«Профилактика агрессии и насилия в школе.» МО классных руководителей

«Профилактика агрессии и насилия в школе.»
МО классных руководителей
Выступление психолога Науменко Е.В.




Агрессия означает - «нападение», «приступ»; деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающий у них
психологический дискомфорт.
Виды агрессии:
ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ
КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ
РАЗДРАЖЕНИЕ
ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ
ОБИДА
НЕГАТИВИЗМ
Насилие -экстремальная физическая агрессия направленная против индивидуумов с целью причинения им физического и психического ущерба.
Формы насилия:
Физическое насилие (толкать, бить)
Вербальное и эмоциональное (угрозы, унижения, изолирование)
Вандализм (порча имущества с целью контроля над жертвой и причинение боли и страдания)
Сексуальное насилие (принуждение, оскобления, угрозы)
Причины агрессии:
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ
ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ, АКТИВНОСТИ, САМОВЫРАЖЕНИЯ
ОТКЛОНЕНИЕ В ПОВЕДЕНИИ (АЛКОГОЛИЗМ, НАРКОМАНИЯ)
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
НЕУМЕНИЕ ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
ЗАЩИТНАЯ РЕАКЦИЯ НА СТРАХ
Примеры из исследования:
Каких людей ты считаешь агрессивными?
Ответы агрессивных детей:

Маму, папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся.

Ответы неагрессивных детей:
Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных

Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребенком?
Ответы агрессивных детей:
- Начал бы драться;
Ударил бы;
Испачкал бы;
Обрызгал бы.

Ответы неагрессивных детей:
Прошел бы мимо;
Позвал на помощь;
Ушел бы;
Убежал.


Считаешь ли ты себя агрессивным ?
Ответы агрессивных детей:
- Нет.

Ответы неагрессивных детей:
- Нет.



Критерии агрессивности:
Ребенок: Часто теряет контроль над собой;
Часто спорит, грубит, оскорбляет, ругается со взрослыми и детьми;
Часто отказывается выполнять правила;
Часто специально раздражает людей;
Часто винит других в своих ошибках;
Часто сердится и отказывается сделать что-либо;
Часто завистлив, мстителен, обидчив, вспыльчив.
Последствия агрессии:
УНИЖЕНИЕ
НАПРЯЖЕНИЕ
ОЗЛОБЛЕННОСТЬ
РАЗОЧАРОВАНИЕ
НЕВОЗМОЖНОСТЬ ДОСТИЧЬ ЦЕЛИ
БЕЗЫСХОДНОСТЬ
ТРЕВОГА
БЕСПОМОЩНОСТЬ
НЕНУЖНОСТЬ
ОТВЕТНАЯ АГРЕССИЯ
Профилактика агрессии:
Толерантность всех участников образовательного процесса;
Психологический климат в классе: научить детей дружить друг с другом.
Формирование способности у детей к эмпатии, доверию сочувствию, сопереживанию.
Обучение детей навыкам общения, умения слушать и слышать.
Обучение детей навыкам управления конфликтами, умению владеть собой
Черты позитивной педагогики:
Уважение к ребенку
Уважение к его правам
Терпимость к его чувствам
Желание узнавать из его поведения:
а) о естественной индивидуальности ребенка;
в) об эмоциональной жизни ребенка.
Толерантность, но не как терпимость, а как способность жить вместе, способствовать развитию другого.
Главные принципы толерантности:
Любовь
Свобода
Совесть
Вера
Ответственность

В заключениеЧтобы не раздражаться, когда ребенок необъяснимо дурно ведет себя, нужно поставить перед собою вопрос:
«Интересно, что с ним сейчас происходит?»








Рисунок 815