Рабочая программа по внеурочной деятельности Природная аптека


Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Природная аптека»
Раздел 1.Вводные занятия.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
-понятие «аптека», историю создания аптек, понятие «лекарственное сырьё», правила и сроки сбора сырья
-правила техники безопасности в кабинете биологии и на улице
Учащиеся должны уметь:
-собирать лекарственное сырьё
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
-применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы (познавательные)
-отвечать на поставленные вопросы, выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности (регулятивные)
-сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию (коммуникативные)
Личностные результаты обучения:
-проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук
-осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Раздел 2.Основы фитотерапии.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
-морфологические особенности строения корня, листьев, стеблей, цветков
-некоторые виды лекарственных растений и их применение в медицине
-основные лекарственные формы, получаемые из растений
Учащиеся должны уметь:
-соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии
-узнавать лекарственные растения
-работать с лупой
-составлять простейшие лекарственные сборы
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
-проводить простейшие наблюдения ,измерения, опыты (познавательные результаты)
-использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи (регулятивные результаты)
-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (коммуникативные)
Личностные результаты обучения:
-проявляют интеллектуальные и творческие способности
-проявляют интерес к новому материалу
-осознают потребность и готовность к самообразованию
Раздел 3.Применение в медицине продуктов жизнедеятельности животных и растений.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
-основные правила наложения бинтов
-продукты пчеловодства и их влияние на организм человека.
- целебные свойства мёда
- растения, из которых получают масла.
Учащиеся должны уметь:
-соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии
-работать с лупой
-накладывать бинты при оказании первой медицинской помощи
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
-проводить простейшие наблюдения ,измерения, опыты (познавательные результаты)
-использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи (регулятивные результаты)
-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (коммуникативные)
Личностные результаты обучения:
-проявляют интеллектуальные и творческие способности
-проявляют интерес к новому материалу
-осознают потребность и готовность к самообразованию
Раздел 4.Природные богатства и их полезные свойства.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
-источники природных богатств и способы их охраны
-значение природных богатств для человека
Учащиеся должны уметь:
-соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии
-работать с лупой
-работать с лабораторным оборудованием
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
-проводить простейшие наблюдения ,измерения, опыт.(познавательные результаты)
-использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи, составлять исследовательскую и проектную деятельность: уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.(регулятивные результаты)
-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения.(коммуникативные)
Личностные результаты обучения:
-проявляют интеллектуальные и творческие способности
-проявляют интерес к новому материалу
-осознают потребность и готовность к самообразованию
- формирование чувства ответственности за выполняемый вид деятельности.
Раздел5.Здоровый образ жизни школьника. Будь здоров!
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
-составлять рацион питания
-пользоваться упражнениями для снятия напряжения с глаз
Учащиеся должны знать:
-правила личной гигиены
-о вреде курения и последствия употребления наркотиков
-о вреде и пользе пребывания на солнце
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
-проводить простейшие наблюдения ,измерения, опыт.(познавательные результаты)
-использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи, составлять исследовательскую и проектную деятельность: уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.(регулятивные результаты)
-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения.(коммуникативные)
Личностные результаты обучения:
-проявляют интеллектуальные и творческие способности
-проявляют интерес к новому материалу
-осознают потребность и готовность к самообразованию
- формирование чувства ответственности за выполняемый вид деятельности.
