Исследовательская работа по экологическому краеведению. Тема: «Можно ли научить НЕ МУСОРИТЬ»

Новосибирская область Чановский район


Исследовательская работа по экологическому краеведению
в рамках учительского проекта «Мы можем сохранить природу!?»
Можно ли научить НЕ МУСОРИТЬ
Выполнили активисты экологического движения в школе Группа «РОСТОК»: Баннова Елена, Кальтенбергер Анастасия, Бабушкина Наталья, Арефьев Вячеслав

Руководитель: Жаркова Галина Владимировна учитель географии муниципального бюджетного образовательного учреждения Землянозаимской средней общеобразовательной школы 632215 ул. Центральная, 34 село Земляная Заимка Чановский район Новосибирская обл. тел. р. 8-383-67-38348 сайт шк. http://s_zemlz.cha.edu54.ru эл. почта zaimka.cha@mail.ru
2013 год

Оглавление

Для чего мы объединились 1
Основная часть
2.1. Что мы знаем об экологических проблемах 2
2.2. Самый опасный вид мусора для природы 2
2.3 Исследование территории пришкольного участка 3
2.3. От слов к делу 3
Вывод 4
Приложение













Для чего мы объединились
С 2013 года принимаем участие в проекте « Мы можем сохранить природу!?». Организатор проекта и руководитель экологического движения в школе - учитель географии Жаркова Г. В.. Группу назвали «Росток». Росток - символ новой, интересной жизни в любви и согласии с природой. Нас объединяет желание : хотим быть полезными. Девиз группы: «Сделаем наш край чище и красивее». Мы живём в селе с необычным названием Земляная Заимка. Наше село очень красивое. Но с приходом весны, на улицах можно встретить вытаявшие картонные коробки, пластиковые бутылки, пакеты и прочий мусор. Изучили статистику по экологической ситуации в России. Оказалось, что 51% россиян считают, что бытовые отходы, мусор, свалки - главная угроза для окружающей среды, 37% россиян видят главную опасность в вырубке лесов и транспорте, 35% - в промышленных предприятиях.
Мусор - эта тема актуальна в нашем современном мире. Как бороться с бытовым мусором и нами людьми, не думающими о будущем? Считаем что, прежде всего, необходимо научиться не мусорить. Будем исследовать проблему «Можно ли научить НЕ МУСОРИТЬ». Гипотеза. Наш пример и активные действия помогут сделать территорию школы чистой. Цель. Вести работу по экологическому образованию и формированию культуры природолюбия. Задачи. 1. Выявить знание экологических проблем на территории школы и села. 2. Узнать, какой вид мусора самый опасный для природы. 3. Продумать меры по предупреждению замусоривания территории. 4. Для решения проблемы взаимодействовать с администрацией школы, села и редакцией районной газеты. 5. Быть примерными и активными участниками мероприятий по улучшению экологической ситуации на территории школы и села.
Исследование решили провести на территории школы. Продолжительность исследования- 1 месяц (апрель) Предмет исследования – мусор

