Создание условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Создание условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся в МБОУ «Новониколаевская СОШ имени В.С. Иванченко»
Автор: заместитель директора по ВР МБОУ «Новониколаевская СОШ имени В.С.Иванченко» Скирта Е.Т.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся - первостепенная задача образовательных учреждений.
Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.
Условия охраны здоровья учащихся регламентированы такими нормативно – правовыми документами как Федеральный закон «Об образовании», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 28.12.2010 N 2106 были сформулированы следующие требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников:
1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
3) рациональная организация образовательного процесса;
4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
В МБОУ «Новониколаевская СОШ имени В.С. Иванченко» работа по сохранению здоровья учащихся организуется согласно федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
 
Требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:

1.                  Работа по формированию культуры здорового образа жизни ведется в системе и является важной составляющей работы школы, что отражено:

·                    в уставе школы;

·                    в планах воспитательной работы в направлении «Спорт и здоровье».

2.                  По вопросам здоровье сбережения школа активно сотрудничает с:

·                    инспекция по делам несовершеннолетних;

·                    учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта: ДЮСШ Гайского городского округа;

·                    здравоохранения: ФАП села Новониколаевка, детская поликлиника;

3.                  Преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования заложена в учебных программах дисциплин физкультура, окружающий мир, биология и ОБЖ;

4.                  В школе функционирует кабинет социального педагога, где осуществляется социально-педагогическое и психологическое сопровождение образовательного процесса;

Требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:

1. Состояние и содержание территории, здания и помещений школы 518, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) соответствует требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.

 2. В школе функционирует столовая, учащиеся обеспечены горячим питанием. Предоставляется питание 1 раз, а для обучающихся в рамках ФГОС двухразовое питание.

3. Учебные кабинеты, спортивные сооружения оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.

4. В учебных кабинетах, спортивных залах и других помещения для пребывания обучающихся, воспитанников выполняются санитарные правила естественной и искусственной освещенности, воздушно-теплового режима.

5.      В школе имеется кабинет ОБЖ для формирования навыков безопасного поведения учащихся.

Требования к рациональной организации образовательного процесса реализуются следующим образом:

1.                  Неукоснительно соблюдаются санитарные нормы в части организации образовательного процесса, что отражено в учебном плане и расписании занятий, соблюдается режим учебы и отдыха: при составлении расписания учитывается  предельно допустимая учебная нагрузка; в школе проводятся с1 по 11 класс 3 урока физкультуры.

2.                  В своей профессиональной деятельности педагоги школы учитывают возрастные возможности учащихся и их индивидуальные особенности.

3.                  Большое внимание уделяется соблюдению норм двигательной активности при организации образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил: в 1-11 классах проводятся физминутки: пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика, для учащихся начальной школы проводятся динамические перемены).

4.                  Также уделяется внимание соблюдению здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил;

5.                  В школе организовано обучение на дому для учащихся по медицинским показаниям.

6.              Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды  осуществляется за счет создания доверительной обстановки на уроках, соблюдение оптимальной учебной нагрузки, проведение дополнительных консультаций по учебным предметам. Развитию познавательной мотивации способствует проведение предметных недель (например, неделя естественных наук, неделя математических наук и.т.д.) Проведение внеклассных мероприятий приуроченных к историческим датам.

7.              Для  сохранения физического здоровья и правильного физического развития детей созданы условия для физического и эстетического развития детей во второй половине дня (в школе организовано 3 бесплатных кружка «Я и Отечество», «Рукодельница», «Лидер» и 1 секция «Вольная борьба»).

8. Систематически заместителем директора по воспитательной работе и классными руководителями проводятся внеклассные мероприятия способствующие формированию навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья.

Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении реализуются следующим образом:
 

1.                  В образовательном процессе, на уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе.

2.                  На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкульт минутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и.т.д.

3.                  Для учащихся начальных классов организуются динамические перемены.

4.                  Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности являются частью воспитательной работы. Ежегодно проводятся дни здоровья, участие школьных спортивных команд во внутришкольных, районных и городских спортивных мероприятиях.

Требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками включают:

1.                  В рамках воспитательной работы проводятся  акции на тему: «Я выбираю здоровый образ жизни». Учащиеся школы выступают на районных конкурсах по данной тематике. На общешкольных всеобучах и на классных родительских собраниях проводятся беседы по профилактике употребления ПАВ, с привлечением сотрудников детской комнаты милиции и представителей наркоконтроля.



2. Проводятся профилактические мероприятия, направленные на профилактику употребления ПАВ: соревнования по баскетболу, приуроченные против пагубных привычек, игра, направленная на формирование здорового образа жизни «А ну- ка девочки, а ну-ка мальчики!»

Требования к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:

Во всех учебных кабинетах есть маски по количеству обучающихся и педагогов и градусники для измерения температуры.

Горячее питание организацию в соответствии с требованиями санитарных правил качественного горячего питания обучающихся, воспитанников.

На родительских собраниях социальным педагогом и заместителем директора по воспитательной работе ведется информационно-просветительская работа с  родителями по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья обучающихся. Родители получают информацию о возрастных и физиологических особенностях детей, об особенностях адаптации к  обучению в школе  или переходе в среднее звено, знакомятся с методами профилактики и укрепления здоровья учащихся.

Осуществляется ежегодный анализ динамики показателей здоровья обучающихся, воспитанников (общего показателя здоровья; показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата; травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма; показателя количества пропусков занятий по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников);

Проводится анкетирование родителей на предмет удовлетворенности организацией образовательного процесса. Проводится диагностика школьной тревожности у учащихся 1 и 5 классов. Проводится диагностика адаптации учащихся 1, 5 и 10 классов. По результатам диагностики даются рекомендации родителям и учителям.

 
Анкетирование родителей на предмет удовлетворенности организацией образовательного процесса.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415














Диаграмма 1Root Entry