Тематическое планирование
Наименование раздела Количество часов
Теория Практика Всего
1.Вводное занятие. 1 1 2
2.Основы фитотерапии1 6 7
2.1. Лекарственное сырьё: «корни». Морфологическое строение корня. Вещества, накапливаемые в корнях. Растения, корни которых используются в медицине. 1 2.2 Лекарственное сырьё: «листья». Морфологическое строение листа. Вещества, накапливаемые в листьях. Растения, листья которых используются в медицине. 1 2.3. Лекарственное сырьё: «цветки». Морфологическое строение цветка. Вещества, накапливаемые в цветках. Растения, цветки которых используются в медицине. 1 2.4. Лекарственное сырьё: «трава». Морфологическое строение стебля, листьев и цветов. Растения, траву которых используют в медицине. 1 2.5. Лекарственное сырьё: «плоды». Морфологическое строение плода. Вещества, накапливаемые в плодах. Растения, плоды которых используются в медицине. 1 2.6. Лекарственное сырьё: «семена». Морфологическое строение семени. Вещества, накапливаемые в семенах. Растения, семена которых используются в медицине. 1 2.7.Семинар по теме: « Основы фитотерапии». Ролевая игра. 1 3. Применение в медицине продуктов жизнедеятельности животных и растений. 3 5 8
3.1. Хлопок. Производство ваты и бинтов. 1 3.2. Основные правила наложения бинтов. 1 3.3. Продукты пчеловодства и их влияние на организм человека. 1 3.4. Целебные свойства мёда. 1 3.5. Животные жиры: барсучий жир, рыбий жир. 1 3.6. Растительные масла: льняное, камфорное, касторовое. Растения, из которых получают масла. 1 3.7. Эфирные масла и растения, содержащие эфирные масла. 1 3.8. Березовый сок. Камеди. Смолы. 1 4.Природные богатства и их полезные свойства. 3 3 6
4.1. Шерсть домашних животных, её применение в медицине. 1 4.2. Вода – основа жизни человека. Минеральная вода, её полезные свойства. Заводское производство минеральной воды. История Кавказских минеральных вод. 1 4.3. Морская соль. Получение. Применение. 1 4.4. Значение кислорода для жизни на земле. Кислородотерапия. 1 4.5. Грязелечебница, история создания. 1 4.6. Активированный уголь, понятие абсорбции. 1 5.Здоровый образ жизни школьника. Будь здоров! 4 4 8
5.1. Правильное питание. Составление рациона питания. 1 5.2. Личная гигиена. 1 5.3. Вред курения. 1 5.4. Психологическое здоровье человека. 1 5.5. Вред от наркотиков. Растения, содержащие наркотические вещества. 1 5.6. Солнечные лучи. Витамин D.Вред и польза. 1 5.7. Рефлексотерапия и польза от хождения по неровной поверхности. 1 5.8 . Зрение. Профилактика близорукости у школьников. Упражнения, направленные на улучшение зрения. Продукты, улучшающие зрение. 1 6.Круглый стол по теме: «Природная аптека» 1 1
Резервное время 2
Всего: 12 20 34
Содержание программы внеурочной деятельности
«Природная аптека»
Раздел 1.Вводные занятия (2 ч)
Вводный инструктаж по ТБ:
- на рабочем месте в учебном кабинете и в лаборатории, на учебно-опытном участке; во время экскурсий и в походе;
- при пользовании авто- и ж/д транспортом;
- электро- и противопожарная безопасность; ПДД
- антитеррористический инструктаж.
Понятие «аптека». История создания аптек. Понятие «лекарственное сырьё». Правила и сроки сбора сырья.
Практикум. Разгадывание кроссворда на тему «Что в природе можно использовать для лечения человека?»
Экскурсия. Прогулка по школьному двору с целью поиска лекарственного сырья.
Раздел 2.Основы фитотерапии(7 ч).
Лекарственное сырьё: «корни». Морфологическое строение корня. Вещества, накапливаемые в корнях. Растения, корни которых используются в медицине.
Лекарственное сырьё: «листья». Морфологическое строение листа. Вещества, накапливаемые в листьях. Растения, листья которых используются в медицине.
Лекарственное сырьё: «цветки». Морфологическое строение цветка. Вещества, накапливаемые в цветках. Растения, цветки которых используются в медицине.
Лекарственное сырьё: «трава». Морфологическое строение стебля, листьев и цветов. Растения, траву которых используют в медицине.
Лекарственное сырьё: «плоды». Морфологическое строение плода. Вещества, накапливаемые в плодах. Растения, плоды которых используются в медицине.
Лекарственное сырьё: «семена». Морфологическое строение семени. Вещества, накапливаемые в семенах. Растения, семена которых используются в медицине.
Лекарственные формы, получаемые из растительного сырья. Отвары, настои, настойки, сиропы. Основные правила составления сборов.
Практикум.
1.Изучение лекарственного сырья: «корни» под лупой. Работа с иллюстрациями лекарственных растений. Составление схем «Морфологическое строение корня».