Что мы знаем об экологических проблемах
В первую очередь, для того, чтобы привлечь ребят к сотрудничеству по экологической теме, был организован конкурс рисунков: «Сохранишь природу - сохранишь жизнь». Ответственность за проведение этого конкурса взяла на себя Е.Баннова. Она написала объявление и поговорила с ребятами в классах о важности каждого рисунка. Приложение№1 Продумали воззвания и определили тематику рисунков:
«МЫ за чистоту в природе», «Охраняйте животных»,
«Берегите природу», «Мы за чистую воду».
После подведения итогов лучшие конкурсные рисунки и статью А. Кальтенбергер, Е. Банновой с обращение к жителям района «Никогда не забывайте, природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто» отправили в районную газету «Чановские вести».
Далее мы решили определить, какие экологические проблемы знают ребята. С учителем географии Жарковой Г. В. организовали письменный опрос: «Я знаю экологические проблемы нашего села». В каждом классе ребятам вручили листы «Я знаю экологические проблемы села». Учащиеся с 1 по 11 классы описали свое видение экологических проблем. Проблема мусора тревожит каждого. Мусор повсюду: и на территории села у подворий, и у проезжей части дороги, и свалки у берегов озёр, за селом.
· Проведя данное исследование, мы теперь с уверенность можем сказать, что проблема мусора – одна из актуальных экологических проблем нашего села.
Самый опасный вид мусора
Бабушкина Н. - ученица 7 класса подготовила презентацию по теме «Самый опасный вид мусора» и защитила её на открытом мероприятии «Мы можем сохранить природу» для учащихся 7 – 9 классов. Благодаря этой работе ребята узнали, что существуют различные виды мусора, и основной проблемой в нашей стране является его переработка. Возникает новая проблема. Ядовитые вещества, оказывающиеся на свалках, проникают в подземные воды, которые часто используются в качестве источников питьевой воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде и здоровью человека.
Исследование территории
Организовали экскурсию по территории пришкольного участка, чтобы узнать, есть ли опасный для окружающей среды мусор. Арефьев В. и Бабушкина Н. выявляли и сфотографировали самые загрязнённые участки. Отметили, что на территории школы очень мало мусора по сравнению с территорией за школьной оградой. Результаты следующие: 1 место - самый загрязнённый участок у мусорного ящика, т.к. ветер разносит бумагу; 2 место - у крыльца школы и 3 место – выход из школьной ограды. Выводы: На территории школы преобладают следующие виды мусора: - предметы из бумаги и картона - обёртки от жевательной резинки, конфет; - предметы из фольги - коробки из под сока, фантики, обертки от мороженного; - природный мусор – ветки, остатки осенних листьев. Самыми опасными для природы оказались предметы из фольги. Итогом нашей экскурсии стала листовка «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!»
От слов к делу
Проведя данное исследование, мы решили, что для того, чтобы было чисто на территории школы, необходимо активно действовать. Уверены, только инициативными действиями мы можем решить актуальные экологические проблемы школы и села. 1. Организовали по классам сбор макулатуры. Чтобы бумага не разлеталась из мусорного бака, будем ее складывать в пакеты. Для этого договорились с администрацией школы о необходимости проведения данного мероприятия. Приобрели большие пакеты для сбора мусора и провели акцию «Мы ЗА сбор макулатуры».
2. Бабушкина Н. и Кальтенбергер А. обратились к администрации школы с предложениями: 1) установить урны у выхода из школьной ограды; 2) обязать дежурный класс организовывать проверку чистоты пришкольной территории с обязательным еженедельным отчётом на школьной линейке о проведенной работе. Наша инициатива была одобрена и поддержана директором школы. 3. Баннова Елена и Бабушкина Наталья составили для каждого класса опрос-инструктаж «МЫ за чистоту и красоту родного края». За основу взяли два правила поведения на природе: 1)не буду бросать фантики, обёртки от жвачки и мороженного, , 2) буду собирать макулатуру. В классах организовали беседы и собрали подписи. 100% согласие с правилами поведения в природе говорит о том, что мы готовы ответственно относиться к родной природе.
4. Приняли активное участие в общешкольном мероприятии «День чистоты» по уборке территории школы. 5. Организовали и провели акцию волонтеров по уборке территории сквера памяти. Было очень приятно слышать слова благодарности от односельчан.
В конце апреля проведена итоговая экскурсия по территории пришкольного участка на предмет обнаружения мусора. Нас порадовал результат. Красиво, зелено и чисто.
Вывод
Свою исследовательскую работу мы делали с большим удовольствием, потому что надеемся донести до многих подростков свои размышления по поводу загрязнения окружающей нас среды, а также убедить в том, что загрязнять природу нельзя, надо ее беречь и ухаживать за ней.
Мы очень часто слышим слово «ОХРАНА» Из слова «ОХРАНА» можно выделить слово – РАНА. Считаем, что этой раной для окружающих является мусор. Мусор ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы.
Гипотеза исследования подтвердилась - Наш пример, активные действия помогли сделать территорию школы еще чище. Значит, мы, учащиеся, можем внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором. 
ПерспективаМы обязательно продолжим свои исследования и будем действовать дальше, так как в нашем селе есть экологические проблемы.
Ценность работы: учимся сами и учим других бережно относиться к окружающей нас природе, развиваем навыки ручного труда, расширяем знания об истории вещей.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315