ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ


ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ
Шаехое Гулюс Мухаметназипович,
учитель физической культуры, МБОУ «Сармановская гимназия»,
Республика ТатарстаВ наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитания, на здоровье оказывает влияние здоровый образ жизни, т.е. стиль жизни, труда, быта; культура питания и отдыха; физическая нагрузка, отсутствие вредных пристрастий. Современный школьник должен знать правила поведения и гигиенические нормы, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья.
Особую роль в рамках проблемы сохранения детского здоровья играет система образования, поскольку она является плавным каналом воздействия на массовый, организованный в ее рамках детский контингент. Образование является социальным институтом, оказывающим формирующее влияние на повседневную жизнь и перспективы развития взрослеющего человека. Именно на образовании лежат важнейшие функции передачи знаний, культурных и нравственных ценностей, помощь в социальной адаптации и выработке адекватного социального поведения. Профилактические программы в образовании призваны выполнять важную социализационную, воспитательную функцию.
Части подростков свойственна приверженность к особой молодежной субкультуре, образу жизни, для которого характерно терпимое отношение к курению, употреблению алкоголя, наркотически ществ, противоправному поведению, мало развита ценность здорового и полноценного образа жизни.
К сожалению, в настоящее время можно констатировать ослабление социализационного потенциала школы, недостаточность адекватных образовательно-воспитательных технологий, направленных на организацию жизнедеятельности детей, формирование у них ценности и навыков здорового образа жизни. Угроза здоровью детей в подростковом периоде, а затем и во взрослом состоянии может возникнуть в результате недостаточной физической активности.
Статистика показывет, что 78% учащихся школ имеют низкие показатели нервно-психического здоровья, что является основной причиной учебной неуспешности.
Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности педагога, его профессиональной компетентности.
Я хочу остановиться на теме здоровья наших учеников и учителей.
Человеческое общество основывается на вечных ценностях, среди которых - здоровье, образование, творчество. Это связано с тем, что они являются ресурсом и залогом успешного развития социума и человека.
Главная цель использования здоровьесберегающих технологий -здоровье школьников, но без заботы о здоровье учителя эта цель труднодостижима. Аксиома, что не занимающийся воспитанием учитель превращается в «урокодателя». А полноценное воспитание - это и формирование культуры здоровья, в том числе и личным примером.
По данным исследования CINDI-children (2) в 2000 г. в 8 городах России большинство детей имеют условия для занятий физической активностью во время уроков, около половины подростков считают, что есть возможность для занятий в секциях во внеурочное время. В то же время в другом исследовании (4) установлено, что только 30% школьников действительно дополнительно занимаются спортом, из них только каждый пятый занимается в спортивной секции или кружках. В большинстве школ преобладает статическая нагрузка (предметы гуманитарного и естественно-математического циклов) над динамической на фоне проведения малоэффективных форм физического воспитания. Наметилась стойкая тенденция формирования группы подростков с резким ограничением двигательной активности вплоть до «гипокинетоза». Понимание значимости проблемы детского здоровья, формирования здорового образа жизни в образовании носит уже всеобщий характер. В России за последние годы накоплен важный опыт работы с этой проблемой на разных экспериментальных площадках как в сфере образования, так и в области здравоохранения и административного управления.
Однако развитие профилактических программ позволяет более точно сформулировать особенности программ укрепления здоровья школьников и сформулировать требования к ним.
1. Главным требованием выступает комплексный подход в разработке программ укрепления здоровья, предполагающий интеграцию в единую программу как собственно педагогических, так и социальных мер. Результатом подобного подхода должно стать изменение среды образовательного учреждения в сторону большей дружественности по отношению к детям, реализации на практике основ здорового образа жизни - перевод знаний на поведенческий уровень. При применении, быть может и эффективных, но разовых оздоровительных методик не решается задача изменения и оздоровления образа жизни; при работе только с детьми — упускается из виду семейный стиль образа жизни.
2. Адекватный информационный подход. Традиционный подход, связанный с информированием детей и подростков о разного рода опасностях, связанных с образом жизни, правилах поведения недостаточно оправдывает себя. Дети относятся к этой информации как к еще одному предмету, за который, к тому же, не ставят оценки. Необходим поиск новых подходов и педагогических технологий, построенных на деятельностных принципах, позволяющих формировать ценности и поведение (а не только знания), соответствующее здоровому образу жизни.
3. Необходимость непосредственного участия в образовательном процессе специалистов (медиков, психологов, физиологов, пр.).
4. Организованное участие родительской общественности: Значительная часть детей больше всего доверяет в вопросах, связанных с факторами риска, своим родителям. А они часто не умеют разговаривай, со своими детьми на эти темы и нуждаются в помощи. Необходимо активно включать родительскую общественность в проведение программ укрепления здоровья, проводить просветительские профилактические, в том числе психологические компании, направленные ни родителей подростков.
5. (Социально-психологические различия детей разных образовательных ступеней профилактические образовательные программы должны иметь разные формы и задачи в соответствии со спецификой возраста детей данной образовательной ступени:начальная школа - дети данной возрастной ступени более восприимчивы и информационно познавательному подходу,
средняя и старшая школа – основной задачей становится включение ребенка в активной позиции в анализ, обсуждение и изменение (настолько это возможно) ситуации.
Таким образом, эффективные профилактические программы силами образования должны давать возможность как для влияния на осознание детьми и подростками ситуации, на выбор адекватных жизненных решений, так и для координации усилий всех, заинтересованных в решении проблемы детского здоровья.
Для воспитания здорового образа жизни и укрепления здоровья школьников, необходимо выполнить следующие задачи:
воспитание у детей навыков здорового образа жизни и закрепление их;
обучение, способствующее осознанию подростком ответственности за свое здоровье;
профилактика рискованного поведения: курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании;
обучение навыкам, способствующим адаптации к стрессу для предупреждения психосоматических заболеваний и суицидных действий;
коррекция сексуальных проблем (предупреждение подростковой проституции, ранней беременности, инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции);
умение инициировать у родителей чувство ответственности за здоровье их детей,
распространение передового опыта работы, имеющегося в регионе, в стране.
Как было сказано выше, необходимо сотрудничество, как минимум, двух ведомств — медицинского и педагогического. Эффективность сотрудничества возрастет, если будут разделены области ответственности — большая часть ответственности за реализацию программы сохранения здоровья школьников должна лежать на педагогическом коллективе. Эта деятельность представлена следующими элементами:
валеологический анализ урока,
предоставление учащимся определенного объема знаний о здоровье и рискованном поведении,
индивидуальный график обучения или формирование профильных классов в зависимости от психологических особенностей школьников.