2. .Изучение лекарственного сырья: «листья» под лупой. Работа с иллюстрациями лекарственных растений. Составление схем «Морфологическое строение листа».
3. .Изучение лекарственного сырья: «цветки» под лупой. Работа с иллюстрациями лекарственных растений. Составление схем «Морфологическое строение цветка».
4. .Изучение лекарственного сырья: «трава» под лупой. Работа с иллюстрациями лекарственных растений. Составление схем «Морфологическое строение стебля».
5. Изучение лекарственного сырья: «плоды» под лупой. Работа с иллюстрациями лекарственных растений. Составление схем «Морфологическое строение плода».
6 .Изучение лекарственного сырья: «семена» под лупой. Работа с иллюстрациями лекарственных растений. Составление схем «Морфологическое строение семени».
7.Семинар. Ролевая игра «На приеме у фитотерапевта». Лекарственные формы, получаемые из растительного сырья. Отвары, настои, настойки, сиропы. Основные правила составления сборов.
Раздел 3.Применение в медицине продуктов жизнедеятельности животных и растений. (8 ч)
Хлопок. Производство ваты и бинтов. Основные правила наложения бинтов. Продукты пчеловодства и их влияние на организм человека. Целебные свойства мёда. Животные жиры: барсучий жир, рыбий жир. Растительные масла: льняное, камфорное, касторовое. Растения, из которых получают масла. Эфирные масла и растения, содержащие эфирные масла. Березовый сок. Камеди. Смолы.
Практикум.
Основные правила наложения бинтов. Работа в парах по отработке основных правил бинтование. Практическое использование бинтов, марли и ваты.
Семинар по теме: «Целебные свойства мёда». Практическое применение мёда и его производных.
Животные жиры: барсучий жир, рыбий жир. Практическое применение животных жиров, их производство и необходимость охраны животных.
. Растительные масла: льняное, камфорное, касторовое. Растения, из которых получают масла. Практическое применение.
Эфирные масла и растения, содержащие эфирные масла. Практическое применение.
Раздел 4.Природные богатства и их полезные свойства.(6 ч)
Шерсть домашних животных, её применение в медицине. Вода – основа жизни человека. Минеральная вода, её полезные свойства. Заводское производство минеральной воды. История Кавказских минеральных вод. Морская соль. Получение. Применение. Значение кислорода для жизни на земле. Кислородотерапия. Грязелечебница, история создания. Активированный уголь, понятие абсорбции.
Практикум.
Вода – основа жизни человека. Минеральная вода, её полезные свойства. Заводское производство минеральной воды. История Кавказских минеральных вод.
Морская соль. Получение. Применение.
Активированный уголь, понятие абсорбции.
Экскурсия
1.Грязелечебница, история создания.
Раздел 5.Здоровый образ жизни школьника. Будь здоров!(8 ч)
Правильное питание. Составление рациона питания. Личная гигиена. Вред курения. Психологическое здоровье человека. Вред от наркотиков. Растения, содержащие наркотические вещества. Солнечные лучи. Витамин D.Вред и польза. Рефлексотерапия и польза от хождения по неровной поверхности. Зрение. Профилактика близорукости у школьников. Упражнения, направленные на улучшение зрения. Продукты, улучшающие зрение.
Практикум.
Правильное питание. Составление рациона питания.
Психологическое здоровье человека.
Рефлексотерапия и польза от хождения по неровной поверхности.
Зрение. Профилактика близорукости у школьников. Упражнения, направленные на улучшение зрения. Продукты, улучшающие зрение.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Ессентуки
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
естественных и общественных дисциплин
Протокол № 1 от 26.08.2016
Руководитель МО___________
Вашурина Наталья Ивановна СОГЛАСОВАНО
Зам.директора поУВРКудинова Елена Давыдовна
«29» августа 2016 года «УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________
Чуденцова Ада Алексеевна
Приказ от 30.08.2016 № 160

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по внеурочной деятельности «Природная аптека»
Класс: 5
Уровень образования: среднее общее образование
(Общеобразовательный уровень)
Срок реализации программы 2016 - 2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего – 34 часов (1 час в неделю)
Рабочая программа написана на основании:
1.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 3
Рабочую программу составила: Комарова Евгения Андреевна,
учитель биологии
2016 год