Консультация на тему Условия сохранения психического здоровья ребенка в семье


Условия сохранения психического здоровья
детей в семье
Подготовила
Педагог – психолог Борминская А.В.
МБДОУ №235 г.УльяновскаПсихология – это наука о душе. Значит психическое здоровье – это душеное здоровье. Оно включает в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие.
Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции.
Психически здоровый человек – это, прежде всего, спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир, не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими.
Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями психологического здоровья являются процесс адаптации при поступлении в ДОУ, уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, отсутствие отклонений в поведении.
Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья. Их можно разделить на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально – личностными особенностями.
Влияние факторов среды. Под ними обычно понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. Факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет).
1. Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи»: «все разрешено, твои интересы – главные, ты – лучший», т.е. когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Что происходит впоследствии: ребенка не интересуют желания и интересы других людей. Он видит мир только с позиции собственных интересов. Не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие, причем нередко хорошо интеллектуально развитые дети не могут адаптироваться в школьной среде, а в дальнейшем с трудом справляются с реальностью жизни.
2. «Как все»: у родителей нет общей жизни с детьми, нет настроения или времени ими всерьез заниматься. Мама и папа целый день на работе. Вместе только вечером или в выходные дни. Но и у родителей свои дела. А дети привыкли сами использовать свободное время так, чтобы не навлекать на себя лишний раз недовольство взрослых. Подобное отношение приводят к неуверенности в своих силах, низкой самооценке, подавленности или агрессии.
3. Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается, но они могут привести к нарушениям у ребенка половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых детей они могут привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию.
4. Следующий фактор – это явление родительского программирования. Вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение так, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Такой ребенок проживает не свою жизнь, а ту, которую ему «запрограммировали». Такой ребенок чаще демонстрирует повышенную тревожность и неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.
Какие существуют угрозы психологическому здоровью наших детей?
 Это:
нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей (в пище, отдыхе, нарушение режима дня);
ограничение самостоятельности;
стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности: чтению, счету, английскому языку и т. п.
бедность или, наоборот, избыточность, перенасыщенность предметной среды, в которой растет ребенок;
слабость эмоциональных контактов, невнимание к эмоциональным состояниям ребенка.
По каким признакам мы можем понять, что наш ребенок страдает, произошли нарушения в его психологическом здоровье?
Нарушения проявляются в:
-  трудностях засыпания и беспокойном сне;
-  усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
- беспричинной обидчивости, плаксивости или наоборот, повышенной агрессивности;
- отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется к ним»;
- рассеянности, невнимательности; беспокойстве и непоседливости; проявлении упрямства.
Условия сохранения психического здоровья детей в семье:
Поддерживать у ребенка положительную самооценку. Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки.
Содействовать эмоциональному благополучию. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.
Помочь ребенку осознавать свои поступки. Ребенку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Димой и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него».
Помочь ребенку контролировать свои эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка.
Помочь ребенку управлять своим временем, поведение. Давать ребенку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать свое время.
Взрослый для ребенка – не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект. Между взрослым и ребенком устанавливаются глубокие личные взаимоотношения. В этом смысле мы говорим о развивающих взаимоотношениях ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК. Совместная деятельность взрослого и ребенка, их сотрудничество и содружество в реальных, живых контактах друг с другом – вот та среда, в которой развиваются личность ребенка и личность взрослого как воспитателя.