провести опрос детей. Все это помогло мне составить реальную картину причин агрессии у каждого ребенка, спланировать свою работу, внеклассные мероприятия, для устранения и профилактики негативных проявлений в поведении детей.
Свою работу я веду по разным направлениям:
- Индивидуальная беседа с детьми, родителями
- Посещение на дому.
- Контроль за посещаемостью и успеваемостью в школе.
- Индивидуальная работа психолога.
-Тематические классные часы «Доброе дело от доброго сердца», «Как стать лучше», «Познай себя», «Урок доброты» и т. д
- Мероприятия на сплочение классного коллектива (Спортивные состязания, праздник «Подарок в ладошке», «Арбузник» и др.)
- Общественно полезные коллективные дела.
Наиболее ответственные задания возлагаю на более несдержанных и недисциплинированных ребят.
- Работа с родителями. Это индивидуальные беседы, родительские собрания. Однажды, проводя родительское собрание, я решила глубоко затронуть тему насилия и агрессивности детей в классе. Меня внимательно слушали, кивали, но главным вопросом у родителей было – кто является зачинщиком драк и ссор. Никто не хотел понять, что причина всего гораздо глубже, в основах семейного воспитания.
Свою работу по предупреждению и профилактике насилия и агрессивности детей считаю удовлетворительной. Конечно, эту проблему не искоренить, но я считаю необходимым учить детей управлять агрессивными эмоциями и реакциями, направлять их в нужное русло.
А еще хотелось бы поделиться.
Мы с детьми выработали для себя способы разрядки гнева:
карандашом или ручкой постучать по парте;
нарисовать на бумаге своего обидчика и порвать лист;
на доске можно нарисовать своего обидчика и быстро стереть;
в ладоши покричать.
подняться по ступенькам на 3 этаж и спуститься
А в первом классе, когда возникла проблема с обзыванием, мы часто играли в обзывалки, но только ласковыми добрыми словами. И как ни странно, это помагало в нашей борьбе с возникшей проблемой.